Активное поступательное развитие экономики России сегодня заставляет всех субъектов отраслевых рынков действовать в соответствие с рыночными принципами, основной из которых – примат потребителя, то есть вся деятельность предприятий – производителей товаров или услуг должна быть направлена на удовлетворение потребностей тех, кому эти товары или услуги предназначены.
Маркетинг, как основа деятельности предприятия, наиболее полно отвечает поставленному требованию. Многие ошибочно полагают, что маркетинг – усилия предприятия по продвижению своего продукта на рынке, и, прежде всего, при помощи рекламы. Данный тандем «маркетинг-реклама» прочно закрепился в умах основной массы граждан. Однако данное понимание, или же функция маркетинга, которая получила название «концепция интенсификации коммерческих усилий», могла успешно соответствовать реальности в начале двадцатого века, когда под влиянием распространения машинного производства рынок был наводнен товарами приемлемого качества и производителям требовалось только заявить о себе, дабы гарантировать успех на рынке, лояльность потребителей и желаемый объем продаж.
Сегодня, ограничиваясь одной только лишь рекламой, неразумно надеяться на масштабный рыночный успех. Маркетинг, в сегодняшнем понимании, это такой подход к построению бизнес-процессов, когда отправной точкой становятся потребности рынка, то есть потребителя. Предприятие тогда использует маркетинговый подход, когда, прежде чем организовать производство, проведет анализ рынка, выяснит, что данному рынку нужно, а потому же производит данное благо. Как правило, с таким благом, априори востребованным, не возникает особых трудностей, связанных с долгосрочным сбытом, при грамотной коммуникационной политике [1, с.82].
Маркетинговый подход будет справедлив в реализации в любой сфере, в том числе и в сфере услуг, к которой относится сфера образования. Особенность услуги, как объекта маркетинговой в деятельности, в первую очередь, в ее нематериальности. Услугу нельзя хранить, нельзя ее продемонстрировать. Кроме того, так как образовательные услуги относятся к сфере «человек-человек», то в данном случае, конечный результат – объем продаж, будет в долгосрочной перспективе зависеть от непосредственных исполнителей – преподавателей.
Рыночный характер взаимоотношений, а именно, необходимость быть конкурентоспособными, способствует внедрению принципов маркетинга и в деятельность учреждений образования. Наиболее востребован данный подход сегодня в высшем профессиональном образовании, поскольку демографическая ситуация заставляет ВУЗы буквально бороться за каждого студента. Причем государственные ВУЗы в данной борьбе выступают наравне с частными.
Маркетинг в сфере высшего образования, как и в любой другой области, должен начинаться с определения потребностей рынка. Рынок в данном случае представлен двумя категориями – студенты, оплачивающие свое образование самостоятельно, и «Заказчики» – то есть государство и предприятия – работодатели, обучающие своих работников. Определение потребностей потенциальных потребителей можно осуществлять как первичными, так и вторичными исследованиями [2, с.63].
Зачастую, однако, учреждения образования идут обратным путем – открывают образовательный продукт исходя из имеющихся ресурсов – материальной базы, специалистов-преподавателей, а затем пытаются сформировать у потенциальных студентов потребность в данном продукте. Как показывает практика, данный подход имеет право быть, поскольку определенные результаты дает. Но данная стратегия применима лишь ограниченное время. В долгосрочной перспективе потребностям рынка следует отдавать приоритет, и формировать коллектив специалистов, материально-техническую базу именно под востребованные рынком образовательные услуги.
Следующий этап в маркетинговой деятельности учреждения высшего образования – планирование продукта. При планировании образовательных услуг следует учитывать следующие факторы:
- федеральный – основные направления государственной политики в сфере подготовки специалистов на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
- региональный – наличие в регионе предприятий определенной отраслевой принадлежности, их специфичность и потребность в кадрах, как текущая, так и перспективная;
- экономический – наличие платежеспособного спроса как со стороны физических, так и юридических лиц;
- демографический – наличие и средний возраст потенциальных потребителей услуг.
Учет этих факторов позволит сформировать гибкую маркетинговую политику, в которой будут сочетаться и традиционные формы обучения в ВУЗе, и краткосрочные курсы повышения квалификации, дополнительного образования [2, с.148].
Подобным образом тщательно спланированный образовательный продукт можно продвигать на рынок. В сегодняшней практике ВУЗов выделяются следующие традиционные способы:
- профориентационная работа с выпускниками школ, СУЗов;
- дни открытых дверей
- реклама в СМИ.
Без сомнения, данные методы достаточно эффективны, но однообразны. В сегодняшнем перенасыщенном информационном пространстве для того, чтобы выделиться из конкурента, быть замеченным, порой необходимо выбирать нестандартные способы продвижения. Нестандартные хотя бы для данной отрасли. В связи с этим, для продвижения образовательных услуг в качестве перспективных вариантов можно рассматривать PR и продвижение при помощи Интернет-технологий.
Стоит заметить, что PR весьма успешно применяют, и с большой отдачей, организации дополнительного образования, становясь, к примеру, спонсорами различных городских мероприятий.
Значение Интернет, как инструмента продвижения продукта организаций высшего образования в эпоху информатизации общества, также незаслуженно минимизируется. Однако, как показывает анализ Интернет-пространства, многие успешные бизнесмены давно используют широкие возможности всемирной паутины в своей коммуникационной деятельности с высокой эффективностью.
Применение выше обозначенных, но не используемых способов продвижения для услуг ВУЗа имеет, конечно, свою специфику. Однако это обширный вопрос, достойный специального рассмотрения.
Данная оценка специфики маркетинговой деятельности в сфере высшего образования позволила сделать вывод, что основная масса ВУЗов в своей маркетинговой деятельности не имеет четкой стратегии, использует традиционные методы в данной отрасли, не отслеживая их эффективность и не применяя современные коммуникационные технологии. Причина данного положения видится в отсутствие у руководителей ВУЗов понимания важности маркетинга, как базиса деятельности предприятия, и, как следствие, бессистемность и непрофессиональность данного вида деятельности предприятия.
Библиографический список
- Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер – М.: Издательство АСТ, 2009.-230 с.
- Маркетинг в образовании: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности “Профессиональное обучение (по отраслям)”;рец.: И.Д. Белоновская, Г.С. Голошумова, УМО по профессиональ.-М.: Академия, 2010. – 208 с..-(Учебное пособие)