МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СНГ

Котилко Валерий Валентинович
СОПС Минэкономразвития РФ и РАН
д.э.н., проф., ак. РАЕН, гл. н. с.

Аннотация
Статья посвящена методам оценки результативности решений принимаемых на уровне наднациональных органов Содружества. В ней раскрыты существующие методы оценки, принимаемых решений, и отражены направления разработки методики оценки результативности и эффективности их в сравнении с международным опытом.

Ключевые слова: внешние и внутренние факторы, конкурентоспособность, критерии оценки, методы оценки торговой политики стран СНГ, механизм управления, оценка рисков, процесс адаптации, эффективность органов управления, эффективность управления


METHODS FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF SUPRANATIONAL BODIES OF THE CIS

Kotilko Valerii Valentinovich
Council for studying of productive forces of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and Russian Academy of Sciences
Dr. Sci. (Ec.), Professor, Senior research associate, Center of researches of economic problems of the CIS

Abstract
Article is devoted to search of methodical approaches to an assessment of the efficiency, made decisions at the level of supranational bodies of the CIS. In it existing methods of the assessment, made decisions are opened, and the directions of development of a technique of an assessment of productivity and their efficiency in comparison with the international experience are reflected.

Библиографическая ссылка на статью:
Котилко В.В. Методы оценки результативности наднациональных органов СНГ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6520 (дата обращения: 25.04.2024).

Методики оценки эффективности органов управления  в условиях неопределенности

Методики оценки эффективности управления, применяемые на практике и рекомендуемые в экономической литературе, до сих пор не типизированы. Различные авторы решают эту проблему исходя из тех целей, которые они ставили в ходе исследования конкретных объектов управления. Проблемы эффективности управления  в условиях нарастающих рисков, снижения безопасности и устойчивости стран остаются до сих пор нерешенными.

Наиболее типичные подходы к проблеме эффективности решаются с помощью следующих методических приемов:

  • оценивается эффективность затрат на управление производством;
  • эффективность управления сводится к показателям и критериям эффективности производства, либо к доле какого-либо показателя, принятого за обобщающий;
  • сравниваются показатели, характеризующие управляющую и управляемую подсистемы;
  • путем соотношения целей и результатов;
  • оценивается эффективность управленческих решений;
  • через оценку эффективности управленческого труда;
  • ориентируясь на методы оценки эффективности использования новой техники и внедрения инновационных технологий.Общим для всех существующих методик является использование главных показателей – таких как: рентабельность, трудоемкость функций управления, балансовая прибыль, реализованная продукция. В результате практически невозможно сравнить эффективность деятельности аппарата в различных отраслях и странах. Кроме того, эти методики даже не ставят задачу создания адаптивного механизма, позволяющего снизить негативные последствия от факторов – риска.Наиболее распространенными являются следующие алгоритмы расчетов:
  1. Эс = ( Зу ∙ 100 ) : ( Фоб ∙ К1  +  Фос ∙ К2) ,где Эс- экономичность системы,К1  и К2  - коэффициенты, характеризующие уровни кооперирования и концентрации производства,100 – коэффициент, вводимый для увеличения абсолютной величины показателей экономичности системы управления;
  2. Эп = Qнч: Ч,где Эп- эффективность производства,Qнч-объем нормативно-чистой продукции предприятия,Ч – общая численность работающих;
  3. Обосновывается последовательность расчета эффективности работы аппарата управления:
  • определяется доля затрат на управление в сумме общих затрат;
  • выделяется доля управленческого аппарата в численности промышленно-производственного персонала;
  • определяется доля управленческих затрат;
  • рассчитывается темп изменения удельного веса управленческих затрат;
  • определяется коэффициент стабильности кадров;
  • рассчитывается темп изменения коэффициента стабильности кадров;
  • выявляется темп роста доли затрат на одного работника из объема общих затрат;
  • рассчитывается темп роста производительности труда;
  • рассчитывается коэффициент эффективности производственно-хозяйственной деятельности, как отношение произведения темпа роста производительности труда и темпа изменения коэффициента стабильности кадров к темпу роста доли затрат на одного работника;
  • определяется коэффициент эффективности управления предприятием (как произведение коэффициента эффективности производственно-хозяйственной деятельности на темп изменения удельного веса управленческих затрат), стремящийся к max.Во многих работах предлагают, на наш взгляд справедливо, ввести в понятие «эффективность управления» понятие «эффективность обеспечения безопасности». Очевидно, что нельзя внедрить методы адаптивного управления рисками без выявления угроз, рисков и оценки безопасности работы предприятий, отраслей и стран. Реализовать эту идею на практике можно только поэтапно, последовательно двигаясь к намеченной цели от классификации потенциальных и реальных угроз (с одной стороны) до реализации концепции экономической безопасности и эффективности ее применения в рамках предлагаемого нами к реализации адаптивного менеджмента.Этапы эффективного управления, через реализацию концепции безопасности  в условиях функционирования адаптивного менеджмента, включают  следующие шаги:I шаг - оценка состояния экспортного потенциала стран и системы их управления с позиций способности реагирования на меняющиеся условия хозяйствования;

    II шаг – ранжирование потенциальных и реальных угроз, классификация факторов риска (по степени значимости, величине ущерба, причинам угроз, негативным последствиям, размеру возможного ущерба);

    III шаг – цель экономической безопасности и адаптивного менеджмента экспотным сектором (формулировка задач, направлений стратегии, сценариев перспективного развития, разработка плана мероприятий по повышению эффективности управления в рамках категорий теорий рисков, адаптивного менеджмента, безопасности функционирования);

    IV шаг – построение системы экономической безопасности и внедрения адаптивного механизма в странах ЕЭП в условиях неопределенности (внешние и внутренние угрозы, их фиксация, предварительная оценка последствий, выработка механизма противостояния, снижение (предупреждение) ущерба, эффективность работы аппарата управления);

    V шаг – разработка методики оценки рисков, состояния безопасности, способности органов управления своевременно реагировать на внешние и внутренние угрозы, группировка последствий и оценка влияния ущерба от рисков на эффективность управления, отбор показателей, характеризующих результативность работы экспортных отраслей и наднациональных органов управления с адаптационных позиций;

    VI шаг – учет влияния конкурентоспособности, производственной деятельности и сферы сбыта на способность стран адаптироваться к внешним и внутренним условиям, факторам-риска и угрозам, снижающим эффективность работы аппарата управления;

    VII шаг - определение размеров различных видов ресурсов, способов адаптации, нацеленных на снижение возможных негативных последствий факторов риска (материально-технических, финансовых, энергетических, кадровых, информационных ресурсов, средств защиты, финансовых затрат, необходимых для экономической безопасности и эффективной работы органов управления);

    VIII шаг – разработка мер по реализации концепции безопасности  и внедрения адаптационного менеджмента для достижения безопасности:

  • определение условий, целей, задач, функций и ожидаемых результатов;
  • поиск источников ресурсного обеспечения;
  • выделение финансовых средств для реализации «концепции» и повышения эффективности адаптационного менеджмента;
  • разработка совместных программ развития стран ЕЭП, включающих основные положения концепции безопасности, классификация угроз и факторов возможного риска, целей и задач внедрения адаптационного менеджмента;
  • контроль за эффективностью и своевременностью реализации концепции безопасности и результативностью внедрения адаптационного менеджмента;IX шаг- анализ хода и результативности реализации концепции безопасности, ликвидация последствий действия факторов риска, оценка конкретных результатов после внедрения адаптационного менеджмента (в разрезе отраслей, рабочих мест,  в работе  с поставщиками и импортерами, с позиций борьбы с конкурентами, в рамках защиты экономик стран от различных угроз и посягательств).Среди названных шагов решения проблемы эффективности управления с позиций экономической безопасности и устойчивости стран ЕЭП, наименее проработанной и дискуссионной является проблема эффективности методов управления рисками. Она связана с проблемой совместимости различных предлагаемых классификаций рисков и факторов риска, а также с проблемой моделирования процессов управления рисками.Следует правильно оценивать множество классификаций рисков: чем их больше, тем сложнее процесс управления рисками, а, следовательно, труднее оценить эффективность этой работы.

    Для каждой группы рисков используются свои методы и способы управления, а значит, эффективность управления рисками может оцениваться разными показателями или индикаторами, каждый из которых должен иметь свой предел изменения. Превышение допустимых пределов действия рисков  – снижает эффективность работы органа управления независимо от того квалифицированные или менее квалифицированные кадры работают в аппаратах управления. Пренебрежение методами адаптационного менеджмента снизит эффективность наднационального управления в странах ЕЭП в целом.

    Итак, анализ методов, показателей и критериев, применяемых на практике и приемов оценки эффективности органами управления, позволил выявить сферы, которые оказывают достаточно сильное влияние на этот процесс, но которые почти не задействованы в рекомендуемых методических рекомендациях. Исходя из этого, в ходе поиска методических подходов к учету рисков следует обратить внимание на такие аспекты внедрения адаптивного менеджмента, как совершенствование методов анализа и оценки рисков, а также поиск направлений адаптивного управления рисками при разработке конкурентной стратегии стран ЕЭП в рамках совершенствования торговой политики стран ЕАС.

  1. Методы оценки  торговой политики во взаимосвязи с принятыми программами развития.

При выборе методики оценки основных показателей торгово-экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран ЕЭП следует исходить из следующих предпосылок:

  • современных геополитических моделей мироустройства – учета геополитического положения России и стран СНГ;
  • исходя из сложившегося опыта оценки экономической эффективности внешнеэкономических связей;
  • влияния процессов интеграции на пространстве СНГ на оценку эффективности экономического сотрудничества России со странами СНГ;
  • увязки баланса интересов России и стран СНГ с проблемой эффективности экономического сотрудничества;
  • последовательной оптимизации структуры товарных групп во взаимной торговле России со странами СНГ;
  • выявления приоритетных товарных групп, влияющих на ожидаемый (предполагаемый) вариант торговых отношений Росси со странами СНГ в среднесрочной перспективе;
  • увязки количественных и качественных оценок с возможными сценариями развития торгово-экономических отношений России со странами СНГ.В XX-XXI вв. получили обоснование полюсные модели мира (Мортон Каплан и др.). По этой теории международная система и её торгово-экономические отношения развиваются по следующим шести моделям: 1) модель «баланса сил»; 2) модель гибкой биополярной системы; 3) жесткой биополярной системы; 4) универсальной системы; 5) иерархической системы; 6) системы единичного вето. При этом фактически до последнего времени действовали первые две модели взаимоотношений между странами.В настоящее время существующая глобальная биополярность сохраняется, однако, она находится в состоянии переходного периода от одной модели взаимоотношений к другой. Это порождает неустойчивость и противоречивость геополитической ситуации в мире, с одной стороны, а с другой, объясняет почему отдельные государства Содружества втягиваются в геополитические тенденции, казалось бы противоречащие интересам Содружества Независимых Государств.Происходящие на пространстве СНГ  интеграционные процессы испытывают влияние глобальных геополитических сил, а также зависят в перспективе от того, какая модель мироустройства победит, в конце концов, однополярный и многополярный мир.

    В России при господстве централизованных методов планирования и прогнозирования использовалась «Методика определения экономической эффективности внешнеэкономических связей» (от 25.02.80 г. №34).

    Данная методика применялась при разработке мероприятий, включаемых в долгосрочные целевые программы сотрудничества, при подготовке предложений, рекомендаций и соглашений по международной специализации и кооперированию производства, расчетах эффективности привлечения и предоставления кредитов на строительство хозяйственных объектов для развития производства продукции отдельных отраслей, определении эффективности научно-технического сотрудничества.

    Цель методики заключалась в том, чтобы, как и на современном этапе развития, определить экономическую эффективность на базе сравнения возможных вариантов сотрудничества и выбора наиболее эффективной товарной структуры экспорта, импорта и географических направлений способствовать оптимизации структуры этих связей.

    При этом народнохозяйственные затраты,  вызываемые экспортом товаров и услуг, продаваемых для оплаты импорта должны быть меньше, чем затраты на отечественное производство товаров, аналогичных импортным, или их заменителей.

    Разность указанных затрат выражала величину абсолютного экономического эффекта внешнеэкономических связей. Максимальный размер эффекта есть критерий выбора наиболее эффективного варианта.

    Экономическая эффективность внешней торговли на народнохозяйственном уровне определялась сопоставлением затрат на производство экспортных товаров, транспортных и внешнеторговых расходов со стоимостной оценкой импортных товаров, отражающей экономию затрат в связи с отказом от отечественного производства заменяемых товаров и эффект от использования импортных товаров.

    В данной методике не использовался термин «экономическая безопасность», но приводились формулы, позволяющие рассчитать различные виды потерь.

    Например, если экспорт продукции в какую-либо страну сопровождается сокращением ее поставок в другие страны, то народнохозяйственные затраты определяются потерей валютной выручки, переведенной во внутренние рубли.

    Если экспорт продукции приводит к сокращению внутреннего ее потребления, то народнохозяйственные затраты определяются потерей эффекта потребителей.

    При оценке эффективности внешней торговли использовались такие показатели, как валютная эффективность экспорта товара; валютная эффективность импорта товара; экономический эффект от экспорта, от импорта и от экспортно-импортной операции.

    Кроме того, заслуживают внимания такие показатели, как минимально допустимая предельная безубыточная внешнеторговая цена экспортного товара и минимально допустимая предельная безубыточная внешнеторговая цена импортного товара.

    В полном объеме, предлагаемые в данной методике подходы, не могут использоваться в настоящее время, хотя выделенные в ходе анализа показатели оценки эффективность и возможных потерь заслуживают внимания.

    Негативные тенденции, активизировавшие центробежные силы, приведшие к распаду СССР, в своей основе продолжают действовать, что сказывается на темпах и масштабах торгово-экономического сотрудничества. С одной стороны, Россия сохраняется в качестве центра экономического притяжения, а с другой, неразвитость взаимоотношений внутри Содружества препятствует интеграционным процессам, а также закреплению наметившихся «осевых» интересов внутри СНГ.

    По-прежнему сохраняются старые и возникают новые конфликтные зоны. Среди них постоянно «тлеют» очаги противоречий в связи с ценами на топливо, особенностями нелегальной миграции, низкой защищенностью инвестиций и т.п.

    По аналогии с интеграцией в рамках ЕС для СНГ и стран ЕЭП возможны следующие этапы социально-экономического сближения:

    1) создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении различий в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам;

    2) создание таможенного союза с введением общего таможенного тарифа и переходом к единой торговой политике в отношении третьих стран;

    3) создание единого внутреннего рынка с реализацией мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы;

    4) создание экономического и валютного союза, предусматривающего введение единой валютной и денежной политики; превращение рубля в резервную валюту Содружества.

    В этой ситуации влияние интеграции может оцениваться через изменение таких показателей, как:

  • внешняя торговля и позиции в мировой торговле;
  • инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции;
  • диверсификация (доля экспорта сырья в совокупном экспорте);
  • инфляция;
  • темпы роста ВВП.При этом в качестве факторов, влияющих на интеграционные процессы, целесообразно рассматривать:
    • взаимную торговлю;
    • прямые инвестиции;
    • трудовую миграцию;
    • транспорт и транзит.Сценарии развития в рамках Содружества должны охватывать и оценивать:
  1. интеграционные процессы;
  2. предполагаемые мероприятия;
  3. выгоду от интеграции.Среди принципов торгово-экономических взаимоотношений России со странами СНГ особое внимание должно быть обращено на следующие рыночные принципы:
    • обеспечения противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции;
    • государственного протекционизма в наращивании транспортно-транзитного потенциала страны;
    • приоритетности развития международных транспортных коридоров и объектов транспортной инфраструктуры;
    • сохранения за государством права полной или частичной собственности на важнейшие транспортные коммуникации;
    • прекращение дискриминации в отношении иностранных перевозчиков;
    • расширения доступа на рынки стран СНГ;
    • предоставления режима наибольшего благоприятствования;
    • прозрачность и гласность национальной торговой политики каждого члена СНГ.При анализе экспортного потенциала следует использовать различные индексы выявленных сравнительных преимуществ, характеризующие конкурентоспособность товаров на внешних рынках. Такой анализ целесообразно проводить по группам товаров отдельно для торговли внутри СНГ и со странами остального мира с целью выявления изменений сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого используют расчет по модифицированной формуле Бела Балашша (Bela Balassa), позволяющей определить индекс специализации экспорта для региональных рынков или всего Содружества, а также для выявления сравнительных преимуществ стран СНГ в торговле с остальным миром.Определив сравнительные преимущества стран СНГ, следует пересмотреть с этих позиций и вновь оценить договора России, как на двусторонней, так и многосторонней основе.Следует оценить с позиций эффективности интеграционных процессов такие документы, как:
  • соглашения, договоры и программы экономического сотрудничества;
  • ход выполнения Стратегического курса России;
  • концепцию государственной политики РФ в сфере международного сотрудничества;
  •  итоги социально-экономического развития РФ;Все это следует проводить с целью последующей оценки складывающихся тенденций в ходе реализации торгово-экономических отношений России со странами ЕЭП.Оценку договоров России в рамках многостороннего сотрудничества со странами СНГ предполагается проводить по следующим сферам:
  • внешнеэкономическая деятельность и таможенное регулирование;
  • экономическое сотрудничество;
  • формирование единого энергетического пространства;
  • формирование единого транспортного пространства;
  • межгосударственное сотрудничество в сфере безопасности;
  • сотрудничество в социально-экономической и гуманитарной областях;
  • сотрудничество в сфере незаконной миграции.При этом оценка инвестиционных проектов в рамках многостороннего сотрудничества России со странами СНГ должна охватывать такие направления, как:
    • ТЭК;
    • машиностроение;
    • АПК;
    • транспорт;
    • связь и телекоммуникации;
    • экологию;
    • образование;
    • научно-техническое и инновационное сотрудничество.Особое внимание при поиске подходов к оценке эффективности интеграционных процессов следует уделить определению баланса интересов России со странами ЕЭП. При этом следует определить баланс интересов России со странами ЕЭП не только в рамках выбранных сценариев развития, но и во временном разрезе, т.е. в среднесрочной и долгосрочной перспективе.Понятие «баланс интересов» с позиций торгово-экономического сотрудничества и возможной оценки эффективности интеграционных процессов  должно охватывать и учитывать следующие факторы:
  • возможность создания единого экономического, энергетического, транспортного и таможенного пространства в рамках ЕЭП;
  • выявления сравнительных преимуществ РФ и стран ЕЭП в разрезе агрегированных товарных групп, а также товаров стратегического назначения;
  • повышения уровня конкурентоспособности;
  • анализа специализации экспортного потенциала;
  • влияния внутрирегиональной и экспортной торговли внутри стран ЕЭП на уровне товарной концентрации;
  • наличия рисков и кризисов на пространстве ЕЭП;
  • влияния приграничной, межрегиональной торговли и межгосударственной кооперации;
  • влияния оптимизации структуры товарооборота.При этом в ходе исследования динамики экспорта и импорта России со странами ЕЭП пострановую структуру целесообразно анализировать, как с учетом показателей по ТЭКу, так и без него.Следует также проанализировать изменения удельного веса взаимного товарооборота России со странами ЕЭП с целью определения открытости национальных экономик.Среди факторов, оказывающих влияние на соблюдение баланса интересов и приоритетов России, в двустороннем формате следует выделить такие факторы, как:
  • альтернативные проекты и инвестиции, затрагивающие интересы России;
  • взаимоотношения стран ЕЭП по поводу вступления в ВТО;
  • двусторонние программы, соглашения и новые проекты, влияющие на эффективность интеграционных процессов;
  • изменения в структуре товарооборота отдельных стран ЕЭП, диверсификация торговли (динамика экспорта без учета ТЭКа и др.);
  •  взаимные инвестиции, кооперация с другими странами;
  • транспорт и транзит;
  • снятие барьеров в доступе к рынкам услуг;
  • проблемы безопасности, военно-технического и инновационного сотрудничества;
  • миграция;
  • двусторонние противоречия.Количественную и качественную оценку эффективности интеграционных процессов следует проводить поэтапно. На первом этапе целесообразно использовать интегральную (бальную) оценку влияния макроэкономических и специфических факторов на эффективность интеграционных процессов в многостороннем и двустороннем форматах. На втором этапе оценить в стоимостном выражении потери России в топливно-энергетической сфере (по разнице мировых и внутренних цен используемых в страх ЕЭП). На третьем этапе оценить в динамике изменения  показателей, характеризующих сравнительные конкурентные преимущества различных стран ЕЭП по основным агрегированным товарным группам. На четвертом этапе использовать способ поэтапной оптимизации структуры товарооборота, экспорта и импорта.

Библиографический список
  1. Котилко В.В., Колодко В.В. Методика оценки основных показателей торгово-экономического сотрудничества «Материалы VIII международной научно – практической конференции «Становление современной науки -2012». 27 сентября-5 октября 2012.Выпуск “Экономические науки” – Чехия, Прага, Publishing House “Education and Science” s.r.o., 2012.
  2. Котилко В.В. Перспективы участия РФ в прикаспийском экономическом сотрудничестве. – Германия: Lambert Academic  Publishing, 2011.
  3. Котилко В.В. Риски, угрозы и кризисы на пространстве СНГ. – Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.
  4. Котилко В.В. Механизмы инновационного сотрудничества России и стран СНГ (проблемы модернизации). Германия: Lambert Academic Publishing, 2011.
  5. Котилко В.В. Инновационное развитие регионов в условиях модернизации экономики России. Региональная экономика. Инновационное развитие регионов России». – М.: Финансовый университет, 2011.
  6. Котилко В.В. Экономическое развитие Российской Федерации и стран Содружества Независимых Государств в инновационной и научно-технической сферах// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 21.
  7. Котилко В.В., Пашенных Ф.С. Проблемы приграничья России: достижения и потери. – Германия: Lambert Academic Publishing, 2012.
  8. Котилко В.В. Экономические интересы и риски в сфере научно-технического сотрудничества России со странами СНГ (концепции модернизации): монография. – М.: Креативная экономика, 2012.
  9. Котилко В.В. «Модернизация России и стран СНГ», М.: Самполиграфист, 2014. – 266 с.


Все статьи автора «Котилко Валерий Валентинович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: