АНАЛИЗ РЫНКА НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Мартояс Кристина Артуровна
Кубанский государственный университет
студентка экономического факультета, председатель студенческого научного общества экономического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена обзору рынка негосударственного пенсионного обеспечения, основных перспектив его развития, а также акционированию негосударственных пенсионных фондов. В условиях недоверия многих граждан к негосударственным пенсионным фондам, ужесточения реформ, проводимых государством, и ужесточения конкуренции исследование данного сегмента рынка становится крайне актуальным.

Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, НПФ, рынок негосударственного пенсионного обеспечения


ANALYSIS OF THE MARKET OF PRIVATE PENSION PROVISION: ISSUES, TRENDS AND PROSPECTS

Martoyas Christina Arturovna
Kuban State University
Student of the Faculty of Economics, Chairman of the Student Scientific Society of the Faculty of Economics

Abstract
This article provides an overview of the market of private pension provision, the main prospects for its development, as well as corporatization of private pension funds. In the context of mistrust of many citizens to non-state pension funds, tightening reforms carried out by the state, and increased competition in this market segment research becomes extremely important.

Библиографическая ссылка на статью:
Мартояс К.А. Анализ рынка негосударственного пенсионного обеспечения: проблемы, тенденции и перспективы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6514 (дата обращения: 12.03.2024).

На сегодняшний день ситуация на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является недостаточно ясной и определенной в силу уже начавшихся преобразований, которые затронут весь рынок. Отсутствие определенности, на наш взгляд, вызвано следующими причинами:

- значительное уменьшение числа НПФ в результате пенсионной реформы;

- ужесточение требований Центрального банка РФ к НПФ в сочетании с неготовностью многих фондов соблюдать данные требования;

- нет окончательной ясности и установленных требований прохождения процедуры акционирования;

-  недостаточная финансовая грамотность и осведомленность населения в пенсионных преобразованиях;

- усиление конкуренции на рынке НПФ.

В силу существования неопределенности на рынке и его реформирования возникает вопрос: как действовать управляющим компаниям в данных условиях и как повысить привлекательность своего НПФ? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести анализ всего рынка НПФ и оценить его потенциал.

При анализе рынка необходимо учитывать, что он является довольно «молодым», а время функционирования многих фондов не превышает 10-ти лет. В распоряжении негосударственных пенсионных фондов имеются большие финансовые средства только последние 2-3 года, когда было положено начало преобразованиям.

В 2014 г. более 50% граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии, перевели свои накопления в НПФ. Интерес граждан к самостоятельному долгосрочному накоплению на старость растет, так же как и растет недоверие к распределительной части государственной пенсионной системы.

Необходимо уточнить, что страховые взносы гражданина, родившегося 1967 г. и позднее, делятся на 2 части: страховую (16%) и накопительную (6%). Страховая часть перечисляется в ПФР и управлять этими средствами граждане не имеют права, т.к. они идут на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а также на содержание всей пенсионной системы. Накопительная же часть не идет в бюджет РФ, а копится на индивидуальном счете и ею граждане могут управлять. Для управления накопительной частью ее нужно перевести в негосударственный пенсионный фонд иначе ее заменит увеличенная страховая часть.

Государство стремится укрупнить бизнесы в банковской сфере, в страховании и пенсионной сфере, поэтому предпринимает все меры для реализации своей целей. Так, вступившие в силу в 2012 г. повышенные требования к размеру и составу имущества для обеспечения уставной деятельности способствовали прекращению функционирования 17-ти негосударственных пенсионных фондов. Требования к размеру и составу имущества для обеспечения уставной деятельности увеличились на 5,4%, до 108 млрд. руб.  Ужесточая требования, государство стремится повысить надежность НПФ и убрать с рынка небольшие фонды, риск банкротства которых в случае возникновения критических ситуаций высокий. На сегодняшний день по данным Службы Банка России по финансовым рынкам в стране насчитывается 120 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензии без ограничения срока деятельности.

Практически в каждой лидирующей позиции присутствует НПФ «Благосостояние», который является проектом компании «Российские железные дороги» и был учрежден одним из первых в стране. Мы выявили, что в основном все фонды, которые занимают на рынке хоть одну лидирующую позицию, функционируют более 15-ти лет.

Таблица 1- Лидеры рынка НПФ по различным параметрам  [1]

Лидирующие позиции НПФ
По объему пенсионных накоплений Лукойл-Гарант, Благосостояние, НПФ Сбербанка.
По объему пенсионных резервов Газфонд, Благосостояние, Транснефть
По объему собственного имущества Газфонд, Благосостояние, Лукойл-Гарант.
По количеству застрахованных лиц Лукойл-Гарант, КИТ Финанс НПФ, Благосостояние
По количеству участников Благосостояние, Электроэнергетики, Телеком-Союз

В декабре 2014 г. государством было принято решение, что негосударственные пенсионные фонды должны преобразоваться в акционерные общества, т.е. пройти процедуру акционирования. Срок для прохождения данной процедуры был установлен с 2014г. до 1 января 2016 г. Многие пенсионные фонды прошли акционирование в первой половине 2014 г. Скоропостижное прохождение данной процедуры объясняется изыманием средств НПФ государством до того момента, пока фонды не превратятся в акционерные общества. В таких условиях изъятия средств было необходимо пройти акционирование как можно быстрее, получить пенсионные деньги, инвестировать их и начать получать доходы.

Банк России к середине октября 2014 г. согласовал прохождение процедуры акционирования 41 негосударственному пенсионному фонду. Эти фонды, прошедшие акционирование, являются наиболее крупными и в них сосредоточено порядка 94% пенсионных денег.[2] Фонды, которые до января 2016 г. не успеют акционироваться должны будут уйти с рынка. Данная процедура будет значительно снизит количество НПФ, а те фонды, которые останутся на рынке станут еще больше. Таким образом возрастет надежность НПФ, в следствие чего повысится доверие граждан.

На сегодняшний день объем собственных средств НПФ должен быть не менее 150 млн.руб., размер уставного капитала — не менее 120 миллионов рублей. Государство постоянно повышает требования и уже к 1 января 2020 г. требования со 150 повышаются до 2020 млн.руб.[3] Данное повышение размера уставного капитала можно считать вполне обоснованным и способствующим повышению надежности фондов.

Что касается доходности инвестирования пенсионных накоплений, то она у большинства фондов находится в пределах 5-8%. Низкая доходность объясняется тем, что основная цель данного инвестирования – сохранение пенсионных денег, а не их приумножение. Поэтому инструменты инвестирования выбираются крайне консервативные: депозиты банков, государственные ценные бумаги, облигации российских эмитентов. Такие инструменты инвестирования гарантируют получение дохода и для них характерен незначительный риск.

Нельзя не отметить наличие такого значимого фактора, ограничивающего темпы роста рынка, как скептицизм и недоверие многих наших граждан к проводимой пенсионной реформе. Данный скептицизм вполне обоснован, т.к. в нашем государстве за последние 25 лет было немало потрясений. Однако этот фактор может потерять актуальность в скором будущем, т.к. подрастает новое поколение, которое более склонно к различным нововведениям и которое не пострадало от экономических реформ.

Итак, рынок негосударственного пенсионного обеспечения переживает значительные изменения: некоторые фонды уходят с рынка, т.к. не могут выдержать ужесточающую конкуренцию и повышающиеся требования со стороны государства, некоторые фонды объединяются и совместными усилиями стремятся продолжить свое функционирования. Нет сомнений, что происходит консолидация бизнеса на рынке НПФ.  Основное внимание фонды уделяют пенсионного обеспечению, нежели пенсионному страхованию. Это связано с начавшимися преобразованиями в пенсионной системе, которые кардинально изменили состояние рынка негосударственного пенсионного обеспечения.


Библиографический список
  1. Навигатор пенсионного рынка. URL:http://www.pensiamarket.ru/Ranking.aspx?type=npf
  2. Российская газета: Свыше 40 НПФ прошли процедуру акционирования. URL: http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html
  3. Подразделение Центрального банка по финансовому рынку. URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/


Все статьи автора «Кристина Мартояс»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: