ВКЛАД ПРАКТИКОВ МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Рослякова Мария Алексеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В современном мире ни одна компания не сможет добиться успеха без эффективного управления, однако управление как вид деятельности и как наука в целом появилось не сразу. Менеджерам 19-20 веков предстояло преодолевать трудности: они учились на собственных ошибках и рисковали своим состояниям, ради достижения главной цели – эффективное и результативное управление. Менеджерам 21 века повезло больше, они имеют уникальную возможность ознакомиться с трудами таких великих ученых и менеджеров-практиков как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд, именно им посвящено исследование.

Ключевые слова: А. Файоль, Г. Форд, история развития менеджмента, научный менеджмент, принципы и элементы менеджмента, Ф. Тейлор


CONTRIBUTION OF OUTSTANDING MANAGERS TO DEVELOPMENT OF PRINCIPLES AND TECHNIQUES OF MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

Roslyakova Mariya Alekseyevna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
In today's world, company can not succeed without effective management, but management as an activity and as a science in general will not appear immediately. The first managers had to overcome difficulties: they learned from their mistakes and risked their states in order to achieve the main goal - effective and efficient management. Managers of the 21st century are more fortunate, they have a unique opportunity to get acquainted with the works of such great scholars and practitioners as managers F. Taylor, A. Fayolle , G. Ford, it is devoted to the study.

Keywords: A. Fayolle, F. Taylor, H. Ford, history of development management, principles and elements of management, scientific management


Библиографическая ссылка на статью:
Рослякова М.А. Вклад практиков менеджмента в развитие принципов и методов управления организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/4025 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение
Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца 19 века и особенно в 20-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент был выделен как отдельная наука, составляющая теоритическую базу практики управления.
Изучение истории развития принципов и методов управления организацией в настоящее время особенно актуально, так как, изучая исторический опыт, можно прийти к осознанию того, как руководить компанией наиболее рационально. Целью написания данной работы является изучение истории развития менеджмента, а также выяснение того, как теоретические знания в области управления могут повысить эффективность и результативность, и как использовать опыт предыдущих практиков менеджмента в управлении организацией.

Фредерик Уинслоу Тейлор и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.
Американский инженер и основоположник научной организации труда и менеджмента Ф. Тейлор (1856 – 1915) родился в состоятельной семье, его детство проходило весьма беззаботно, поэтому он имел достаточно свободного времени для размышлений о заводах и машиностроении. В последствии его увлечение механикой переросло в интерес к науке, а после к применению науки для решения задач в управлении организацией.
Несмотря на блестящие перспективы, которые открывались перед юным Тейлором благодаря высокому социальному статусу его семьи, он начал жизненный путь простым рабочим, выбился в мастера, затем в главные инженеры. А под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем в лучших американских университетах и школах бизнеса. [ 6 ]
Ф. Тейлор символизировал новый тип руководителя: всесторонне образованный инженер, с широким кругозором, знающий в совершенстве все тонкости экономики и производства. Он был убежден в том, что интересы сотрудников и руководителей взаимосвязаны, однако большинство работников того времени не стремились повысить результатов при выполнении своих каждодневных заданий, так как на предприятиях не было эффективной системы управления. По мнению Ф. Тейлора главная проблема заключалась в том, что руководители не разделяли ответственности за производство. Он предложил возложить на менеджеров следующие обязанности: сбор и классификация информации, а также обобщение накопленного рабочими опыта, чтобы в дальнейшем использовать эти данные в качестве руководства для повышения производительности труда. Менеджеры должны были выполнять новые задачи, теперь они, применяя научные подходы, отбирали, обучали и давали научные рекомендации работникам для повышения их квалификации, по сути это означало своего рода «интеллектуальную революцию» Интеллектуальная революция - понятие, означающее коренные изменения глубинных структур мышления и их воздействие на интеллектуальную и социально-практическую деятельность людей.
В 35 лет Ф. Тейлор стал успешным консультирующим специалистом в области менеджмента. Он придерживался научного метода в решении проблем, связанных с производительность на производстве, однако он понимал, что для широко распространения его подхода необходимы доказательства его успешного применения.
В поддержку своей системы Ф. Тейлор привел убедительные данные, на предприятиях компании «Bethlehem Steel» Bethlehem Steel – американская сталелитейная компания, существовавшая в период 1857—2003 годов. Ф. Тейлор являлся сотрудником этой компании c 1898 по 1901 года. его исследования процессов загрузки чугунных чушек позволили увеличить производительность труда почти на 400%, при этом зарплата работников возросла на 60%. Решение проблемы неэффективности производства Ф. Тейлор находил в применении научных подходов к изучению и совершенствованию трудовых процессов, что, по сути, и является менеджментом. [5]
Ф. Тейлор выступал за приложение науки к проблемам менеджмента, он считал, что наука – единственно верный путь для достижения легитимности и профессионализма. В научном менеджменте он выделил 3 основных направления: нормирование труда, систематический отбор и обучение персонала.
Итог: В основе научного менеджмента лежат 4 научных принципа Ф. Тейлора:
Детальное изучение действий каждого сотрудника, с целью выведения закономерностей и формул для повышения производительности труда.Тщательный отбор сотрудников при приеме на работу, впоследствии их обучение и повышение квалификации, увольнение сотрудников, которые не желают или не могут усвоить принципы научного менеджмента.Контролировать процесс производства, выплачивать рабочим денежные премии за скорость и качество выполнения задания.Равное распределение труда между рабочими и менеджера.

Анри Файоль и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.
Француз А. Файоль ( 1841-1925) является выдающейся личностью в области управленческой мысли. Получив образование горного инженера, он начинает работать по профессии. Очень скоро он достигает значительных успехов и в возрасте 25 лет получает должность управляющего шахтами компании. В 1888 году Файоля назначили на должность директора компании Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville
, именно в тот момент, когда компания находилась на грани разорения. После ряда структурно-организационных преобразований организация возобновила свою деятельность, а спустя 20 лет она получила статус «непоколебимой», стоит отметить, что компания функционирует в настоящее время.
А. Файоль смог вывести компанию из кризиса благодаря, разработанной им системе управления, в которой четко разделялись управленческие способности и технические знания. Он стремился теоретически обобщить свои достижения и предложил ряд принципов в управлении организацией:
Централизация и децентрализация власти
Сущность Работника
Единство руководства
Порядок
Единство
В 1916 году А. Файоль опубликовал книгу «Общее и промышленное управление», в которой изложил свои идеи в области менеджмента, предварительно проверив их на практике в собственной компании.
А. Файоль был убежден, что менеджмент необходим в любой сфере деятельности: в бизнесе, политике, религии, семье. По его мнению этому должны были обучать в школах, но так как отсутствовала четкая теория менеджмента, это было невозможно. Он попробовал определить теорию менеджмента как соединение четких правил и методов управления в организации, предварительно проверенных на практике.
А. Файоль распределил операции, которые могут возникнуть на предприятии на 6 групп:
Операции технические
Операции коммерческие
Операции финансовые
Операции страховые
Операции учетные
Операции административные
Также А. Файоль составил список качеств, которыми должен обладать идеальный руководитель, и расположил их в следующем порядке:
Физические качества
Умственные качества
Моральные качества
Общее образование
Специальные знания
Опыт работы

По мнению самого А. Файоля приобрести эти качества можно было на основе долговременной управленческой практики и жизненного опыта. Однако он предположил, что этот процесс может быть значительно ускорен, если при подготовке будущих управленцев приоритетными будут коммерческие, финансовые и административные знания. На основе своих наблюдения А. Файоль разработал структуру этих знаний в виде административной теории менеджмента, включающей четко изложенные принципы и элементы.

Принципы менеджмента:

Разделение труда
Власть и ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство руководства
Подчинение частных интересов общим
Вознаграждение
Централизация
Скалярная цепь
Порядок
Справедливость
Стабильность персонала
Инициатива
Корпоративный дух

Элементы менеджмента:

Планирование
Организация
Распоряжения
Координация
Контроль

Итог: В своих учениях А. Файоль ориентировался на высшее администрирование, и хотя сегодня слова менеджмент и администрирование скорее рассматриваются как синонимы, период деятельности А. Файоля является важным в истории менеджмента, он пытался выстроить цельную теорию управленческого процесса, а само управление определить особым видом деятельности.

Генри Форд и его вклад в развитие принципов и методов управления организацией.
Генри Форд (1863-1947) родился в семье эмигрировавших из Ирландии фермеров, изредка посещая занятия в местной сельской школе, он научился основам арифметики, чтения и письма, но вряд ли это можно было назвать серьезным образованием. Однако именно он сумел предвидеть будущее автомобиля как массового средства передвижения и в будущем заработать на его производстве целое состояние.
Первый автомобиль был собран Г. Фордом в 1896 году, на тот момент его изобретение являлось самым легким и практичным среди существующего автотранспорта ( модель сразу же была продана, а средства от продажи пошли на сборку второго автомобиля, который также был продан ради создания третьего автомобиля ) Как можно заметить, Г. Форд с легкостью расставался со своими творениями, именно это качество отличало его от других изобретателей-практиков в области автомобилестроения. [8]
Основное нововведение Г. Форда заключалось в его стремлении наладить массовое производство с помощью механизации и сборочных линий, которые позволяли непрерывно перемещать детали. Такой подход явился прообразом системы «точно вовремя» «Точно вовремя» (точно в срок) «Just in time»www.elitarium.ru . Отдельного внимания заслуживает отношение Г. Форда к социально-трудовым отношениям на предприятии, он считал, что основной задачей руководства является тщательный контроль за рабочими, однако несмотря на жесткие меры Г. Форду была не безразлична судьба его персонала, он создавал благоприятные условия для их жизнедеятельности: высокая заплата, нормированный рабочий день, тяжелая работа на предприятии выполнялась предназначенной для этого техникой, в то время в Америке такие условие труда были только в компании «Ford motor company» « Ford motor company» – компания была создана в 1903 году история создания .
В основе системы управления компанией по Г. Форду лежат 4 основных принципа
1. Осуществлять контроль за рабочими, каждый из них обязан работать по 48 часов в неделю, но не более, также труд стоит щедро оплачивать, заработная плата сотрудников должна быть не менее 6$ в день В то время в Америке заработанная плата на предприятии Г. Форда считалась одной из самых высоких. .
2. Во время работы стоит избегать формализма и традиционного разделения полномочий.
3. Приучать подчиненных к чистоте и порядку на рабочем месте, так как от этого зависит качество производимого продукта (автомобилей).
4. Развитие массового рынка через массовое производство и заплаты, представление о рабочем как о среднем классе.

Итог: Сложно переоценить вклад Г. Форда в развитие организации труда и производства, в своей практической деятельности он использовал достижения техники и науки. Г. Форд разработал собственную стратегию ведения бизнеса, суть которой заключалась в производстве относительно недорого транспорта для среднего класса, за 19 лет ( с 1908 по 1927 ) удалось продать 17 млн автомобилей модели «Ford Model T» «Ford Model T» ( «Жестянка Лиззи» ) Ford Model T , именно этот автомобиль стал движущей силой, приведшей к массовой автомобилизации населения и повышению уровня благосостояния американцев.

Практическая часть:
В практической части необходимо оценить непосредственный вклад практиков менеджмента, а именно Ф. Тейлора, А. Файоля и Г. Форда, в развитие принципов и методов управления организацией.
1 часть.
Обратимся к Google Академии scholar.google.com , универсальному поисковику научных публикаций всех форматов и дисциплин. Стоит отметить, что Google Академия функционирует с 2004(сравнительно недавно). Вводим в поисковую строку имена ученых и смотрим на количество статей, в которых ссылались на их имена и достижения в области менеджмента. (на английском и русском языках)

Таблица 1. Результаты поискового запроса
Имя ученого
Кол-во статей на английском
Кол-во статей на русском
Frederic Taylor/ Фредерик Тейлор
957.000
16.100
Henri Fayol/
Анри Файоль
15.900
539
Henry Ford/
Генри Форд
1.050.000
3.590

Таким образом, мы видим, что современные ученые и публицисты не единожды ссылались на достижения ученых в области менеджмента 19-20 веков, на основе это можно сделать вывод – Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд внесли неоценимый вклад в развитие менеджмента, как науки, и обеспечили основу для создания новых открытий и достижений в области управления.
2 часть.
Был составлен опрос с целью выяснить, насколько современные студенты знакомы с достижения ученых 19-20 веков в области менеджмента, и планируют ли они применять их методы управления организацией на практике.
Опрос был проведен среди студентов 3 и 4 курсов, обучающих по направлениям «Менеджмент» и «Государственное и Муниципальное управление» ведущих ВУЗов г. Москвы Московский Государственный Университет, Высшая Школа Экономики, Российский Экономический Университет имени Г.В. Плеханова, Государственный Университет Управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы При Президенте Российской Федерации.. Количество респондентов составило 100 человек.

1. Кто из нижеперечисленных практиков менеджмента Вам знаком?a. Фредерик Уинслоу Тейлор
b. Анри Файоль
c. Генри Форд

2. Как вы оцениваете свою осведомлённость о их биографии и достижениях в области менеджмента?a. Высокая осведомленность
b. Средняя осведомленность
c. Низкая осведомленность
d. Нулевая осведомленность Нулевая осведомленность (Слышали их имена, но не помнят когда и где)

3. Планируете ли Вы использовать их принципы и методы управления организацией в будущем? (если в предыдущем вопросе вы ответили a, b, c)a. Да
b. Частично
c. Нет

Результаты опроса:
1. Фредерик Уинслоу Тейлор – 96%
Анри Файоль – 83%
Генри Форд – 99%

Рисунок 1. Результаты опроса. Вопрос 1

2. Высокая осведомленность – 16%
Средняя осведомленность – 59%
Низкая осведомленность – 18%
Нулевая осведомленность – 7%

Рисунок 2. Результаты опроса. Вопрос 2

3. (На этот вопрос ответило 93 респондента)Да – 35,5%
Частично – 50,5%
Нет – 14%

Рисунок 3. Результаты опроса. Вопрос 3

Итог практической части:

Почти всем из опрошенных знакомы имена великих ученых, об этом свидетельствуют высокие проценты, особой популярность среди студентов пользуется Г. Форд (99%), возможно это связанно с тем, что его компания функционирует в настоящее время(достаточно успешно), и автомобили марки Ford до сих пор пользуются популярностью. Однако только 16% процентов опрошенных могут привести факты из биографии ученых или рассказать о их вкладе в развитие менеджмента, остальные же оценивают свою осведомлённость о достижениях практиков менеджмента как среднюю или вовсе низкую, и только 7% признались в том, что не знакомы с их принципами и методами управления организацией. Также согласно опросу большая часть студентов впоследствии планирует применять на практике способы управления Ф. Тейлора, А. Файоля и Г. Форда в полной мере или частично, и только 14% отказались от их методов управления организацией и ведения бизнеса. Таким образом практиктики менеджмента 19-20 века своим примером доказали, что эффективное и рационально управление посредством планирования, организации, руководства и контроля может привести компанию к успеху, свои достижения в области в менеджмента они увековечили в научных трудах, что позволяет их последователям применять теорию на практике.
Заключение:
Менеджмент развивался на протяжении столетия, прежде чем стал отдельной отраслью науки, на формирование которой оказали влияние такие выдающиеся ученые как Ф. Тейлор, А. Файоль и Г. Форд. Каждый из них предложил собственную концепцию управления компанией и доказал результативность своего метода на практике.
Современная рыночная экономика нуждается в эффективном руководстве, которое возможно только при радикальных изменениях. Стоит отметить, что в условиях перехода к рыночным отношениям важным фактором является постоянное совершенствование теории и практики управления, поэтому изучение истории развития зарубежного менеджмента является крайне актуальным. Таким образом, для повышения эффективности и результативности производства на предприятиях обучение современных менеджеров-практиков должно происходить на основе истории развития принципов и методов управления организацией. Согласно проведенному опросу большая часть респондентов, будущих управленцев, планирует применять достижения ученых в области менеджмента на практике.


Библиографический список
  1. Fayol H. GENERAL AND INDUSTRIAL MANAGEMENT. – 1949.
  2. Nelson D. Frederick W. Taylor and the rise of scientific management. – Madison, WI : University of Wisconsin Press, 1980.
  3. Валовой Д.В. История менеджмента. Учебное пособие. – М.: Инфра – М, 2000 – 300 с.
  4. Гончаров В. И. Менеджмент: Учебное пособие. М.: Мисанта, 2003 – 624 с.
  5. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. Пер. с английского – М.: Дело, 19967 – 272 с.
  6. Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2002 – 560 с. (Серия «Gaudeamus»)
  7. Кредисов А.И. История учений менеджмента – Киев: ВИРА-Р, 2000 – 336 с
  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Даю, 2003
  9. Под ред. М. Уонера / Классики менеджмента. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.: ил. – (Серия «Бизнес-класс») – Ян Гловер статья, посвященная Генри Форду
  10. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Сегодня и завтра / Г. Форд. – М.: АСТ, 2005. – 447 с


Все статьи автора «Рослякова Мария Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: