СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СТИВА ДЖОБСА И БИЛЛА ГЕЙТСА НА ОСНОВЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И СИТУАЦИОННЫХ ТЕОРИЙ

Домрачева Екатерина Сергеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная работа посвящена изучению поведенческого и ситуационного подходов к лидерству на основе анализа стилей управления двух американских предпринимателей - Стива Джобса и Билла Гейтса. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что эти лидеры в своих методах руководства имели как различия, так и сходства. Данная работа имеет своей целью создание принципов по руководству бизнесом на основе успешного опыта предыдущих поколений.

Ключевые слова: Билл Гейтс, Стив Джобс


COMPARATIVE ANALYSIS OF MANAGEMENT STYLES OF STEVE JOBS AND BILL GATES BASED ON BEHAVIORAL AND SITUATIONAL THEORIES

Domracheva Ekaterina Sergeevna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
This work is devoted to the study of behavioral and situational approaches of leadership based on analysis of management styles of two american intrepreneurs-Steve Jobs and Bill Gates. As a result of analysis, the author concluded that both leaders had as similarities as differences in their methods of leadership. The aim of this work is to create some principles of business management based on successful experience of previous generations.

Библиографическая ссылка на статью:
Домрачева Е.С. Сравнительный анализ стилей управления Стива Джобса и Билла Гейтса на основе поведенческих и ситуационных теорий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3897 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение

В стремительно развивающемся 21 веке наибольший интерес у наблюдателей вызывают компании, занимающиеся созданием и продвижением информационных технологий. Неизменными лидерами в этой отрасли были и остаются сегодня две американские корпорации-«Microsoft» и «Apple».  Анализ стилей руководства этих компаний обязан стать своеобразным руководством к действиям владельцам бизнеса, желающим добиться успеха в своё деле. Целью реферата является исследование методов и тактик, используемых Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом, проведение их сравнительного анализа с целью выявления их преимуществ и недостатков. Наилучшим способом проведения такого рода исследования, по мнению автора работы, являются поведенческая и ситуационная теории лидерства. Полезность использования данных подходов заключается в разнообразии методов и теорий, их смысловой ценности и содержательности.

Поведенческий подход в теории лидерства

Поведенческий подход базируется на предположении, что на эффективность лидера влияет выбранная им тактика для общения со своими подчинёнными. Таким образом, поведенческий подход основывается на изучении методов и способов управления, присущих стилю руководства того или иного лидера.

Наиболее популярными поведенческими теориями являются: теория лидерства К.Левина, Управленческая решётка Д.Моутана и Р.Блейка, теория «х» и «у» Д.Макгрегора, модель лидерства Р.Лайкерта, теория Э.Фляйшамана и Э.Харриса и др.

Теория «х» и «у» Д.МакГрегора

Одной из наиболее известных поведенческих моделей лидерства является теория «х» и «у» Дугласа Макгрегора. Американский социальный психолог выделял 2 теории поведения людей в сфере управления.

Согласно теории «х» «руководитель ввиду необязательственности работников (или других причин) постоянно контролирует их действия»[7]. Работники, согласно такой системе, не обладают самостоятельностью в принятии решений. Амбиции сотрудников не раскрываются, поскольку лидер не доверяет им в силу сложившихся обстоятельств. С точки зрения этой теории, люди нуждаются в принуждении и мотивации со стороны лидера.

На основе теории «х» раскроем стиль управления Стива Джобса. В Apple им была создана особая культура. Не смотря на то, что Джобс высоко ценил таланты и умения своей команды, он предпочитал не поощрять инициативу со стороны сотрудников. Так как структура компании расположена иерархически, по вертикали, центром этой системы являлся непосредственно Стив, он был её авторитарным руководителем. Рабочий процесс от начала до конца находился под его чутким контролем:

«От эппловских сотрудников требовалось выполнять приказы, а не высказывать собственные мнения»[4]

«Генеральный директор Apple был во всех смыслах слова микроменеджером: он лично утверждал всё – от рекламных плакатов до списка присутствующих на сверхсекретном выездном совещании».[4]

Джобс не давал власти даже совету директоров: «Он использовал их собрания только, чтобы генерировать новые идеи и обсуждать стратегии»[1].

Строгая секретность, контроль со стороны руководства, малое количество возможностей для карьерного роста, многочисленные дедлайны,- всё это накладывает отпечаток на поведении сотрудников, которые боятся проявить инициативу, страшась ответственности перед столь авторитетным лидером. Однако, такой подход не мешает компании быть первой на своём рынке. Более того, такая культура позволяет выполнять работу в срок и делать это максимально эффективно.

Чаще всего такой стиль управления вызывает отрицательный эффект масштаба на крупных предприятиях, но Apple-исключение.

Другая теория, теория «у», наоборот, предполагает, что работники обладают возможностями, позволяющими им брать на себя ответственность за принимаемые решения. Сотрудники имеют свободу и возможности для проявления своих творческих навыков, амбиций.

Сторонником такой теории, по-видимому, является Билл Гейтс. Поскольку программисты в этой компании являются наиболее ценными рабочими кадрами, в отличие от менеджеров, им предоставляется ряд преимуществ и исключений. Эти работники не имеют нормированного рабочего графика, поэтому они могут позволить себе приходить на работу в любое удобное для них время, работать допоздна, необходимое условие в этом процессе-чёткое выполнение поставленной задачи.

Новые идеи и инициативность со стороны сотрудников активно поощряется руководством. Компания доверяет своим сотрудникам в пределах разумного.

С целью повышения эффективности рабочего процесса, работникам компании предоставляется некоторая свобода в действиях:

«Гейтс охотно поощряет новые идеи; он создал культуру, которая поддерживает эксцентричное поведение творческих сотрудников. Например, один программист из Microsoft заполонил своё рабочее место мягкими игрушками. Коллеги знали, что если они видят его в обнимку с плюшевым мишкой, то это означает, что у него был тяжёлый день и к нему надо подходить с особым вниманием».[3]

Управленческая решётка Р.Блейка и Д.Моутана

На западе популярна теория «управленческой решётки Блейка-Мутона», позволяющая оценить характер управления на предприятии.  Вертикальная ось решётки отражает ориентацию руководителя на работников, горизонтальная – ориентацию на производственную задачу.

Табл. 1,2. Управленческая решетка Р.Блейка и Д.Моутана

Добавить изображение

Иллюстрацией к стилю управления 1-9 может послужить компания Microsoft.

Для сотрудников корпорации в главном штабе компании в Редмонде Гейтсом создана особенная атмосфера. Здесь существуют все необходимые условия для того, чтобы на работе каждый член команды чувствовал себя как дома. Например, отличительной чертой офисов Microsoft является то, сотрудники компании имеют персональные кабинеты. По словам Билла Гейтса, такой способ организации рабочего пространства позволяет добиться большей производительности и результативности.

В Редмонде имеются все возможности для того, чтобы сотрудники могли работать допоздна. Они могут заказывать еду прямо в офис, компания берёт все расходы на безалкогольные напитки и кофе на себя.

Идеи каждого работника при таком стиле управления находят отражение в работе всей компании. В принятии важнейших решений Гейтс руководствуется как своей точкой зрения, так и точкой зрения своей команды, являющейся главной ценностью компании: «Заберите у нас лучших двадцать людей, и, попомните моё слово, „Майкрософт“ потеряет всю свою значимость»[5].

Что же касается руководителя Apple, то, по мнению автора работы, его стиль руководства отображён ситуацией 9-1.

В отношениях Джобса с сотрудниками компании преобладали пренебрежительность и требовательность. В Apple есть система дедлайнов, которая учит работников выполнять свои задачи в жесткие сроки. Именно по вине этих временных рамок многие сотрудники не имеют возможности выехать за город на выходные или уехать в отпуск. В компании существует абсолютная секретность, ни один сотрудник не вправе разглашать информацию о компании, о её планах даже своим близким родственникам. Многие отделы в компании и вовсе закрыты от части работников. По словам бывших сотрудников, многие из них по этой причине не могли и не могут иметь никаких контактов с людьми из других компаний-потенциальных конкурентов Apple.

Джобс в отношениях с подчинёнными зачастую использует тактику устрашения. Но Джобс утверждает:

«Мне не кажется, что я такой уж хам и тиран, но если что-то получилось плохо, я говорю об этом человеку в лицо. Мой долг — быть честным. Свои суждения я беру не с потолка — и обычно оказываюсь прав»[1].

Теория лидерства К.Левина

Согласно теории лидерства К.Левина, существует три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль, характеризуется полнотой власти руководителя, отсутствием делегирование полномочий подчинённым.

Демократический стиль основывается на разделении обязанностей, ответственности между всем трудовым коллективом.

Либеральный стиль-стиль, при котором руководитель принимает минимальное участие в деятельности команды, коллектив свободен в принятии решений.

На основе предложенных выше данных, автор работы пришёл к выводу, что основателю компании Microsoft присущ демократический стиль управления.

Гейтс утверждает: «Моя роль состоит преимущественно в том, чтобы определять стратегию и направления совместной работы коллектива. Из этого активного процесса я должен выбрать самое важное и обеспечить, чтобы оно дошло до пользователя»[2]. По мнению экспертов, Билл создал потрясающую команду разработчиков. У них есть чувство сплоченности и ненасытная жажда к работе.

По мнению журнала Fortune, секрет Гейтса заключается в том, что он легко находит поддержку своей команды. Он умеет «разделять со своей командой стремление изменить компьютерный мир. Команда Microsoft чувствует себя причастной к этой цели в большей мере, чем в других компаниях, так как их возглавляет руководитель, который работает с ними в одной упряжке»[3].

Ещё одним доводом к вышесказанному является то, что Билл всегда старается находиться в контакте со своими сотрудниками, между ними нет условностей и формальностей. Сотрудники разных направлений имеют возможность общаться со своими коллегами посредством e-mail, в том числе и с самим Биллом:

«Наша система электронных  писем, в которой отсутствуют условности субординации, обеспечивает то, что любой которому нужно узнать о той или иной проблеме, получает о ней информацию в течение сорока восьми часов»[3]. Билл уверен, что «деловая интернет-переписка-это лучший способ быть осведомлённым о всём самом важном, что происходит в компании»[6]. По словам сотрудников компании, Гейтс сам известен тем, что практически мгновенно отвечает на сообщения.

Что касается генерального директора компании Apple, то ему свойственен авторитарный стиль управления. По словам бывших сотрудников, Джобс был очень «придирчивым и дотошным микроменеджером»[4], он контролировал работу всех отделов, контролируя их рабочий процесс от начала и до конца. Стив лично следил за решением вопросов маркетинга, изучал все детали сделок, совершаемых компанией, самостоятельно проводил встречи с рекламными агентствами. Более того, являясь, руководителем нарциссического типа («переоценка собственной значимости, достижений и талантов, ожидание признания своего превосходства без наличия оправдывающих это качеств и достижений», убежденности в своей особенности, уникальности, возможности быть понятым и принятыми лишь особыми или влиятельными людьми или общественными учреждениями»[9]), Джобсу было свойственно приписывать себе заслуги команды: «В Apple никто из сотрудников и думать не смел о публичном признании. Даже менеджерам высшего ранга приходилось смирять гордыню и отступать в тень перед его величеством Стивом Джобсом»[4].

Генеральный директор компании в бизнесе предпочитал следовать исключительно своим собственным правилам. Это касалось как эппловцев, так и партнёров. Джобс не добивался любви со стороны своего окружения, вся его деятельность была направлена исключительно на достижение целей. Ради этого зачастую им применялась тактика устрашения сотрудников всех уровней. При приёме новых сотрудников, он часто использовал методы провокации, переходил на личности, тем самым проверяя претендента на прочность.

Базируясь на теории К.Левина и представленных данных, сделаем некоторые выводы относительно стилей руководства обоих лидеров:

Табл. 3. Сильные и слабые черты авторитарного и демократического стилей управления

Ситуационный подход в теории лидерства

Ситуационный подход основывается на предположении, что на эффективность лидера влияют не только черты его характера и другие личностные качества, но и такие ситуационные характеристики, как окружение, сложность задачи и др.

Наиболее известны такие ситуационные теории лидерства, как подход «путь-цель» Т.Митчела и Р.Хауса, модель Фидлера, модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона, теория жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара и др. Рассмотрим некоторые из них.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона направлена на анализ методов и способов принятий решений, характерных для тех или иных руководителей. В случае ситуационного подхода, выбор способа принятия решений зависит непосредственно от сложившейся ситуации.

Врум и Йеттон выделяют пять способов принятия решений:

  • Первый способ характеризуется принятием решений единолично, основываясь на имеющихся данных.
  • Второй способ основывается взаимодействием руководителя со своими подчинёнными с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Сотрудники могут быть не проинформированы о существовании этой проблемы, несмотря на то, что принимают в этом процессе непосредственное участие.
  • Третий способ характеризуется тем, что руководитель при принятии решения интересуется мнением той части команды, к которой эта проблема относится непосредственно. Основываясь на полученных идеях и предложениях, он принимает окончательное решение (это решение может не совпадать с мнением трудового коллектива).
  • Четвёртый способ отличается от третьего тем, что в процессе принятия решений лидер интересуется мнением всего трудового коллектива компании, а не отдельной его части. Так же, как и при третьем способе, руководитель принимает окончательное решение самостоятельно (это решение также может не совпадать с мнением трудового коллектива).
  • Пятый способ является наиболее демократичным по отношению к команде сотрудников, поскольку он заключается в совместном обсуждении лидером и сотрудниками возникшей проблемы. Окончательное решение – своеобразный консенсус между мнениями руководителя и его подчинённых.

Рассмотрим данную модель на примере компании Apple. В принятии решений Стив Джобс чаще всего руководствовался своим собственным мнением, чем мнением своих подчинённых, однако в компании часто проводились собрания с руководителями отделов. Руководители отделов, в свою очередь, проводили подобные совещания и со своими подчинёнными. Такие совещания проводились с целью создания новых идей, обсуждения стратегий. В процессе разговора лидер часто предлагал новые идеи, которые впоследствии обсуждались и постепенно воплощались в жизнь. Для Стива порой была характерна особая резкая манера обращения с подчинёнными:

«Возражения разрешались и даже поощрялись, и иногда Джобс проникался уважением к оппоненту. Но надо быть готовым и к тому, что он, выслушав противника, может налететь на него и откусить ему голову»[1].

Что же касается основателя Microsoft, то ни одно решение в этой компании, как и в Apple во времена Стива, не может быть принять без согласования c главой компании. По мнению Гейтса, совещания всегда должны проводиться не со всей дружной командой сотрудников, а лишь с «ключевыми работниками, ответственными за принятие решений»[2]: «Всем остальным лучше заниматься в это время своими прямыми обязанностями. Если в одной комнате собралось больше трёх или четырёх лиц, принимающих решения, можно быть уверенным, что существенной частью проблемы является именно избыточно число её участников»[2].

Таким образом, несмотря на существенные различия в стилях управления, вне зависимости от ситуации для обоих лидеров характерен третий способ принятия решений, выделенный Врумом и Йеттоном.

Модель Фидлера

Разработанная Фидлером модель призвана предсказать эффективность трудового коллектива, руководимого лидером. В основе данной модели лежит предположение психолога о том, что «стиль лидерства должен быть одинаков в любой ситуации, он не может меняться с переходом от одной к другой»[8].

Для анализа Фидлер использует три критерия оценки:

  1. Отношения в коллективе (хорошие-плохие);
  2. Структурированность рабочего процесса (высокая-низкая);
  3. Уровень обладания властными полномочиями (сильный-слабый);

Табл. 4. Модель Фидлера

На основе этих трёх критериев Фидлер получил восемь различных стилей руководства. На практике этот анализ используется с целью подбора руководителя в условиях конкретной производственной ситуации или же, наоборот, если руководителя заменить нельзя, то для изменения самой ситуации.

На практике эта модель используется для подбора руководителя на основе совпадения его стиля лидерства и сложившейся ситуации.

«Используя модель Фидлера, можно определить номер сложившейся управленческой ситуации и выбрать тот тип лидерского поведения, которой в этой ситуации будет наиболее эффективным»[10].

Обращаясь к управленческой решётке Блейка и Моутана, вспомним, что в процессе управления компанией Стив Джобс уделял большую часть внимания процессу производства (ситуация 9-1). Наибольшая эффективность в ситуациях 1,2,3,7,8.

Анализируя информацию из дополнительных источников, приходим к выводу, что у этого лидера были достаточно плохие отношения с подчинёнными, задача была не структурирована, поскольку в Apple к решению задач всегда подходили творчески, а творчество-процесс непредсказуемый; должностные полномочия руководителя-сильные. Из этого анализа мы приходим в ситуацию 7. Ситуация 7-это случай, при котором руководители, мотивированные человеческими отношениями и задачей работают одинаково эффективно.

Что касается руководителя Microsoft, то ему в большинстве случаев присущи хорошие отношения с подчинёнными, структурированная задача и сильные властные полномочия. Эти характеристики описывает ситуация 1.

Билл Гейтс большое внимание в процессе работы уделяет кадровым ресурсам. Такой вид управленцев бывает более успешен в 4,5,6,7.

Заключение

С использованием ситуационной и поведенческой теорий лидерства нам удалось обобщить данные, касающиеся стилей управления Билла Гейтса и Стива Джобса. Опираясь на исследования, проведённые специалистами в области поведенческого подхода, мы смогли проанализировать манеру поведения обоих руководителей со своими подчинёнными. Стили управления этих людей, действительно, очень специфичны, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Несмотря на то, что рынок информационных технологий является очень быстротечной сферой, которая характеризуется высоким уровнем конкуренции и скоротечно меняющимися запросами потребителей, методы Джобса и Гейтса помогают компаниям по-прежнему оставаться первыми в своей отрасли.

Безусловно, управленческий опыт этих лидеров является ценным наследием для людей, желающих заняться собственным бизнесом, но не стоит забывать что универсальных стилей руководства не существует, поскольку каждая ситуация всё-таки требует особенного подхода.


Библиографический список
  1. Айзексон У. Стив Джобс. – Litres, 2013.-стр. 108, 292, 372.
  2. Билл Г. Бизнес со скоростью мысли //М.: ЭКСМО-Пресс. – 2003.-стр.103, 175, 216.
  3. Деарлав Д. Бизнес путь: Билл Гейтс. 10 секретов самого богатого в мире бизнес-лидера //СПб.: Изд-во «Крылов». – 2003.-стр.115, 131.
  4. Лашински А. Внутри Apple. Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний мира (Эйпл). – ” Издательство”" Проспект”"”, 2013.-стр.62, 89, 191.
  5. Лоу Д. Говорит Билл Гейтс //М.: АСТ, Транзиткнига. – 2004.-стр. 204.
  6. Gates B. Bill Gates’ new rules //Book excerpt (Business@ The. – 1999.-p.1.
  7. McGregor D. The human side of enterprise //New York. – 1960. – Т. 21. P.166
  8. Robbins, Stephen P. Management — 11th ed. – 2012. p.464-466.
  9. http://lutim.narod.ru/temper.htm
  10. http://free.megacampus.ru/xbookM0012/index.html?go=part-055*page.htm


Все статьи автора «Екатерина Домрачева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: