Организационная лояльность является первостепенным фактором, влияющим на большое количество характеристик работы персонала организации и их организационное поведение. Лояльность персонала способствует повышению благонадежности персонала, снижению риска текучести кадров в организации, возрастанию эффективности и качества работы, так же она способна обеспечить бесперебойную работу компании и ее развитие. Поэтому течении многих лет зарубежные и отечественные авторы и исследователи изучают организационную лояльность. Несмотря на многочисленные исследования, лояльность остается достаточно актуальной проблемой и в большей степени не изученным феноменом на сегодняшний день.
Большое количество похожих понятий этимологических аналогов лояльности персонала, разногласия в понимании сути лояльности и ее причин, кросс-культурная специфика рассмотрения, а также сложности в выборе и разработке ее диагностического инструментария – все это придает организационной лояльности статус проблемы.
Проведенное нами исследование направлено, в первую очередь, на прояснение сути организационной лояльности путем выявления и анализа причин ее проявления (явных и неявных), систематизирование и дифференцирование имеющихся данных о лояльности, а так же на выявление нематериальных факторов стимулирования персонала организации.
Лояльность – это доброжелательное, корректное, искреннее, уважительное эмоционально окрашенное отношение работника к организации и ее сотрудникам, желание быть полезным, нужным, предупреждать об опасности.
Лояльность характеризуется следующими важными моментами:
- | безусловным разделением ценностей с объектом лояльности; |
- | честностью и верностью по отношению к объекту лояльности; |
- | чувством гордости по отношению к объекту лояльности и открытой демонстрации такого отношения; |
- | готовностью оказать поддержку, предупредить о чем-то, посодействовать, пожертвовать чем-то ради объекта лояльности [Ильин, 2000, с. 43]. |
Для достижения компанией высоких результатов, работники с высоким уровнем лояльности способны использовать свои силы, возможности и знания максимально. Организация может ожидать проявления инициативы, рассчитывать на инновационные предложения, с помощью которых можно решать различные проблемы и задачи, лишь при наличии лояльных сотрудников. Лояльные сотрудники готовы гарантировать сохранность секретной информации, терпимость к издержкам деятельности организации, соблюдение дисциплины, готовность к обучению и развитию не из-за страха потери рабочего места или наказания, а вследствие верности и преданности данной компании.
Повышению лояльности персонала организации способствует его мотивация. Имеется два возможных пути мотивации персонала: материальный и нематериальный. В своей работе мы изучали факторы нематериальной мотивации персонала, так как систему мотивации персонала нельзя назвать эффективной, если она основана только на действии материальных факторов (таких как зарплата, премии, бонусы).
В результате проведенного исследования мы выяснили, что более действенными нематериальными мотиваторами, способными повысить лояльность персонала, стали следующие:
- перспективы профессионального и карьерного роста;
- наличие интересных задач и возможностей самореализации;
- отлаженная система обучения и благоприятный психологический климат в коллективе;
- известный бренд компании.
В результате проведенного исследования и изучения системы мотивации персонала в организации мы столкнулись с проблемой, которая заключалась в отсутствии системы нематериального стимулирования сотрудников.
В ходе разработки и внедрения на предприятие программы нематериального стимулирования, руководство организации, как правило, нацелено на достижение баланса между интересами компании и ее возможностями, а так же между интересами и потребностями ее работников.
Цели создания системы нематериального стимулирования персонала.
Система нематериального стимулирования:
- разрабатывается для достижения стратегических целей компании и увеличения ее прибыли через стимулирование эффективного труда сотрудников с применением системы льгот и поощрений в соответствии с их потребностями;
- способствует обеспечению стабильности деятельности компании с помощью удовлетворения нужд сотрудников социальными гарантиями, направленными на повышение уровня лояльности коллектива к организации, достижение стабильных результатов труда в долгосрочной перспективе;
- посредством справедливого пропорционального распределения нематериальных благ в качестве дополнения к основному заработку сотрудников формирует бренд привлекательного работодателя[Гапоненко, 2000, с. 160].
В исследовании мы провели тест на определение уровня лояльности персонала. Мы воспользовались методикой «Оценки уровня лояльности сотрудника к организации» Л.Г. Почебут и О.Е. Королевой. Так же в ходе исследования мы выявили наиболее значимый фактор, способствующий повышению уровня лояльности персонала. Таким фактором стала возможность продвижения по карьерной лестнице и наличие в организации программы карьерного роста для персонала. В качестве рекомендаций организации по повышению уровня лояльности персонала и нематериальному стимулированию персонала, нами было предложено внедрение программы карьерного роста в организации.
Описанное выше исследование призвано прежде всего указать важность проблемы нематериальных факторов формирования лояльности персонала. Недостаточное внимание к нематериальным факторам формирования лояльности способно привести к значительному снижению эффективности и безопасности деятельности организации. В то же время в организациях с ограниченными возможностями материального стимулирования персонала учет и использование нематериальных факторов помогут позволить руководству поддерживать лояльность персонала на приемлемом уровне.
Библиографический список
- Ильин Е.П.: «Мотивация и мотивы». СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Общий и специальный менеджмент. -М.: РАГС, 2000.