В настоящее время в России происходит процесс формирования менеджмента, соответствующего мировым стандартам, по средствам применения зарубежного опыта в российских реалиях, учитывая при этом национальные особенности.
Современный менеджмент, в зависимости от времени и места развития, имеет ряд общих черт и особенностей. Поэтому нельзя перенести специфические особенности менеджмента из одной культуры в другую, без негативных последствий для общества.
Актуальность моего исследования заключается в том, что общей тенденцией последних десятилетий является возрастание роли управленческой деятельности в эффективном функционировании российских компаний.
Проблема, на которой акцентируется большая часть внимания, – это принципы управленческой деятельности как отличительная особенность российских компаний. Объектом исследования является менеджмент в России, а предметом- особенности российского менеджмента в современных организациях.
Основной целью исследования является ответ на вопрос «Каковы отличительные особенности менеджмента в России и как они проявляются в управленческой деятельности различных компаний?» и поставлены следующие задачи:
- Изучить концепции формирования российского менеджмента;
- Выявить его основные особенности;
- Рассмотреть особенности российского менеджмента на примере нескольких компаний;
- Проследить проблемы российского менеджмента и пути их решения.
Теоретическая часть
Концепции формирования российского менеджмента
Множество факторов влияют на специфику российского менеджмента, однако наиболее значимым является менталитет нации.
- Концепция копирования западной теории менеджмента. Данная концепция не отражает особенностей российского менталитета, так как «надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении». Для того чтобы применить данную концепцию достаточно сделать перевод западных учебников на русский язык. Несмотря на то, что концепцию копирования западной теории менеджмента довольно легко реализовать в России, существует опасность новых проблем и потрясений в связи с использованием не адаптированной к российским условиям теории.
- Концепция адаптации западной теории менеджмента. Данная концепция основана на частичном приспособлении западной теории к российским условиям, а также учетом характерных черт русской ментальности. Однако здесь возникает вопрос о выборе наиболее подходящей для России западной теории. Теории, не учитывающие особенности русского менталитета, не смогут стать полезными для российской экономики и утратят сою значимость.
- Концепция создания российской теории менеджмента. Применяя мировой опыт управления, данная концепция основывается на учете всех особенностей российской ментальности, не отрицая при этом значимости восточной и западной школ менеджмента. Российский менеджмент стремится создавать собственные формы и методы управления, отражая всю суть российского менталитета.
Специфика российского менеджмента
Анализ основных черт русского характера позволяет заметить их двойственность. Так, Прохоров А.П. отмечает: «Все русские, от грузчика до генерального секретаря, держат в своем сознании два разных варианта поведения, соответствующих стабильному и нестабильному состоянию системы управления»[1, 12]. Именно дуализм является главной чертой отечественной ментальности. Российский менеджмент занимает промежуточное положение между американским менеджментом, базирующемся на индивидуализме, и японском, основанном на психологии группизма.
Атмосфера в коллективе
Для русской модели менеджмента отношения внутри коллектива, моральный дух в коллективе как правило гораздо важнее самого бизнеса и заработной платы, что значительно отличает ее от американского менеджмента. Для человека, работающего в российском предприятии, работа является целью, а свободное время- лишь способом набраться сил перед трудовыми буднями.
Российскому менеджменту характерна жесткая субординация между руководителем и подчиненным. Воздействие осуществляется не на конкретного индивидуума, а на коллектив в целом. Доносительство в коллективе не приветствуется и считается аморальным поступком. Также не принято доносить на самого себя, указывая собственные ошибки. Более того, сотрудник компании пытается скрыть свои недочеты, избежав тем самым увольнения и денежного наказания.
Умение презентовать и выступать
Одно из важнейших свойств руководителя на западе- умение презентации (presentational skills)- не играет такой серьезной роли в России. Гораздо большей ценностью для российского менеджера является умение вести переговоры (communications skills) и наладить личный контакт.
Отсутствие проактивности
В России зачастую не приветствуются амбициозные люди, желающие добиться больших успехов и выделиться из основного коллектива своими достижениями, умом, талантом. Данная ситуация в российском менеджменте характеризуется отсутствием проактивности, что означает подчинение внешним условиям и подавление внутренних стремлений и стимулов. Отсутствие проактивности считается большим недостатком в западных компаниях.
Умение работать в команде
В иностранных компаниях данному умению отводят особое место. Для этого проводят определенные тренинги по сплочению команды, называемые “Team building”. В российских компаниях также зарождается тенденция к внедрению корпоративного духа. В крупных компаниях организуют различные тренинги, корпоративные вечеринки, совместные выездные мероприятия для сплочения коллектива. В настоящее время особо ценится коммуникабельность и умение найти подход к различным людям.
Стиль руководства
Каждой компании присущ своеобразный стиль управления. Однако существуют общие характеристики такие как умение вести переговоры, мотивировать сотрудников работать, управлять коллективом и уважать ценности компании. Российским компаниям свойствен авторитарный стиль управления с жестким контролем за принятием решений их дальнейшей реализацией и полной зависимостью сотрудников от произвола руководства.
Отношения к переменам
Одной из особенностей российских компаний является быстрое приспособление к внешним изменениям в условиях конкуренции. Именно поэтому важным условием при приеме на работу является мобильность сотрудника. Тем не менее у российских компаний в отличие от иностранных зачастую возникают проблемы с внутренней реорганизацией компании.
Готовность к неудачам
Хоть это и не желательно, Российские компании готовы порой терпеть неудачи, это является нормальным явлением для российского менеджмента. Напротив, западные менеджеры придерживаются другой методики. Для повышения производительности труда они устанавливают невыполнимые планы с нереальными показателями. В данной ситуации сотрудники мотивированы работать. И поэтому в случае неудач они все равно получают небольшую премию, а выполнение плана тем более является приятной неожиданностью для руководства.
Характерной особенностью также является продолжительная занятость сотрудника в одной компании в связи с низким уровнем миграции, небольшим выбором предприятий и важностью взаимоотношений сотрудников и руководителя.
Особенности корпоративного менеджмента
- специфика организации кадровой службы;
- способы достижения эффективности работы совета директоров;
- порядок регламентации основных управленческих вопросов.
Согласно методике Э. Холла Россия принадлежит к группе стран с полихроническим восприятием времени. Так, нарушение временных рамок (опоздания, прогулы, задержки сроков выполнения работы) и некачественное выполнение работы являются скорее нормой, чем исключением. Еще одной характерной чертой является обусловленность карьерных успехов личной симпатией и родственными связями.
Практическая часть
ОАО «РЖД»
Общие сведения
ОАО «РЖД»- железнодорожная компания, начавшая свою деятельность 1 октября 2003 года. “Российские железные дороги” играют особую роль в обеспечении стабильности экономической системы России, осуществляя перевозки необходимых грузов и являясь одним из наиболее доступных видов транспорта для граждан.
Миссией компании является «удовлетворение спроса на перевозки и интеграция в Евроазиатскую транспортную систему»[6].
Главной целью компании является извлечение прибыли из предоставленных услуг по железнодорожной перевозке.
« ОАО “РЖД” перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО “РЖД” работают 1 300 000 сотрудников»[6].
Особенности управления в ОАО «РЖД»
К особенностям корпоративного управления относят:
- Эффективная работа совета директоров при помощи:
- Комитетов и комиссий, состоящих из высококвалифицированных менеджеров и созданных для разработки решений наиболее значимых проблем;
- Членов совета директоров, вовлеченных в процесс разработки стратегии ОАО «РЖД»;
- Расширения полномочий по утверждению сделок
- Регламентация основных управленческих вопросов
- Формирование единого правового пространства
- Регулирование финансовой и хозяйственной деятельности дочерних обществ
- Повышение эффективности управления бизнесом в дочерних обществах
- Регулирование кадровой политики в дочерних обществах
- Полнота информации, предназначенной для акционеров и партнеров. Информации обо всей деятельности РЖД доступна на корпоративном веб-сайте, корпоративный агентствах и в СМИ.
- Взаимодействие с акционерами. Проведение диалогов с акционерами и участниками дочерних обществ является целью развития корпоративного управления.
- Создание Кодекса корпоративной этики. Данный документ содержит принципы взаимодействия работников, этические принципы. Также описываются ценности бренда РЖД, ответственность перед обществом; указываются конкуренты и инвесторы. Данный кодекс создан для сплочения коллектива и ориентации коллектива на достижение общих целей.
- Разрешение корпоративных конфликтов. Предупреждение конфликтов на ранних стадиях и незамедлительное информирование об этом совета директоров является залогом успешного функционирования Общества.
- Высокая доля ответственности перед обществом
- Предоставление рабочих мест населению
- Способствует развитию инфраструктуры в регионах
- Социальная поддержка граждан
- Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду
- Внедрение мотивационных программ
- Ипотечная программа
- Увеличение пенсионного обеспечения
- Поддержка молодых специалистов
- Оздоровление в санаториях
- Медицинское обслуживание и страхование. ОАО «РЖД» придерживается стандартов корпоративного управления, постоянно совершенствуя финансово-хозяйственную деятельность, повышая эффективность работы и инвестиционную привлекательность.
ОАО «Альфа-Банк»
Общие сведения
ОАО «Альфа-Банк» - крупнейший банк, основанный в 1990 году и выполняющий все виды банковских операций. Банк имеет 511 отделений, в число которых входят как филиалы в нашей стране, так и несколько дочерних банков за рубежом. Главный офис Альфа-Банка находится в Москве. Примерно 21 тыс. человек работает в ОАО «Альфа-Банк».
«Миссия банка- сделать все финансовые операции простыми и удобными для клиентов» [11].
Особенности управления в ОАО «Альфа-Банк»
Политика и деловая практика Компании в области управления персоналом базируется на безусловном соблюдении Трудового кодекса РФ, других законодательных норм и Кодекса корпоративной этики ОАО «АЛЬФА-БАНК». Кодекс корпоративной этики работников определяет общие правила делового поведения, которые обязаны соблюдать все сотрудники, независимо от занимаемой должности. В данном Кодексе четко изложены корпоративные ценности, которым относят:
- Уважение и удовлетворение просьб как внешних, так и внутренних клиентов;
- Работа в команде является одной из основных корпоративных ценностей банка, при этом под командой понимается не только свое подразделение, но и Банк в целом. Уважительное отношение к коллегам и стремление помочь им – всячески поощряется. Это является примером ориентации управления на группу, реализации коллективного контроля и ответственности работника перед Банком и другими сотрудниками, а так же морального духа в коллективе.
- Личные качества сотрудника являются двигателем его карьеры. В ОАО «Альфа-Банк» это проявляется в стимуляции работников к поиску новых прибыльных идей, развитии их лидерских качеств и способности принимать решения в ситуации неопределенности. При этом, сохраняется фокусировка на достижении общей для коллектива цели.
Также к характерным чертам Альфа-Банка относят добросовестное отношение не только к деловым партнерам, но и к конкурентам. Согласно Кодексу, Банк строит отношения со своими Работниками на принципах долгосрочного сотрудничества, взаимного уважения и неукоснительного исполнения взаимных обязательств. Отличительной чертой сотрудников Банка является соблюдение делового стиля, одинаково доброжелательное отношение ко всем клиентам.
ОАО «НЗХК»
Общие сведения
ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» («НЗХК») входит в число предприятий российского ядерного топливного цикла, является дочерней компанией топливной компании «ТВЭЛ». «НЗХК» основан в 1948 году и по сей день набирает обороты в производстве.
Миссией компании является «предоставление востребованного пакета услуг (урановый продукт и ядерное топливо) для повышения конкурентоспособности электроэнергии, вырабатываемой АЭС»[14].
Особенности управления в ОАО «НКХК»
К особенностям корпоративного управления ОАО «НЗХК» относят:
- Строгие требования к раскрытию информации (помимо годовых отчетов ежеквартально предоставляется отчетность о деятельности предприятия);
- Право акционеров на участие в Общем собрании через своего представителя(путем выдачи доверенности), а так же вносить вопросы в повестку дня Годового общего собрания акционеров ( при наличии более 2% голосующих акций);
- Возможность вхождения в Совет директоров инсайдеров (лица, работающие в корпорации), а так же аутсайдеров (лица, не связанные с корпорацией и управлением ею напрямую);
- Установление стандартного размер дивидендов, равный двум рублям на одну акцию;
- Не закрепление в уставе компании причин, по которым дивиденды по акциям могут быть не выплачены;
- Значительное влияние федеральных законов на деятельность корпорации.
Заключение
С развитием менеджмента Россия столкнулась с рядом проблем, без решения которых интеграция в мировое сообщество неосуществима. Рассмотрим основные более подробно.
- Квалификация менеджеров. Зачастую в связи с малым количеством профессиональных преподавателей по менеджменту и отсутствием необходимого оборудования подготовка менеджеров не соответствует мировым стандартам.
- Понимание сущности менеджмента. Российские руководители, именуя себя менеджерами, по сей день используют старые методы управления. Видя менеджмент лишь как управление и ведение бизнеса, порой остаются без внимания важные направления практической деятельности менеджера.
- Отсутствие навыка принимать решения. Данный навык является ключевым в деятельности менеджера. Неспособность принимать решения и отвечать за судьбу компании может привести к банкротству, потере клиентов и сотрудников.
- Отсутствие навыка распределять полномочия. Зачастую российские руководители выполняют ту работу, которую могли бы делегировать своим сотрудникам.
- Отсутствие риск-менеджмента и инноваций в управлении. Страх менеджеров применять новые методы в управлении и идти на риск в связи с угрозой потери руководящей должности.
- Экологические проблемы. Использование устаревшего оборудования и экологически небезопасных технологий в связи с их доступными ценами.
- Неумение применять методы мотивации. В настоящее время для стимулирования сотрудника недостаточно простой похвалы и благодарности, гораздо лучше мотивирует денежная премия или поездка за рубеж за счет компании.
- Понимание ответственности менеджмента перед обществом. Менеджеры зачастую забывают о социальной ответственности компании и ради прибыли, готовы закупать и продавать некачественные продукты.
- Проблема налогообложения и ценообразования. По причине несовершенства системы налогообложения современным менеджерам проще обходить закон, чем соблюдать его. Рыночное ценообразование по-прежнему не отрегулировано и контролируется не законами рынка и государством, а монополистами.
- Противоречия между региональными и федеральными законами.
- Отсутствие навыка формировать команду. Руководителям необходимо поддерживать и поощрять способных работников и увольнять работников, не соответствующих требованиям компании.
На данный момент существует 4 пути решения существующих проблем.
- Восстановление системы повышения квалификации сотрудников на базе имеющихся институтов и бизнес-школ
- Подготовка специалистов в иностранных школах менеджмента.
- Использование опыта лидирующих на мировом уровне компаний.
- Разработка и осуществление программы подготовки менеджеров для российских компаний.
Таким образом, без знания особенностей менеджмента, проблем, с которыми сталкиваются современные менеджеры, и путей их решения российские компании не смогут функционировать ни на зарубежном рынке, ни на отечественном.
Библиографический список
- Тютчев Ф. И., Карамзин Н. М. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА.
- Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности //Социологические исследования. – 2001. – №. 10. – С. 48-58.
- Картавый М. А., Нехамкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – №. 3. – С. 11-28.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента: учеб.пособие для студентов. – М.: ИКК «Дека», 1997, с. 46.
- Герчикова И. Н. и др. Менеджмент. – М. : Юнити-Дана, 2002.
- ОАО “РЖД”: URL: http://rzd.ru/
- СМИ об “РЖД”: URL:http://press.rzd.ru/smi/public/ru/press?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&page5049_3049=127&refererLayerId=5049&id=5516
- Кодекс деловой этики ОАО «РЖД»//Утвержден решением совета директоров ОАО «РЖД»(протокол от 28 ноября 2012г. №19). – 2012.
- Герасимова К. В., Морозов С. А. РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «РЖД» //Редакционная коллегия: доктор экономических наук, профессор ВН Клочков (отв. редактор); доктор экономических наук, профессор ВН Трегубов; доктор экономических наук, профессор НВ Астафьева; доктор экономических наук, профессор АН Плотников. – 2013. – С. 46.
- Правительство Российской Федерации. Российские железные дороги. – М. : Трансинфо, 2004.
- ОАО “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/about/
- Кодекс корпоративной этики ОАО “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/f/1/about/corporate_ethics/codex_2012.pdf
- Устав открытого акционерного общества “Альфа-Банк”: URL:http://alfabank.ru/f/1/about/corporate_governance/documents/regulations.pdf
- Топливная компания “ТВЭЛ”: URL:http://www.nccp.ru/about/fuel_company_tvel/
- Балдина Н. П. ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ //Проблемы современной экономики. – 2010.
- Shvidenko A., Nilsson S., Roshkov V. Possibilities for increased carbon sequestration through the implementation of rational forest management in Russia //Water, Air, and Soil Pollution. – 1997. – Т. 94. – №. 1-2. – С. 137-162.
- Buck T. Modern Russian corporate governance: convergent forces or product of Russia’s history? //Journal of World Business. – 2003. – Т. 38. – №. 4. – С. 299-313.
- Belova A. G., Thompson L. S. RZD reform makes good progress //Railway Gazette International. – 2005. – Т. 60. – №. 10.
- Kenneth C. Moscow banks eye Russian regions //The Russia Journal Weekly. – 2003.
Количество просмотров публикации: Please wait