ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Копылова Екатерина Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы ситуационного подхода к анализу системы управления организаций. На основании результатов исследований в области ситуационного подхода, проведенных различными учеными, анализируется функционирование конкретных организаций с учетом ситуационных различий между ними. Делается вывод о возможности применения рассмотренных теоретических положений к практике современных компаний.

Ключевые слова: ситуационные переменные, ситуационный подход, управленческая ситуация, эффективность управления организацией


THE POSSIBILITIES OF APPLYING OF THE CONTINGENCY APPROACH TO THE ANALYSIS OF MANAGEMENT OF THE ORGANISATION

Kopylova Ekaterina Aleksandrovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The basic principles of the contingency approach to management of the organization are considered in the article. Relying on the results of studies in the contingency approach, conducted by different researches, the author compares the operation of specific companies, taking into consideration situational differences between them. The paper presents conclusions about the possibilities of application of examined theoretical propositions to the practice of modern companies.

Keywords: contingency approach, effectiveness of management, management situation, situational variables


Библиографическая ссылка на статью:
Копылова Е.А. Возможности применения ситуационного подхода к анализу системы управления организацией // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3909 (дата обращения: 11.03.2024).

В условиях экономических и социальных изменений, происходящих в современном мире, разнообразия  существующих форм и структур организаций и динамичности  условий, в которых они функционируют, необходимы изучение и разработка эффективных методов управления. Именно в рамках ситуационного подхода к управлению организацией  рассматриваются управленческие приемы и методы, обеспечивающие эффективное функционирование организации в зависимости от конкретных ситуаций.

Актуальность изучения данного подхода заключается в том, что он позволяет в высокой степени адаптировать компанию к изменяющимся условиям и уникальным ситуациям, выбирая в соответствии с ними наиболее эффективную стратегию.

Целью данной работы является определение возможности применения ситуационного подхода к анализу системы управления организацией.

Задачами исследования, необходимыми для достижения поставленной цели, являются:

  • Рассмотрение существующих теорий и моделей применения ситуационного подхода, согласование выводов на их основе.
  • Рассмотрение возможности практического применения некоторых теоретических положений данного подхода на примере конкретных организаций.

Общие принципы ситуационного подхода к анализу системы управления организацией

Ситуационный подход к управлению организацией, связанный как с его теоретическими, так и с практическими аспектами, является одним из основных подходов менеджмента. Он основан на том, что эффективность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, сложившейся в организации. Таким образом, главным понятием в ситуационной теории является управленческая ситуация, или определенная совокупность обстоятельств, оказывающих влияние на функционирование организации в конкретный период времени [1, с. 17].

Согласно принципам ситуационного подхода, динамичность организации, обусловленная множеством переменных факторов как внутренней, так внешней среды, отрицает возможность применения универсального метода эффективного управления, то есть самым эффективным считается метод, в наибольшей степени соответствующий конкретной ситуации. Таким образом, данный подход нацелен на разработку и практическое применение инструментов для анализа потенциально возможных или уже сложившихся ситуаций и принятие на этом основании управленческих решений.

Становление ситуационного подхода происходило одновременно с развитием теории систем, согласно которой, в зависимости от степени и характера взаимодействия организаций с внешней средой, выделялись закрытые и открытые системы [11 с. 36]. Очевидно, что в данной концепции организация рассматривается как открытая система, находящаяся в тесной взаимосвязи с внешней средой, влияющей на ситуацию, в которой она функционирует.

Ситуационная теория управления предполагает, что основной задачей менеджера является умение грамотно интерпретировать ситуацию на основе анализа переменных факторов, основными из которых являются размер организации, динамика, неопределенность и сложность внешней среды и технологические особенности производственного процесса [9, с. 342-344]. Таким образом, объектами анализа в рамках исследуемого подхода являются ситуационные переменные, которые и формируют уникальные управленческие ситуации.

Исследования в области ситуационного подхода

Ситуационный подход к анализу управления организацией зародился на Западе в 1960-х годах на основании исследований влияния различных ситуационных переменных на функционирование организации.

Например, британская исследовательница Джоан Вудворд изучала влияние производственной технологии на успех организации [5, с. 6] и зависимость организационных структур от технических аспектов ситуации [8, с. 379].  Другие ученые исследовали влияние таких ситуационных факторов, как размер организации (П. Блау и Р. Шенхер) и воздействия внешней среды (Т. Бернс и Г. Сталкер) на особенности ее функционирования.

Однако, на взгляд автора работы, одной из наиболее комплексных является серия исследований, проведенных учеными Астонского университета, в которых анализировалось сразу несколько ситуационных факторов, таких как  размер организации, ее расположение, технология, зависимость от внешней среды и другие [4, с. 27]. В ходе многочисленных исследований ключевыми организационными переменными были выделены размер, технология и организационная структура, а также выведена корреляционная зависимость между ними (таблица 1) [4, c. 30].  Исходя их этих данных, в наибольшей взаимосвязи находятся размер и структура организации, то есть такой ситуационный фактор, как размер, влияет на одно из важнейших управленческих решений – вопрос о структуре организации.

Таблица 1 – Зависимость между организационными переменными

  Технология Структура
Размер 0.08 0.69
Технология   0.34

Таким образом, основные теоретические положения ситуационной теории были обоснованы эмпирическими исследованиями, что подчеркивает взаимосвязь теории и практики управления в рамках ситуационной концепции.

Ситуационные модели лидерства

Модель Ф. Фидлера

Ф. Фидлер разработал ситуационную модель лидерства, согласно которой варьируется ориентация лидерского стиля. На основании оценки таких ситуационных факторов, как  степень власти руководителя, характер задания и взаимоотношения между руководителем и подчиненным [7, с. 160], выделяются благоприятные и неблагоприятные ситуации для лидера, при которых эффективной является ориентация на задачу, и умеренные ситуации, для которых эффективна ориентация на взаимоотношения (рисунок 1).

При этом предполагается неизменность самого стиля лидерства, присущего руководителю, что, на взгляд автора данной работы, не в полной мере соответствует ситуационному подходу, так как различные ситуации могут требовать от лидера применение разных стилей. Основной проблемой данной модели является сложность повышения эффективности управления при несоответствии стиля лидерства ситуации, что может быть достигнуто либо изменением и «подстраиванием» ситуации под лидерский стиль, либо сменой самого лидера.

Рисунок 1 – Модель Ф. Фидлера

Модель П. Херси и К. Бланшара

Данная модель, напротив, предполагает выбор любого из нескольких возможных стилей лидерства в зависимости от «зрелости» подчиненных [10, с. 594], то есть сочетания их способности и готовности к выполнению задания (квалификации и мотивации), которые и являются ключевыми переменными в данной модели. Другие переменные – объем руководства (ориентация на задачу) и качество взаимоотношений между лидером и подчиненным (ориентация на взаимоотношения) [12, с. 6] – определяют стиль лидерства, при этом каждый из четырех выделенных стилей соответствует одному из уровней «зрелости» (рисунок 2 [3, с. 32]).

Можно прийти к выводу, что в данной модели управление является двунаправленным, так как действия лидера носят ответный характер на действия подчиненных. Однако, на взгляд автора, одним из ограничений данной модели является сложность ее применения к группе сотрудников с различным уровнем способности и готовности к выполнению задачи, что потребует от руководителя одновременного применения разных лидерских стилей.  

Рисунок 2 – Модель ситуационного руководства Херси и Бланшара

Существуют также и иные ситуационные модели лидерства, но в данной работе рассматривались те из них, которые значительно различаются по основным принципам, с целью сравнения их эффективности. Несмотря на то, что обе рассмотренные модели имеют определенные ограничения в применении, на взгляд автора, модель П. Херси и К. Бланшара лучше вписывается в концепцию ситуационного подхода, чем модель Ф. Фидлера  из-за большей гибкости стиля лидерства и возможности его адаптации к таким значимым ситуационным переменным, как действия подчиненных, а, следовательно,  позволяет повышать эффективность управления в динамичных условиях.

Таким образом, ситуационный подход дает практические рекомендации по управлению организацией в различных управленческих ситуациях.

Сравнительный анализ компаний на основе ситуационных различий

Итак, в ходе многочисленных исследований  было выяснено, что ситуационные факторы влияют на характер управленческих решений и особенности функционирования организации. Главная задача данной работы заключается в том, чтобы  выяснить, применимо ли данное положение к практике современных компаний. Для этого автором статьи было проведено исследование влияния такого ситуационного фактора, как размер организации на ее структуру и иные особенности управления и функционирования. Методом данного исследования послужил мониторинг официальных сайтов и иных электронных ресурсов, содержащих необходимую информацию о компаниях.

Для исследования были выбраны три сети продовольственных ритейлеров, различных по размеру: «Магнит», «Дикси» и «Азбука Вкуса». На первом этапе исследования необходимо объективно оценить размер каждой организации по следующим критериям: количество сотрудников, количество магазинов компании, выручка и число регионов России, в которых представлены магазины. Результаты исследования представлены в таблице 2. На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что среди рассмотренных торговых сетей самой крупной является «Магнит», средней по размеру – «Дикси», наименее крупной – «Азбука Вкуса».

Согласно ситуационной теории, чем больше размер организации, тем выше степень разделения труда [6, с. 286] , больше число правил и процедур, более совершенны формы планирования и контроля [9, c. 332].  На следующем этапе исследования необходимо определить соотношение данных факторов на примере рассмотренных компаний.

Таблица 2 – Исследование размера организаций

«Магнит»

«Дикси»

«Азбука Вкуса»

Количество сотрудников Более 200 000 человек [1] Более 37000 человек [2]

 

Около 4000 человек [3]
Количество магазинов 6884 [4] 1489 [5] Более 50 [6]
Выручка (оборот) за 2012 год 448,66 млрд. рублей [7] 147,02 млрд. рублей [8] 26 млрд. рублей [9]
Число регионов, в которых представлены магазины 63 [10] 23 [11] 3 [12]

Необходимо начать с того, что в состав каждой рассматриваемой торговой сети входит несколько компаний. Так, группа компаний «Магнит»  состоит из одной холдинговой компании ОАО «Магнит» и 10 дочерних, отвечающих за различные виды деятельности организации[13]. В состав группы компаний «Дикси» входит холдинговая компания ОАО «ДИКСИ Групп» и 29 дочерних компаний с четко разграниченными полномочиями[14]. В состав группы компаний «Азбука Вкуса» входит 4 организации (эмитент, поручитель, владелец трех супермаркетов и арендатор торговых помещений) [2, с. 4]. Это свидетельствует о том, что более крупные компании характеризуются большим числом структурных элементов, функции которых четко разделены.

Кроме того, холдинговые компании «Магнита» и «Дикси» являются акционерными обществами и обладают идентичными органами управления: Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление, Генеральный директор [15]. Так как управляющая компания группы «Азбука Вкуса» является обществом с ограниченной ответственностью, для которой законодательством допускается более упрощенная структура управления, в данной организации отсутствует такой исполнительный орган, как Правление. Помимо этого, обязательным для акционерного общества является наличие Ревизионной комиссии, осуществляющей внутренний контроль над финансовой и хозяйственной деятельностью компании. Такой орган действует в компаниях «Магнит» и «Дикси» и отсутствует в компании «Азбука Вкуса», что свидетельствует о более совершенных формах контроля в более крупных организациях.

В ходе исследования было также выяснено, что на официальных сайтах  компаний «Дикси» и «Магнит», в отличие от «Азбуки Вкуса», публикуются уставные  документы, финансовая отчетность и другая исчерпывающая информация о компании. Это говорит о том, что деятельность более крупных компаний характеризуется большим числом неких формальных процедур, делающих ее прозрачной и открытой для общественного контроля.

Более того, разные по размеру компании ставят разные стратегические задачи. Так, задачей сети «Азбука Вкуса» является удержание рынка путем внутреннего развития компании, совершенствования бизнес-процессов, повышения качества и эффективности использования ресурсов [16]. Аналогичные цели характерны и для компаний «Магнит» и «Дикси», однако, помимо качественных задач, в их стратегии входит и значительное расширение сетей путем увеличения плотности размещения магазинов[17]. Это означает, что крупные сети развиваются как интенсивным, так и экстенсивным путем, то есть для них характерен комплексный подход к стратегическому планированию.

Таким образом, несмотря на различие в размерах компаний «Магнит» и «Дикси», их структура и многие особенности функционирования, в целом, сходны, что  можно объяснить подобием других ситуационных факторов, например, сходной структурой внешней среды, так как обе компании действуют на одном сегменте рынка, ориентируясь на сходные группы покупателей (как правило, со средним уровнем доходов) и находятся в равноценных конкурентных условиях. Кроме того, сходны и технологические особенности этих компаний, к примеру, развитая логистическая система, обусловленная широкой территорией размещения магазинов. Сходство данных факторов в компаниях «Магнит» и «Дикси» настолько значительно, что оно «перевешивает» степень различия в их размере и снижает существенность воздействия этого фактора на структурные различия компаний.

Однако отличия структуры и функционирования самой мелкой компании среди рассматриваемых («Азбука Вкуса») от более крупных оказались значительными. Это обусловлено как их различиями в размере, так и во внешней среде, так как «Азбука Вкуса» оперирует не на «бюджетном», а на «премиум-сегменте» рынка. Кроме того, различаются и технологические особенности производства, так как данной компании, сконцентрированной в небольшом количестве регионов, не требуется настолько мощной логистической системы.

Таким образом, в результате исследования была выявлена зависимость структуры и иных особенностей организации от ее размера и других ситуационных факторов, таких как технологические особенности и влияние внешней среды, то есть были подтверждены основные теоретические положения ситуационного подхода к анализу системы управления организацией.

Заключение

Итак, согласно ситуационному подходу, процесс управления организацией зависит от конкретных условий и ситуаций. Следовательно, основой управленческих решений должен быть анализ различных ситуационных факторов и их влияния на функционирование компании.

В результате теоретического исследования было выяснено, что ситуационный подход, в целом, соответствует требованиям высоко турбулентного рынка, так как позволяет адаптировать компанию к динамичным условиям функционирования. При рассмотрении теории ситуационного лидерства был сделан вывод о том, что изменение лидерского стиля в соответствии с требованиями ситуации позволяет повысить эффективность управления.

Результаты практического исследования показали, что положения о влиянии ситуационных факторов на особенности управления и функционирования организацией, полученных учеными в ходе эмпирических исследований, в целом, соответствуют практике компаний.

Таким образом, выявленная взаимосвязь теоретических и практических аспектов ситуационного подхода, гибкость ситуационных методов и возможность их адаптации к изменяющимся условиям позволяют сделать вывод о том, что, в целом, существуют широкие возможности для применения ситуационного подхода к анализу системы управления организацией, в особенности, в условиях высокой динамичности среды, в которой она функционирует.


Электронные ресурсы (дата обращения:  17.01.2014):

[1] Магнит сегодня. URL: http://magnit-info.ru/about/today/

[2] DIXY Group – 3rd Largest National Neighborhood Grocer. URL: http://dixy.ru/sites/default/files/prez_dixy_1q2012_final__1.pdf, с.3

[3] Ответственность вместо сувениров. URL:http://www.newizv.ru/economics/2011-02-10/140834-otvetstvennost-vmesto-suvenirov.html

[4]Города присутствия. URL: http://magnit-info.ru/buyers/cities/

[5] География деятельности. URL: http://dixy.ru/geography

[6] История. URL: http://av.ru/index.aspx?sPage=35

[7] Магнит сегодня. URL:  http://magnit-info.ru/about/today/

[8] Аудиторское заключение – ОАО «ДИКСИ Групп» и его дочерние организации. URL:  http://dixy.ru/sites/default/files/fs_dixy_2012_draft_ey_review.pdf,  c.6

[9] Менеджеров позвали в магазин. URL:  http://www.kommersant.ru/doc/2266707

[10] Города присутствия. URL: http://magnit-info.ru/buyers/cities

[11] География деятельности. URL: http://dixy.ru/geography

[12] История. URL: http://av.ru/index.aspx?sPage=35

[13]Аудиторское заключение – ОАО «Магнит» и его дочерние организации. URL:

http://magnit-info.ru/upload/iblock/f4d/f4d3bea5d7d480a98aab768c3be5a004.pdf, с.9

[14] Аудиторское заключение – ОАО «ДИКСИ Групп» и его дочерние организации. URL:  http://dixy.ru/sites/default/files/fs_dixy_2012_draft_ey_review.pdf, c.12

Электронные ресурсы (дата обращения: 17.01.2014):

[15] Устав ОАО «Магнит». URL: http://magnit-info.ru/upload/iblock/7e2/7e270bb144320d7cf618f1a74c133d0b.pdf, c. 8;

Устав ОАО «ДИКСИ Групп». URL: http://dixy.ru/sites/default/files/ustav_dg_12.12.pdf, c. 9

[16] Миссия компании. URL: http://av.ru/index.aspx?sPage=36,

[17] Стратегия развития [Электронный ресурс].URL:  http://magnit-info.ru/about/strategy/(дата обращения:  17.01.2014);

Презентация по итогам деятельности за 3 кв. 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://dixy.ru/sites/default/files/dixy_group_ifrs_3q_2013.pdf,  c.25(дата обращения:  17.01.2014)


Библиографический список
  1. Герчикова И. Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 526 с.
  2. Robbins S. P., Coulter M. Management. – Prentice Hall, 2012. – 643 с.
  3. Moreno-Luzon M. D., Peris F. J. Strategic approaches, organizational design and quality management: integration in a fit and contingency model //International Journal of Quality Science. – 1998. – Т. 3. – №. 4. – С. 328-347.
  4. Hendry C. Contingency theory in practice, II //Personnel Review. – 1980. – Т. 9. – №. 1. – С. 5-11.
  5. Leyland N.H. Industrial Organization: Theory and Practice, by J. Woodward // The Economic Journal Vol. 77, No. 306 – 1967. – С. 379-380.
  6. Aldrich H. E. Technology and organizational structure: A reexamination of the findings of the Aston group //Administrative Science Quarterly. – 1972. – С. 26-43.
  7. Justis R. T. Leadership effectiveness: A contingency approach //Academy of Management Journal. – 1975. – Т. 18. – №. 1. – С. 160-167.
  8. Papworth M. A., Milne D., Boak G. An exploratory content analysis of situational leadership //Journal of Management Development. – 2009. – Т. 28. – №. 7. – С. 593-606.
  9. Schermerhorn J. R. Situational Leadership: Conversations with Paul Hersey //Mid American Journal of Business. – 1997. – Т. 12. – С. 5-12.
  10. Лурье Е. В. Разработка  теста оценки ситуаций на основе модели ситуационного руководства //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2011. – №. 5 (222). – С.30-41.
  11. Hubner W.F. Reviews the book “The Structure of Organizations,” by Peter M. Blau and Richard A. Schoenherr // Industrial and Labor Relations Review/ – 1972. – C. 286 – 287.
  12. Толстошеина Н., Яковлев Я. Азбука Вкуса – сливки продуктовой розницы: Аналитический обзор// Долговой рынок. Банк ЗЕНИТ. – 29.07.2008, 22 с.


Все статьи автора «Копылова Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: