РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МЕБЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ)

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
к.э.н.

Аннотация
Функционирование организаций в жестких конкурентных рыночных условиях предполагает разработку мер по повышению эффективности предприятий. В работе разобрана комплексная методика мероприятий повышающую конкурентоспособность хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: альянс, инновации, кластеры, конкуренция, малый бизнес, мебельная отрасль, предпочтения потребителей, средний бизнес, эффективность


DEVELOPMENT OF MEASURES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF INDUSTRIAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA (FOR EXAMPLE, THE FURNITURE INDUSTRY)

Gurianov Pavel Alekseevich
National mineral resources University «Mining»
Ph.D.

Abstract
Functioning of organizations in the fiercely competitive market conditions, involves the development of measures to improve the efficiency of enterprises. In this paper, dismantled complex technique measures enhancing the competitiveness of businesses.

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности промышленных организаций России (на примере мебельной промышленности) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6045 (дата обращения: 11.03.2024).

Современный мировой, как и российский рынки мебели развивается довольно динамично. За последние 10-15 лет он претерпел определенные качественные изменения. Сближение национальных рынков, все более сильная интернационализация мебельного производства определяют на современном этапе существенные сдвиги как в динамике, так и в структуре международной торговли данным продуктом. [1, c. 68]

Величину мирового рынка мебели по одним исследованиям можно оценить в 230 миллиардов евро в ценах производителей, другие источники, такие как  Центр промышленных исследований CSIL Milano утверждает, что объёмы мирового производства мебели за 2009 год оцениваются в 376 млрд. долл. в текущих ценах. [2, с. 19-20] Данные CSIL, говорят о том, что Россия вышла на 15 место в рейтинге мировых производителей мебели, а по емкости рынка заняла еще более высокую позицию – 11-ю (вверх на 5 позиций с 2002 года). В рейтинге мировых импортеров мебели наша страна занимает 9 место (в 2002 году только 15-е), в то же время как по объемам экспорта мы занимаем совершенно скромное 46 место. [3]

С 2002 по 2012 гг. по экспертным оценкам стоимостные объемы международной торговли мебельной продукцией выросли более чем в 2 раза. Также экспертами обнаружено, что спрос развивается в новых направлениях. Основными критериями потребительских предпочтений в настоящее время являются функциональность, эргономичность и экологическая безопасность мебели. Все более заметен больший «поворот» рынка лицом к потребителю, что достигается с помощью применения в отрасли передового (инновационного) дизайна. [1, c. 69]

По данным отдела департамента промышленности Министерства промышленности и торговли РФ в России мебель производят 5770 фирм различных форм собственности с численностью перссонала в размере около 160 тыс. человек. Основными производителями мебели в РФ являются «Электрогорскмебель», «Миасс-Мебель», фабрики «Шатура», «Графская кухня», «Первая мебельная фабрика» и другие. Возросла доля малых организаций в общем объеме производства, и  за четыре года она выросла почти в два раза. [4]

«Мебельная промышленность является подотраслью деревообрабатывающей промышленности, в состав которой входит также лесопильное, плиточное и фанерное производство, представленных на рынке России значительным количеством предприятий различных организационно-правовых форм и размеров». [5]

Мебельная отрасль имеет долю в размере чуть более 10% от всей продукции лесопромышленного комплекса. На рынке существуют 2820 производственных предприятий и организаций, из них 536 крупных и средних. Количество занятых в отрасли составляет 116,4 тыс. человек, из них 20% – специалисты и 80% – производственные работники [2].

Обычно, весь ассортимент продаваемой на рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, специальная и офисная мебель. [2]

«На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота промышленной мебельной отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни. Мебель для прихожих оценивается как 3-4% товарооборота рынка.  Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д. Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и «стенок». Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: «стенки» становятся более разнообразными и демократичными. В последние годы быстрыми темпами происходил рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 30-35% на данный момент». [2, с. 22-23]

Мировой кризис не прошел для российского мебельного рынка бесследно. Он за 2009г. снизился аж на 23%. [6]  Рано или поздно, так или иначе, после стадии спада начинается стадия роста. «По оценке Департамента консалтинга РБК, темпы прироста потребления мебели, выраженные в количественном выражении, составили в 2010г. около 7-8 %, а в денежном – порядка 20-22 %. Однако существенный прирост потребления в денежном выражении будет достигнут, преимущественно, за счет увеличения розничных цен на бытовую мебель». [6, с. 243]

Очевидно, что для дальнейшего повышения конкурентоспособности нашим предприятиям надо повышать свою эффективность и расширять рынок сбыта в зарубежных странах. Сейчас в экономической науки существует «недостаточная разработанность проблемы содержания анализа финансово-хозяйственной деятельности» [7;8]

В конце 80-х гг. в развитых странах мира из-за глобализации впервые начались происходить жесткие изменения, выраженные в ужесточении международной конкуренции и быстрому обновлению технологии в результате развития научно-технического прогресса. Результатом изменений в мировой экономике стало значительное снижение эффективности прежних форм организации крупного предпринимательства. Ответной реакцией стало выстраивание долгосрочных и относительно устойчивых взаимоотношений с деловыми партнерами и зачастую создание определенных альянсов. [9]

Данные альянсы по другому можно назвать кластерами Цель такой объединенной структуры – это оптимизация деятельности организаций, заключающегося в том, что весь процесс цепочек поставок сырья и материалов и реализации готовой продукции работал безотказно (полный цикл). Кроме этого создание точной информационной базы стратегического центра принятия решений на различные периоды. Кластер позволяет взаимодействовать многочисленным предприятиям (как малым так и крупным), действующим на рассматриваемом рынке, при формировании товарной политики, согласовании действий при выполнении своих стратегических планов. [10]

Для разработки и внедрения эффективных стратегий объединенного мебельного производства (кластера) необходима реорганизация внутренних бизнес-процессов заключающаяся в большем сотрудничестве на взаимовыгодных условиях, чем это было  в ситуации традиционных процессов. Сложные информационно-аналитеческие системы должны быть интегрированными по всем организациям, а также группировать информацию от деловых партеров, клиентов, поставщиков и своевременно распределять данную ценную информацию по всем организациям входящим в кластер. [10]

Кроме вышеописанного конкретному предприятию надо повышать свои экономическую деятельность.  Новая системная группа показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий производящих мебель, построена группой талантливых ученых (Безрукова Т.Л., Шанин И.И. и др.) на основании различных принципов. [7;11;12;13]

Она должна включать в себя следующие показатели [7, с. 108]:

1) «обобщающие показатели эффективности экономической деятельности;

2) показатели эффективности использования труда (персонала);

3) показатели эффективности использования основных и оборотных производственных фондов;

4) показатели эффективности использования финансовых средств, таких как

оборотные средства и инвестиции».

Каждая из этих групп показателей включает определенное количество конкретных (абсолютных или относительных), которые характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов. Расчеты общей эффективности необходимо проводить в процессе планирования хозяйства для характеристики эффекта, который должен быть получен в результате выделяемых при рассмотрении плана капитальных вложений, а также для оценки фактической экономической эффективности уже выполненных затрат, т.е. по мнению авторов методики необходимо рассчитать сравнительную экономическую эффективность затрат и не только. [7]

В развитии мебельного отрасли важную роль может сыграть и государство, ведь большинство компаний рассматриваемого сегмента – малые предприятия. Для их развития, мы не раз уже писали, что надо создание комплекс мер поддержки. Они подробно изложены в наших работах (не будем повторяться) [14;15] и в работах известного ученого К. Курпаяниди [16;17]  В стратегическом плане развитии всей мебельной отрасли страны не надо забывать, и про средний бизнес, который фактически почти полностью отсутствует в российской экономике как класс. [18;19] Это огромный ресурс будущей инновационной экономики страны. [20;21] Как он будет использован это уже другой дискуссионный вопрос.


Библиографический список
  1. Кривокоченко Л.В. Мировой рынок мебели и позиции на нем России в свете присоединения к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник, 2012 № 8 С. 68-78
  2. Мосиенко О.А. Мониторинг состояния и развития мебельного производства // Современная экономика: проблемы, тенденции и перспективы, 2011 № 4 С. 19-25
  3. Дуванова А.Е. Перспективы выхода мебельных предприятий на внешние рынки (на примере «ОАО Графское») // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, 2014 Т. 2 № 3-3 С. 50-52
  4. Безрукова Т.Л., Петров П.А. Мебельная промышленность современной России: состояние, тенденции и перспективы развития // Корпоративное управление и инновационное развитие севера, 2012 № 2
  5. Прядкин В.И., Бычков Д.В., Митьков В.Н. Особенности организации транспортного обслуживания мебельных предприятий // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика, 2014 Т. 2 № 3-1 С. 254-258
  6. Яковлева Е.А, Мамонтов В.Д. Совершенствование системы оперативного бизнес-планирования как инструмент развития предприятий мебельной промышленности // Социально-экономические явления и процессы, 2011 № 10 С. 243-245
  7. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Формирование и основные элементы механизма повышения эффективности экономической деятельности предприятий мебельной промышленности // Лесотехнический журнал, 2012 № 1 С. 107-122
  8. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций // Общество: политика, экономика, право, 2013 № 1
  9. Сухоруков А.В. Формирование сетевых структур как форм содействия инновационному развитию мебельной промышленности // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2013 № 4 С. 115-123
  10. Данилов А.Д., Петровский В.С., Афоничев Д.Н. Создание объединенного производства в рамках региональных мебельных кластеров // Лесотехнический журнал, 2013 № 3 С. 182-188
  11. Шанин И.И. Методические основы оценки эффективности деятельности мебельного предприятия // Современные исследования социальных проблем, 2012 № 4
  12. Шанин И.И. Особенности механизма повышения эффективности экономической деятельности мебельного предприятия // Экономика, предпринимательство и право, 2012 № 3 С. 11-28
  13. Безрукова Т.Л., Шанин И.И. Обеспечение инвестиций в инновационную деятельность мебельных предприятий // Лесотехнический журнал, 2013 № 1 С. 188-195
  14. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России // Вестник Инжэкона, 2009 № 2 С. 418-421
  15. Гурьянов П.А. Проблемы становления малого бизнеса и государства // Современные аспекты экономики, 2011 № 2 С. 15-20
  16. Курпаяниди К.И. Некоторые вопросы конкурентных преимуществ предприятий малого бизнеса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011 № 5 С. 97-99
  17. Курпаяниди К.И. К вопросу формирования конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства на региональном уровне // Прроблемы экономики, 2012 № 1 С. 62-65
  18. Гурьянов П.А. Средний бизнес в России // Московское научное обозрение, 2012 № 3 С. 15-17
  19. Gurianov P.А. Small Business inRussian Federation: State, Potential, Threads, Barriers and Medium-Term Development Perspectives // World Applied Sciences Journal 2014 Т. 30 № 9 С. 1166-1169
  20. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2012 № 32 С. 41-47
  21. Безрукова Т.Л., Борисов А.Н., Шанин И.И. Основные показатели системы управление инновационной деятельностью мебельных предприятий // Вопросы инновационной экономики, 2012 № 3.


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: