Глобальные изменения, произошедшие за последнее время на фармацевтическом рынке, характеризующиеся ростом и развитием аптечных сетей, монополизацией крупных игроков и увеличением цен, расширением ассортимента реализуемых фармацевтическими предприятиями товаров и услуг, привели к необходимости уделять все большее внимание организации маркетинговой деятельности аптеки с целью противостоять условиям жесткой конкуренции.
При анализе маркетинговой деятельности аптечного ритейла можно выделить несколько ключевых особенностей, обусловленных особенностями фармацевтического рынка. Специфика рынка, в свою очередь, определяется особыми свойствами товаров и законодательными требованиями, предъявляемыми к их обращению и продвижению [1, 2], а также сложными схемами взаимодействия участников рынка [3], среди которых наряду с аптеками можно выделить медицинские организации, фармацевтические компании и производителей лекарственных препаратов. Все они принимают участие в процессах формирования спроса и продвижении препаратов на фармацевтическом рынке [4]. Также спецификой обладает поведение потребителей при принятии решения о покупке лекарственных препаратов [5], что требует особых подходов при разработке всего комплекса маркетинга [6].
Состав потребителей аптеки, среди которых большую долю занимают потребители старшей возрастной группы, требует применения маркетинговых стратегий, учитывающих особенности их потребительского поведения и демографической ситуации в целом [7, с. 8; 8].
В условиях конкурентного давления на рынке аптека должна уделять внимание проработке элементов комплекса маркетинга [9].
Во-первых, это выбор месторасположения торговой точки. Под местоположением аптеки в данной ситуации понимают физические характеристики ее расположения, которые дают возможность потребителю воспользоваться предлагаемыми товарами и услугами. При выборе помещения для торговой точки следует учитывать несколько факторов: потенциальную проходимость, близость конкурентов, наличие потенциальных потребителей в микрорайоне и их социально-экономические и демографические характеристики, близость к медицинским учреждениям, остановкам общественного транспорта, а также соблюдение соответствия характеристик помещения условиям лицензирования и требованиям к площади.
Во-вторых, планирование конкурентных преимуществ торговой точки, к которым относятся:
1) широта и глубина ассортимента. Ассортимент аптеки должен удовлетворять потребности основной части покупательской аудитории в рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, изделиях медицинского назначения, косметической продукции. В то же время аптеки не должны формировать значительные товарные запасы в виде продукции, на которую спрос слишком мал. Это равносильно замораживанию оборотных средств. Для эффективного формирования ассортимента необходимо анализировать структуру товарных запасов. Это необходимо для того, чтобы выявить позиции в ассортименте, которые пользуются спросом, и увеличить количество при заказе. Одновременно это помогает выявить те товары, которые не пользуются спросом и их долю в заказе необходимо сократить. Это позволяет высвобождать необходимые оборотные средства. При формировании ассортимента аптеки необходимо уделить внимание наличию в ассортименте препаратов аналогов и организовать соответствующим образом работу продавцов-консультантов. Внимание к индивидуальным потребностям клиентов, оказание помощи при выборе лекарственных препаратов оказывает существенное влияние на формирование потребительской лояльности;
2) ценовая политика. На формирование цены лекарственных препаратов оказывают влияние следующие факторы [10, с. 45]:
- ожидаемый объем продаж препарата;
- цена на аналогичные продукты конкурентов;
- затраты на НИОКР;
- особенности рынка.
Наличие в ассортименте более дешевых аналогов препаратов, упомянутых выше, способствует удовлетворению потребностей клиентов с различными финансовыми возможностями.
Также многие аптеки расширяют ассортимент за счет таких товарных групп, как косметика, игрушки, сувениры, что расширяет возможности получения прибыли. [11 ,с. 40]
3) аптечный сервис: график работы, высококвалифицированный персонал, программы лояльности для покупателей и т. д.
В-третьих, внимание должно быть уделено планированию торгового зала с целью увеличение продаж. При этом необходимо учесть:
1) формат аптеки: открытая, закрытая выкладка или формат «аптека прилавочного типа». Все большее развитие получают аптеки формата «самообслуживание». Переформатирование аптек на данный формат позволяет сократить дальнейшие вложения. Основное преимущество формата самообслуживания – это заметное увеличение оборота. Открытая выкладка позволяет предложить широкий ассортимент нелекарственных средств, а так же увеличивает вероятность спонтанной покупки. Широкий ассортимент нелекарственных средств приносит большую долю прибыли, так как в аптеках открытого типа продажа таких товаров ведется по рыночным ценам и доля таких товаров может достигать до 70%. Еще одно существенное преимущество – быстрое обслуживания, так как обязанности разделяются между фармацевтами и кассирами. Сейчас, в формате самообслуживания работают такие аптеки как «Классика» и «Рифарм»;
2) зонирование – расположение витрин в аптеке таким образом, чтобы увеличить количество «горячих» и уменьшить количество «холодных зон»;
3) мерчандайзинг – правильная выкладка препаратов на полках, разделение их по товарным категориям, правильное расположение различных групп препаратов на различных витринах, и с учетом маршрутов движения покупателей по торговому залу. Особенностью аптечного мерчандайзинга является то, что его целью наряду с увеличением продаж, является также оказание консультационных услуг покупателям.
В-четвертых, наличие рекламных материалов. Важным инструментом массовой рекламы для крупных сетей является собственный интернет-сайт. С его помощью можно эффективно и наглядно охарактеризовать ключевые параметры сети: местоположение точек, ассортимент, ценовую политику, сервис. Наличие собственного сайта значительно повышает эффективность интернет-рекламы, поскольку в качестве бесплатного инструмента рекламы начинают работать интернет-поисковики. Сайт выступает хотя и вспомогательным, но полезным рекламным инструментом при «раскрутке» как продукции поставщиков, так и собственных торговых марок (при их наличии).
Для сетей с численностью от 5–10 точек в городе наиболее важной является:
- «перекрестная» реклама через собственные аптеки: вывешивание на заметных местах интерьера больших объявлений, содержащих адреса своих точек в городе с выделением, при необходимости, их особенностей (времени работы, акций, специализации и др.);
- публикации в справочниках и базах данных в формате расширенных рекламных модулей, характеризующих местоположение и существенные особенности работы точек.
Также эффективным инструментом продвижения аптечной сети является создание телефонных справочных служб аптек, которые предоставляют потребителям информацию о наличии и стоимости лекарственных препаратов.
Таким образом, мы выделили основные инструменты маркетинга в аптечном ритейле и их особенности по отношению к фармацевтической отрасли. В настоящее время грамотное использование маркетингового подхода является одним из основных факторов, определяющих эффективность деятельности современной аптеки.
Библиографический список
- Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении лекарственных средств». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_148765/ (дата обращения: 07.04.2014).
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.10.2013) “О рекламе”. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1535 (дата обращения: 07.04.2014).
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Взаимодействие с потребителями и партнерами бизнеса: модели и информационное обеспечение // Концепт. 2013. № 11 (ноябрь). URL: http://e-koncept.ru/2013/13218.htm (дата обращения: 09.04.2014).
- Сухоруков И.А. Методологические подходы по продвижению инновационного лекарственного средства в реалии современного фармацевтического бизнеса (на примере программы «электронный визитер») // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 (28). С. 23.
- Макарцева А.А. Нужен ли маркетинг лекарственным препаратам? // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 (33). С. 13.
- Окольнишникова И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижения бренда в сфере услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 153–155.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Маркетинговые стратегии в условиях старения населения // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 40. № 1. С. 8–11.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Предпосылки и тенденции развития геронтомаркетинга в России // Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №4 (17) URL: http://naukovedenie.ru/PDF/76evn413.pdf (дата обращения: 09.04.2014).
- Открытие аптеки: маркетинговый подход. URL: http://www.treningi39.ru/stat7.php (дата обращения: 09.04.2014).
- Лисовский П. Эффективное ценообразование в аптеках // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2011. № 9. С. 44–48.
- Ресурсы повышения эффективности: стратегия формирования косметического ассортимента в аптеке // Новая аптека. Эффективное управление. 2008. № 8. С. 38–41.