Введение
Данная научно-исследовательская работа раскрывает понятие лидерства в ракурсе дифференциации мужского и женского типа с помощью теории поведенческих и ситуационных подходов. На основе исследования можно сделать вывод о наилучшем типе руководства в определенной ситуации и для определенной организации, а также, об основных качествах лидера для каждого пола. Данное исследование даст базис для прогнозирования действий лидера, тем самым позволит выработать нужную стратегию для наиболее эффективной
деятельности организации.
Цель исследования – вывести модель поведения лидеров-мужчин и лидеров-женщин с учетом основных особенностей данных типов руководства.
Задачи исследования:
- дать четкое определение понятию лидерства и выявить его основные особенности;
- определить различия ситуационного и поведенческого подхода;
- осуществить сравнительный анализ лидеров-мужчин и лидеров женщин;
- сопоставить особенности двух данных типов лидерства и наиболее эффективные ситуации для их проявления.
- предложить практические рекомендации и сформулировать выводы, полученные в ходе исследования.
1. Основные характеристики лидера (подход с позиции личных качеств)
Для определения настоящего лидера среди массы людей необходимо выявить его отличительные характеристики. Можно выявить общие, основополагающие черты человека с лидерскими задатками [1, p.48-53]:
- способность вызывать доверие. Без этого качества человека нельзя назвать лидером, доверие помогает найти круг единомышленников и направить их активность в нужное для работы русло. Настоящий лидер управляет своими сотрудниками посредством своих личностных и профессиональных качеств, лишь изредка применяя в качестве средства служебное положение.
- способность достигать поставленной цели. Основная роль лидера в организации – достигнуть нужного результата путем затраты наименьшего количества ресурсов. Лидер координирует деятельность подчиненных и прибегает ко всем доступным методам для осуществления поставленной задачи, при этом активно используя интеллектуальные способности и связи с нужными людьми.
- сочетание риска и ответственности. Лидер способен принимать импульсивные и рискованные решения при уверенности в собственных силах, но, как и все люди, лидер имеет право на ошибку. Настоящий лидер имеет мужество взять ответственность на себя и
исправить ситуацию. - инициативность. Данный тип личности любит свое дело и рад любой возможности взяться за сложную проблему, ему нравится учиться и передавать свои знания другим.
- общительность и харизматичность. Человек с лидерскими качествами располагает к себе людей, обладает правильной речью и интересными для окружающих идеями.
- преданность своему делу. Лидер является примером и опорой для всей организационной структуры, поэтому его преданность и самоотдача – необходимое качество дляработы механизма компании.
Представленные в работе характеристики лидерства являются обобщенными, лидер обладает ими в значительной мере и постоянно развивает. Лидерские качества могут проявляться с самого раннего возраста, иногда становятся заметными после некоторых жизненных преград или успехов. Относительно лидерства в обществе установилось два подхода: поведенческий и ситуационный. Эти подходы раскрывают сущность лидерства с различных сторон.
2. Поведенческие и ситуационные теории
1)Поведенческий подход к лидерству приобрел свое развитие вместе со становлением психологической теории бихевиоризма. Основной термин данного подхода – стиль руководства, то есть повторяющееся поведение руководителя в отношении подчиненных для их мотивации к активной деятельности на достижение поставленной цели. Поведенческий подход сосредотачивает внимание на поведении лидера, а не на его личностных характеристиках. Поведение лидера можно классифицировать по двум крайним направлениям: автократическому и демократическому.
Дуглас Мак-Грегор, влиятельный исследователь в области лидерства, выделил основные характеристики автократического стиля руководства (теория Х) и демократического (теория У). Основные положения изложены на рисунке 1. На пересечении двух стилей - реальность, чаще всего встречающееся смешение стилей с уклоном в какую-либо сторону.
Рисунок 1 – Поведенческий подход по Дугласу Мак-Грегору
Рэнсис Лайкерт, исследуя стили лидерства, предложил четыре основные модели стилей руководителя (рисунок 2): 1- эксплуататорско-авторитарная система (ориентированность только на задачу); 2- благосклонно-авторитарная (ограниченное участие сотрудников в принятии решений, доминирующая роль - выполнение задач); 3- консультативно-демократическая (значительное доверие подчиненным, важные решения принимаются руководителем); 4 – система, основанная на участии (доверие между руководителями и подчиненными, децентрализация полномочий, большое внимание к условиям труда, поощрение инициативы).
Рисунок 2 – Поведенческий подход по Рэнсису Лайкерту
По мнению Лайкерта, наибольших успехов достигают лидеры, чье внимание сосредоточенно на интересах сотрудников, то есть приближенно к демократическому стилю. Такой лидер предлагает на общее обсуждение наиболее сложные вопросы, мотивирует подчиненных и получает от них обратную связь.
Управленческая решетка – концепция Блейка и Мутона, иллюстрирующая различные степени внимания лидера к производственной деятельности и заботе о сотрудниках. На рисунке 3 представлены 5 крайних позиций стиля руководства:
- «Страх перед бедностью» – в организации лидеру приходится проявлять минимум усилий, сотрудники заинтересованы в сохранении своих рабочих позиций.
- «Дом отдыха» – рабочая обстановка в коллективе располагает к дружеским отношениям, однако незначительный интерес представляют рабочие обязанности.
- «Авторитет-подчинение» – отношения между лидером и сотрудниками официальны и направлены только на достижение максимальной эффективности деятельности, авторитарный стиль управления, не рассчитанный на получение удовольствия подчиненных от работы.
- «Организация» - внимание руководителя направлено в равной мере на выполнение коллективом поставленных задач и на отношения внутри него, выполнение этих двух критериев в среднем значении.
- «Команда» – наиболее эффективная позиция с точки зрения авторов концепции; лидер добивается понимания коллегами целей и средств их достижения, что приводит к высоким показателям производительности и удовлетворения от работы.
Рисунок 3 – Управленческая решетка
Обобщая вышесказанное, поведенческий подход рассматривает лидерство с точки зрения выбора максимально эффективного стиля лидерства, помогающего добиться максимального процветания и богатства организации [2, с. 349-356].
2) Ситуационный подход учитывает экзогенные или внешние переменные деятельности организации. Существует три основные ситуационные модели лидерства, различные по выбранным критериям управленческой ситуации.
Первая - модель Фидлера, в которой выделяется три основных фактора, оказывающих влияние на деятельность лидера: характер отношений между непосредственно лидером и его коллегами, ясность задачи (структурированность, четкость), власть лидера (объем располагаемой легитимной власти). С помощью мониторингов и их анализа Фидлер установил, что лидер может действовать в ракурсе лишь одного стиля управления, поэтому давать руководительские полномочия следует, ориентируясь на существующую в организации внешнюю ситуацию: в благоприятной среде – стиль, ориентированный на человека, в неблагоприятной ситуации – на задачу. Фидлер впервые объединил понятия стиля лидерства и внешней ситуации, дав тем самым мощный толчок для развития ситуационной теории.
Вторая модель – «путь-цель» Хауса и Митчелла, имеющая общую черту с теорией Фидлера – определение стиля руководства в зависимости от ситуации. Лидер воздействует на мотивацию подчиненных путем изменения способов достижения цели. Создателями модели были выделены стили руководства: поддержки (внимание к подчиненным, ориентированность на человека, статус понимающего руководителя), инструментальный (четкое объяснение задачи, в том числе с использованием наглядного материала), поощрение участия (побуждающий активность и инициативность сотрудников) и стиль, ориентированный на достижение (поощрение при достижении цели).
Пользующаяся особой популярностью теория жизненного цикла была разработана американцами Херси и Бланшаром. Задача, предлагающаяся для выполнения сотрудникам организации, может иметь различные уровни сложности, чем сложнее задача, тем более «зрелыми» должны быть ее исполнители. Лидер оценивает «зрелость» и выбирает стиль лидерства, соответствующий ее существующему уровню (рисунок 4) [3, с. 22-24].Оценивая «зрелость» по параметрам R1-R4, лидер подбирает стиль управления S1-S4 (начиная от тотального контроля до децентрализации полномочий). В ситуациях с предпочтительной передачей полномочий следует помнить, что длительное пребывание сотрудников без лидера лишает их мотивации и эффективность резко падает.
Рисунок 4 – Теория жизненного цикла
Ситуационные модели дают возможность подстроиться к имеющейся обстановке в организации и выбирать самый эффективный из доступных стиль лидерства. При этом каждый лидер уникален и обладает некоторыми характеристиками, которые наиболее адаптированы к некоторым условиям рабочей среды. Следующие главы исследования посвящены характеристике и условиях эффективности двух групп лидеров: мужчин и женщин. Гендерный аспект имеет колоссальное значение при принятии решения о работе руководителя в организации.
3. Лидер-мужчина
Со времен становления малого и среднего бизнеса мужчины занимают лидерские позиции в организациях. Основные качества, проявляющиеся лидерами-мужчинами в организациях: умение добиться
выполнения наиболее сложных задач, рискованность, склонность к автократическому стилю руководства, постоянность, властность. Мужское лидерство характеризуется умением четко формулировать задачи, использовать наглядные модели, способностью справляться с простыми проблемами в сверхкороткое время, при этом высокая вероятность выполнения командой под руководством мужчины нестандартной и сложной задачи [4, с. 74-75].
Мужчина в роли лидера отдает большее предпочтение решению производственных проблем и задач по сравнению с вниманием к подчиненным. Также данный тип руководства в своем большинстве характеризуется одним стилем лидерства, то есть не склонен к приспособляемости к изменениям (смешанный стиль руководства наблюдается в 10 % случаев) [5, c. 19-23]. В отношении контроля над исполнительностью сотрудников мужчины предпочитают рутинной бюрократии партнерские и доверительные отношения с коллегами.
Рассмотрим мнение респондентов о важности лидерских качеств для успешной карьеры мужчины как руководителя организации. Участники опроса – люди от 17 до 30 лет с неоконченным или полным высшим образованием. Было предложено выбрать процентное отношение лидерства среди прочих навыков руководителя (Рисунок 5). Наибольшее число респондентов признали важность лидерских качеств в процентном соотношении 60-70%, что означает высокую ценность лидерства для сотрудников в России.
Рисунок 5 – Важность лидерства
4. Лидер-женщина
Число лидеров-женщин неизменно меньше, чем лидеров-мужчин. В связи с тем, что для успешной карьеры женщина должна обладать выдающимся умом, образованием и внушительным списком качеств, женский стиль лидерства эффективен [6, c. 87-95] и имеет ряд отличительных характеристик. Понятие лидера организации ассоциируется с духом соревнования, упорством, в некоторой степени агрессивностью – мужскими характеристиками, поэтому изначальна женщина-лидер вела свое дело, в точности повторяя мужской стиль лидерства [7, p. 475-91]. В настоящий момент можно выделить три характерных стиля руководства женщины-лидера: 1) ориентированный на задачу. Самый важный аспект рабочей деятельности – выполнение поставленных целей, но при этом внимание к сотрудникам вполне достаточное. Решения принимаются в результате совместного обсуждения, отношения подчеркнуто стремятся быть неформальными; 2) тип начальника. Противоположность первому типу лидерства. Женщина стремится к
жесткой дисциплине и иерархии в организации, отношения строго формальны. Отношениям в коллективе уделяется недостаточное внимание, направленность на задачи организации. Фиксирование в бумажном виде всех полномочий и обязательств. 3) молодая женщина-координатор. Уделяет внимание отношениям внутри коллектива, а не личным. Принятие решений коллегиально, ответственность каждого сотрудника за свою обязанность [8, c. 57-62].
Женское лидерство носит ситуативный характер: женщины располагают большим арсеналом средств руководства, которые используют в зависимости от сложившейся ситуации, также часто совмещают различные стили руководства (например,координатор-руководитель). Женщины скорее предпочитают выполнять каждодневную рутинную работу, предпочитают оставаться в «зоне комфорта», активно используют бюрракратическую систему, стремятся наладить отношения в коллективе, пользуются властными полномочиями в крайних случаях.
5. Гендерная модель лидерства
Для понимания общественного мнения было проведено анкетирование, результаты которого показывают представление россиян о гендерных различиях лидеров в управлении организациях. Было выяснено, что женщины более лояльны к начальнику своего пола, в то время как мужчины предпочитают избегать руководства женщиной. В числе основных качеств мужчины лидера были выявлены: рискованность, ум и склонность к инновациям. Для женщины, по мнению большинства, характерны: проницательность, самообразование настойчивость. Более эффективным в 75% был признан лидер-мужчина. Данное исследование подтвердило предположение о недостаточной осведомленности населения относительно лидерства женщин и стереотипность мнения.
Для наглядного представления внешних ситуаций для эффективной деятельности лидеров-мужчин и лидеров-женщин обратимся к рисунку 6.
Рисунок 6 – Гендерная модель лидерства
Таким образом, мужчины-лидеры ориентированы на интересную и краткосрочную работу, могут наниматься для консультирования организации по наиболее сложным вопросам. Лидеры-женщины прекрасно справляются с задачей, требующей долгого и тщательного анализа и большого отрезка времени для ее осуществления.
Вывод
Лидерство как неотъемлемая характеристика успешного руководителя представляет собой сложный и интегрированный процесс. Ситуационный и поведенческий подходы к лидерству позволяют рассмотреть зависимость стиля управления относительно ситуации в организации и поведения лидера. Женский и мужской стиль руководства в целом имеют ряд отличительных характеристик:
- женщины легче приспосабливаются к изменяющейся ситуации
- мужчины нацелены на выполнение сверхсложных задач в минимальные сроки
- женщины доверяют бумажной документации.
Оба стиля руководства оказываются эффективны, но в разных ситуациях: женский в менее сложной, мужской в более сложной. Лидеры-мужчины - приверженцы традиционного стиля управления, в то время как женщины следят за прогрессом и применяют новые модели руководства.
Характеристики данных двух типов служат базисом для принятия решений о наилучшем лидере для организации.
Библиографический список
- O’Toole J. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. New York: Ballantine, 1996
- Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» М.: Дело, 1997.
- Филонович СР. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 1999.
- Чирикова А. Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний //Социологические исследования. – 2003. – Т. 1. – С. 22а32.
- Бендас Т. В. Гендерные и культурные различия в оценке успешности студенческих лидеров и вузовских руководителей //Вестник Оренбургского университета. – 2001. – №. 1.
- Бендас Т. В. Гендерные исследования лидерства //Вопросы психологии. – 2000. – №. 1.
- Barbara B. Moran, The School of Information and Library Science, University of North Carolina at Chapel Hill, CB #3360, 100 Manning Hall, Chapel Hill, NC 27599- LIBRARY TRENDS, Vol. 40, No. 3, Winter 1992.
- Самарцева О. К., Фомина Т. А. Мужчина и женщина: менеджмент в сфере бизнеса //Социологические исследования. – 2000. – №. 11.