На сегодняшний день ситуация на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является недостаточно ясной и определенной в силу уже начавшихся преобразований, которые затронут весь рынок. Отсутствие определенности, на наш взгляд, вызвано следующими причинами:
- значительное уменьшение числа НПФ в результате пенсионной реформы;
- ужесточение требований Центрального банка РФ к НПФ в сочетании с неготовностью многих фондов соблюдать данные требования;
- нет окончательной ясности и установленных требований прохождения процедуры акционирования;
- недостаточная финансовая грамотность и осведомленность населения в пенсионных преобразованиях;
- усиление конкуренции на рынке НПФ.
В силу существования неопределенности на рынке и его реформирования возникает вопрос: как действовать управляющим компаниям в данных условиях и как повысить привлекательность своего НПФ? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести анализ всего рынка НПФ и оценить его потенциал.
При анализе рынка необходимо учитывать, что он является довольно «молодым», а время функционирования многих фондов не превышает 10-ти лет. В распоряжении негосударственных пенсионных фондов имеются большие финансовые средства только последние 2-3 года, когда было положено начало преобразованиям.
В 2014 г. более 50% граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии, перевели свои накопления в НПФ. Интерес граждан к самостоятельному долгосрочному накоплению на старость растет, так же как и растет недоверие к распределительной части государственной пенсионной системы.
Необходимо уточнить, что страховые взносы гражданина, родившегося 1967 г. и позднее, делятся на 2 части: страховую (16%) и накопительную (6%). Страховая часть перечисляется в ПФР и управлять этими средствами граждане не имеют права, т.к. они идут на выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам, а также на содержание всей пенсионной системы. Накопительная же часть не идет в бюджет РФ, а копится на индивидуальном счете и ею граждане могут управлять. Для управления накопительной частью ее нужно перевести в негосударственный пенсионный фонд иначе ее заменит увеличенная страховая часть.
Государство стремится укрупнить бизнесы в банковской сфере, в страховании и пенсионной сфере, поэтому предпринимает все меры для реализации своей целей. Так, вступившие в силу в 2012 г. повышенные требования к размеру и составу имущества для обеспечения уставной деятельности способствовали прекращению функционирования 17-ти негосударственных пенсионных фондов. Требования к размеру и составу имущества для обеспечения уставной деятельности увеличились на 5,4%, до 108 млрд. руб. Ужесточая требования, государство стремится повысить надежность НПФ и убрать с рынка небольшие фонды, риск банкротства которых в случае возникновения критических ситуаций высокий. На сегодняшний день по данным Службы Банка России по финансовым рынкам в стране насчитывается 120 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензии без ограничения срока деятельности.
Практически в каждой лидирующей позиции присутствует НПФ «Благосостояние», который является проектом компании «Российские железные дороги» и был учрежден одним из первых в стране. Мы выявили, что в основном все фонды, которые занимают на рынке хоть одну лидирующую позицию, функционируют более 15-ти лет.
Таблица 1- Лидеры рынка НПФ по различным параметрам [1]
Лидирующие позиции | НПФ |
По объему пенсионных накоплений | Лукойл-Гарант, Благосостояние, НПФ Сбербанка. |
По объему пенсионных резервов | Газфонд, Благосостояние, Транснефть |
По объему собственного имущества | Газфонд, Благосостояние, Лукойл-Гарант. |
По количеству застрахованных лиц | Лукойл-Гарант, КИТ Финанс НПФ, Благосостояние |
По количеству участников | Благосостояние, Электроэнергетики, Телеком-Союз |
В декабре 2014 г. государством было принято решение, что негосударственные пенсионные фонды должны преобразоваться в акционерные общества, т.е. пройти процедуру акционирования. Срок для прохождения данной процедуры был установлен с 2014г. до 1 января 2016 г. Многие пенсионные фонды прошли акционирование в первой половине 2014 г. Скоропостижное прохождение данной процедуры объясняется изыманием средств НПФ государством до того момента, пока фонды не превратятся в акционерные общества. В таких условиях изъятия средств было необходимо пройти акционирование как можно быстрее, получить пенсионные деньги, инвестировать их и начать получать доходы.
Банк России к середине октября 2014 г. согласовал прохождение процедуры акционирования 41 негосударственному пенсионному фонду. Эти фонды, прошедшие акционирование, являются наиболее крупными и в них сосредоточено порядка 94% пенсионных денег.[2] Фонды, которые до января 2016 г. не успеют акционироваться должны будут уйти с рынка. Данная процедура будет значительно снизит количество НПФ, а те фонды, которые останутся на рынке станут еще больше. Таким образом возрастет надежность НПФ, в следствие чего повысится доверие граждан.
На сегодняшний день объем собственных средств НПФ должен быть не менее 150 млн.руб., размер уставного капитала — не менее 120 миллионов рублей. Государство постоянно повышает требования и уже к 1 января 2020 г. требования со 150 повышаются до 2020 млн.руб.[3] Данное повышение размера уставного капитала можно считать вполне обоснованным и способствующим повышению надежности фондов.
Что касается доходности инвестирования пенсионных накоплений, то она у большинства фондов находится в пределах 5-8%. Низкая доходность объясняется тем, что основная цель данного инвестирования – сохранение пенсионных денег, а не их приумножение. Поэтому инструменты инвестирования выбираются крайне консервативные: депозиты банков, государственные ценные бумаги, облигации российских эмитентов. Такие инструменты инвестирования гарантируют получение дохода и для них характерен незначительный риск.
Нельзя не отметить наличие такого значимого фактора, ограничивающего темпы роста рынка, как скептицизм и недоверие многих наших граждан к проводимой пенсионной реформе. Данный скептицизм вполне обоснован, т.к. в нашем государстве за последние 25 лет было немало потрясений. Однако этот фактор может потерять актуальность в скором будущем, т.к. подрастает новое поколение, которое более склонно к различным нововведениям и которое не пострадало от экономических реформ.
Итак, рынок негосударственного пенсионного обеспечения переживает значительные изменения: некоторые фонды уходят с рынка, т.к. не могут выдержать ужесточающую конкуренцию и повышающиеся требования со стороны государства, некоторые фонды объединяются и совместными усилиями стремятся продолжить свое функционирования. Нет сомнений, что происходит консолидация бизнеса на рынке НПФ. Основное внимание фонды уделяют пенсионного обеспечению, нежели пенсионному страхованию. Это связано с начавшимися преобразованиями в пенсионной системе, которые кардинально изменили состояние рынка негосударственного пенсионного обеспечения.
Библиографический список
- Навигатор пенсионного рынка. URL:http://www.pensiamarket.ru/Ranking.aspx?type=npf
- Российская газета: Свыше 40 НПФ прошли процедуру акционирования. URL: http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html
- Подразделение Центрального банка по финансовому рынку. URL: http://www.cbr.ru/sbrfr/