ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НА ОСНОВЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ И СИТУАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ

Титова Мария Михайловна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Лидерство считается основополагающим элементом для успешной деятель-ности любой рабочей структуры. Эффективный лидер является связующим звеном между работниками и их задачами: он направляет сотрудников на достижение максимального результата. Таким образом, деятельность всей организационной структуры напрямую зависит от эффективности действий лидера. Исходя из концепции особой значимости лидерства для компании, вытекает ряд вопросов: одинаково ли эффективен один лидер в различных ситуациях и компаниях? существует ли разница в стилях и методах управле-ния лидерами-мужчинами и лидерами-женщинами? как найти подходящего лидера для организации? На разрешение этих спорных вопросов направлена данная исследовательская работа.

Ключевые слова: гендерные типы, лидер-женщина., лидер-мужчина, лидерство, поведенческий подход, ситуационный подход, стиль лидерства, эффективное лидерство


GENDER ASPECTS OF LEADERSHIP: COMPARATIVE ANALYSIS, BASED ON BEHAVIORAL AND SITUATIONAL APPROACHES

Titova Maria Mikhailovna
National Research University «Higher School of Economics»

Abstract
Leadership is supposed to be a foundational part for successful activity of each working structure. An effective leader is a link between employees and their duties: he lead collaborators to the achievement of maximum results. Accordingly, the activity of whole organizational structure directly depends on the effectiveness of the leader. In addition, on the assumption of special importance of leadership for the company, the series of questions are formed: does the leader equally effective in different situations and organizations? Is there any difference of management styles between men and women leadership? How to find a proper leader for the organization? This paper is aimed to solve such argumentative questions.

Keywords: behavioral approach, effective leadership, female leaders., gender types, leadership, male leaders, management style, situational approach


Библиографическая ссылка на статью:
Титова М.М. Гендерные аспекты лидерства: сравнительный анализ на основе поведенческих и ситуационных подходов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3811 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение

Данная научно-исследовательская работа раскрывает понятие лидерства в ракурсе дифференциации мужского и женского типа с помощью теории поведенческих и ситуационных подходов. На основе исследования можно сделать вывод о наилучшем типе руководства в определенной ситуации и для определенной организации, а также, об основных качествах лидера для каждого пола. Данное исследование даст базис для прогнозирования действий лидера, тем самым позволит выработать нужную стратегию для наиболее эффективной
деятельности организации.

Цель исследования – вывести модель поведения лидеров-мужчин и лидеров-женщин с учетом основных особенностей данных типов руководства.

Задачи исследования:

  • дать четкое определение понятию лидерства и выявить его основные особенности;
  • определить различия ситуационного и поведенческого подхода;
  • осуществить сравнительный анализ лидеров-мужчин и лидеров женщин;
  • сопоставить особенности двух данных типов лидерства и наиболее эффективные ситуации для их проявления.
  • предложить практические рекомендации и сформулировать выводы, полученные в ходе исследования.

1. Основные характеристики лидера (подход с позиции личных качеств)

Для определения настоящего лидера среди массы людей необходимо выявить его отличительные характеристики. Можно выявить общие, основополагающие черты человека с лидерскими задатками [1, p.48-53]:

  • способность вызывать доверие. Без этого качества человека нельзя назвать лидером, доверие помогает найти круг единомышленников и направить их активность в нужное для работы русло. Настоящий лидер управляет своими сотрудниками посредством своих личностных и профессиональных качеств, лишь изредка применяя в качестве средства служебное положение.
  • способность достигать поставленной цели. Основная роль лидера в организации – достигнуть нужного результата путем затраты наименьшего количества ресурсов. Лидер координирует деятельность подчиненных и прибегает ко всем доступным методам для осуществления поставленной задачи, при этом активно используя интеллектуальные способности и связи с нужными людьми.
  • сочетание риска и ответственности. Лидер способен принимать импульсивные и рискованные решения при уверенности в собственных силах, но, как и все люди, лидер имеет право на ошибку. Настоящий лидер имеет мужество взять ответственность на себя и
    исправить ситуацию.
  • инициативность. Данный тип личности любит свое дело и рад любой возможности взяться за сложную проблему, ему нравится учиться и передавать свои знания другим.
  • общительность и харизматичность. Человек с лидерскими качествами располагает к себе людей, обладает правильной речью и интересными для окружающих идеями.
  • преданность своему делу. Лидер является примером и опорой для всей организационной структуры, поэтому его преданность и самоотдача – необходимое качество дляработы механизма компании.

Представленные в работе характеристики лидерства являются обобщенными, лидер обладает ими в значительной мере и постоянно развивает. Лидерские качества могут проявляться с самого раннего возраста, иногда становятся заметными после некоторых жизненных преград или успехов. Относительно лидерства в обществе установилось два подхода: поведенческий и ситуационный. Эти подходы раскрывают сущность лидерства с различных сторон.

2. Поведенческие и ситуационные теории

1)Поведенческий подход к лидерству приобрел свое развитие вместе со становлением психологической теории бихевиоризма. Основной термин данного подхода – стиль руководства, то есть повторяющееся поведение руководителя в отношении подчиненных для их мотивации к активной деятельности на достижение поставленной цели. Поведенческий подход сосредотачивает внимание на поведении лидера, а не на его личностных характеристиках. Поведение лидера можно классифицировать по двум крайним направлениям: автократическому и демократическому.

Дуглас Мак-Грегор, влиятельный исследователь в области лидерства, выделил основные характеристики автократического стиля руководства (теория Х) и демократического (теория У). Основные положения изложены на рисунке 1. На пересечении двух стилей -  реальность, чаще всего встречающееся смешение стилей с уклоном в какую-либо сторону.

Рисунок 1 – Поведенческий подход по Дугласу Мак-Грегору

Рэнсис Лайкерт, исследуя стили лидерства, предложил четыре основные модели стилей руководителя (рисунок 2): 1- эксплуататорско-авторитарная система (ориентированность только на задачу); 2- благосклонно-авторитарная (ограниченное участие сотрудников в принятии решений, доминирующая роль -  выполнение задач); 3- консультативно-демократическая (значительное доверие подчиненным, важные решения принимаются руководителем); 4 – система, основанная на участии (доверие между руководителями и подчиненными, децентрализация полномочий, большое внимание к условиям труда, поощрение инициативы).

Рисунок 2 – Поведенческий подход по Рэнсису Лайкерту

По мнению Лайкерта, наибольших успехов достигают лидеры, чье внимание сосредоточенно на интересах сотрудников, то есть приближенно к демократическому стилю. Такой лидер предлагает на общее обсуждение наиболее сложные вопросы, мотивирует подчиненных и получает от них обратную связь.

Управленческая решетка – концепция Блейка и Мутона, иллюстрирующая различные степени внимания лидера к производственной деятельности и заботе о сотрудниках. На рисунке 3 представлены 5 крайних позиций стиля руководства:

  • «Страх перед бедностью» – в организации лидеру приходится проявлять минимум усилий, сотрудники заинтересованы в сохранении своих рабочих позиций.
  • «Дом отдыха» – рабочая обстановка в коллективе располагает к дружеским отношениям, однако незначительный интерес представляют рабочие обязанности.
  • «Авторитет-подчинение» – отношения между лидером и сотрудниками официальны и направлены только на достижение максимальной эффективности деятельности, авторитарный стиль управления, не рассчитанный на получение удовольствия подчиненных от работы.
  • «Организация» -  внимание руководителя направлено в равной мере на выполнение коллективом поставленных задач и на отношения внутри него, выполнение этих двух критериев в среднем значении.
  • «Команда» – наиболее эффективная позиция с точки зрения авторов концепции; лидер добивается понимания коллегами целей и средств их достижения, что приводит к высоким показателям производительности и удовлетворения от работы.

Рисунок 3 – Управленческая решетка

Обобщая вышесказанное, поведенческий подход рассматривает лидерство с точки зрения выбора максимально эффективного стиля лидерства, помогающего добиться максимального процветания и богатства организации [2, с. 349-356].

2) Ситуационный подход учитывает экзогенные или внешние переменные деятельности организации. Существует три основные ситуационные модели лидерства, различные по выбранным критериям управленческой ситуации.

Первая -  модель Фидлера, в которой выделяется три основных фактора, оказывающих влияние на деятельность лидера: характер отношений между непосредственно лидером и его коллегами, ясность задачи (структурированность, четкость), власть лидера (объем располагаемой легитимной власти). С помощью мониторингов и их анализа Фидлер установил, что лидер может действовать в ракурсе лишь одного стиля управления, поэтому давать руководительские полномочия следует, ориентируясь на существующую в организации внешнюю ситуацию: в благоприятной среде – стиль, ориентированный на человека, в  неблагоприятной ситуации – на задачу. Фидлер впервые объединил понятия стиля лидерства и внешней ситуации, дав тем самым мощный толчок для развития ситуационной теории.

Вторая модель – «путь-цель» Хауса и Митчелла, имеющая общую черту с теорией Фидлера – определение стиля руководства в зависимости от ситуации. Лидер воздействует на мотивацию подчиненных путем изменения способов достижения цели. Создателями модели были выделены стили руководства: поддержки (внимание к подчиненным, ориентированность на человека, статус понимающего руководителя), инструментальный (четкое объяснение задачи, в том числе с использованием наглядного материала), поощрение участия (побуждающий активность и инициативность сотрудников) и стиль, ориентированный на достижение (поощрение при достижении цели).

Пользующаяся особой популярностью теория жизненного цикла была разработана американцами Херси и Бланшаром. Задача, предлагающаяся для выполнения сотрудникам организации, может иметь различные уровни сложности, чем сложнее задача, тем более «зрелыми» должны быть ее исполнители. Лидер оценивает «зрелость» и выбирает стиль лидерства, соответствующий ее существующему уровню (рисунок 4) [3, с. 22-24].Оценивая «зрелость» по параметрам R1-R4, лидер подбирает стиль управления S1-S4 (начиная от тотального контроля до децентрализации полномочий).  В ситуациях с предпочтительной передачей полномочий следует помнить, что длительное пребывание сотрудников без лидера лишает их мотивации и эффективность резко падает.

Рисунок 4 – Теория жизненного цикла

Ситуационные модели дают возможность подстроиться к имеющейся обстановке в организации и выбирать самый эффективный из доступных стиль лидерства. При этом каждый лидер уникален и обладает некоторыми характеристиками, которые наиболее адаптированы к некоторым условиям рабочей среды. Следующие главы исследования посвящены характеристике и условиях эффективности двух групп лидеров: мужчин и женщин. Гендерный аспект имеет колоссальное значение при принятии решения о работе руководителя в организации.

3. Лидер-мужчина

Со времен становления малого и среднего бизнеса мужчины занимают лидерские позиции в организациях. Основные качества, проявляющиеся лидерами-мужчинами в организациях: умение добиться
выполнения наиболее сложных задач, рискованность, склонность к автократическому стилю руководства, постоянность, властность. Мужское лидерство характеризуется умением четко формулировать задачи, использовать наглядные модели, способностью справляться с простыми проблемами в сверхкороткое время, при этом высокая вероятность выполнения командой под руководством мужчины нестандартной и сложной задачи [4, с. 74-75].

Мужчина в роли лидера отдает большее предпочтение решению производственных проблем и задач по сравнению с вниманием к подчиненным.  Также данный тип руководства в своем большинстве характеризуется одним стилем лидерства, то есть не склонен к приспособляемости к изменениям (смешанный стиль руководства наблюдается в 10 % случаев) [5, c. 19-23]. В отношении контроля над исполнительностью сотрудников мужчины предпочитают рутинной бюрократии партнерские и доверительные отношения с коллегами.

Рассмотрим мнение респондентов о важности лидерских качеств для успешной карьеры мужчины как руководителя организации. Участники опроса – люди от 17 до 30 лет с неоконченным или полным высшим образованием. Было предложено выбрать процентное отношение лидерства среди прочих навыков руководителя (Рисунок 5). Наибольшее число респондентов признали важность лидерских качеств в процентном соотношении 60-70%, что означает высокую ценность лидерства для сотрудников в России.

Рисунок 5 – Важность лидерства

4. Лидер-женщина

Число лидеров-женщин неизменно меньше, чем лидеров-мужчин. В связи с тем, что для успешной карьеры женщина должна обладать выдающимся умом, образованием и внушительным списком качеств, женский стиль лидерства эффективен [6, c. 87-95] и имеет ряд отличительных характеристик. Понятие лидера организации ассоциируется с духом соревнования, упорством, в некоторой степени агрессивностью – мужскими характеристиками, поэтому изначальна женщина-лидер вела свое дело, в точности повторяя мужской стиль лидерства [7, p. 475-91]. В настоящий момент можно выделить три характерных стиля руководства женщины-лидера: 1) ориентированный на задачу. Самый важный аспект рабочей деятельности – выполнение поставленных целей, но при этом внимание к сотрудникам вполне достаточное. Решения принимаются в результате совместного обсуждения, отношения подчеркнуто стремятся быть неформальными; 2) тип начальника. Противоположность первому типу лидерства. Женщина стремится к
жесткой дисциплине и иерархии в организации, отношения строго формальны. Отношениям в коллективе уделяется недостаточное внимание, направленность на задачи организации. Фиксирование в бумажном виде всех полномочий и обязательств. 3) молодая женщина-координатор. Уделяет внимание отношениям внутри коллектива, а не личным. Принятие решений коллегиально, ответственность каждого сотрудника за свою обязанность [8,  c. 57-62].

Женское лидерство носит ситуативный характер: женщины располагают большим арсеналом средств руководства, которые используют в зависимости от  сложившейся ситуации, также часто совмещают различные стили руководства (например,координатор-руководитель). Женщины скорее предпочитают выполнять каждодневную рутинную работу, предпочитают оставаться в «зоне комфорта», активно используют бюрракратическую систему, стремятся наладить отношения в коллективе, пользуются властными полномочиями в крайних случаях.

5. Гендерная модель лидерства

Для понимания общественного мнения было проведено анкетирование, результаты которого показывают представление россиян о гендерных различиях лидеров в управлении организациях. Было выяснено, что женщины более лояльны к начальнику своего пола, в то время как мужчины предпочитают избегать руководства женщиной. В числе основных качеств мужчины лидера были выявлены: рискованность, ум и склонность к инновациям. Для женщины, по мнению большинства, характерны: проницательность, самообразование настойчивость. Более эффективным в 75% был признан лидер-мужчина. Данное  исследование подтвердило предположение о недостаточной осведомленности населения относительно лидерства женщин и стереотипность мнения.

Для наглядного представления внешних ситуаций для эффективной деятельности лидеров-мужчин и лидеров-женщин обратимся к рисунку 6.

Рисунок 6 – Гендерная модель лидерства

Таким образом, мужчины-лидеры ориентированы на интересную и краткосрочную работу, могут наниматься для консультирования организации по наиболее сложным вопросам. Лидеры-женщины прекрасно справляются с задачей, требующей долгого и тщательного анализа и большого отрезка времени для ее осуществления.

Вывод

Лидерство как неотъемлемая характеристика успешного руководителя представляет собой сложный и интегрированный процесс. Ситуационный и поведенческий подходы к лидерству позволяют рассмотреть зависимость стиля управления относительно ситуации в организации и поведения лидера.  Женский и мужской стиль руководства в целом имеют ряд отличительных характеристик:

  • женщины легче приспосабливаются к изменяющейся ситуации
  • мужчины нацелены на выполнение сверхсложных задач в минимальные сроки
  • женщины доверяют бумажной документации.

Оба стиля руководства оказываются эффективны, но в разных ситуациях: женский в менее сложной, мужской в более сложной. Лидеры-мужчины -  приверженцы традиционного стиля управления, в то время как женщины следят за прогрессом и применяют новые модели руководства.

Характеристики данных двух типов служат базисом для принятия решений о наилучшем лидере для организации.

 


Библиографический список
  1. O’Toole J. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. New York: Ballantine, 1996
  2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» М.: Дело, 1997.
  3. Филонович СР. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Чирикова А. Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний //Социологические исследования. – 2003. – Т. 1. – С. 22а32.
  5. Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей //Вестник Оренбургского университета. – 2001. – №. 1.
  6. Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства //Вопросы психологии. – 2000. – №. 1.
  7. Barbara B. Moran, The School of Information and Library Science, University of North Carolina at Chapel Hill, CB #3360, 100 Manning Hall, Chapel Hill, NC 27599- LIBRARY TRENDS, Vol. 40, No. 3, Winter 1992.
  8. Самарцева О. К., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса //Социологические исследования. – 2000. – №. 11.


Все статьи автора «Maria872»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: