РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Заркович Анна Васильевна
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
аспирант

Аннотация
Многочисленные дискуссии в экономических и политических кругах по поводу становления инновационной экономики затрагивают вопросы формирования эффективной инновационной системы. Но итеративные процессы многостороннего взаимодействия межу территориальными инновационными системами, оказывающие существенное влияние на формирование устойчивой инновационной среды в целом, остаются без особого внимания. Поэтому обсуждению «мультиколлинеарности» национальной и региональных инновационных систем посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: инновационные кластеры, национальная инновационная система, региональные инновационные системы, территориальная модель строения национальной инновационной системы


THE REGIONAL ASPECT OF THE FORMATION OF THE NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Zarkovich Anna Vasiljevna
Belgorod State Technological University named after V.G.Shoukhov
post graduate student

Abstract
Numerous discussions in the economic and political societies about creation of innovative economy affect the issues of formation effective innovation system. But iterative processes of multilateral interaction between regional innovation systems, which have a significant influence on the formation of stable innovation environment, remain without special attention. Therefore, the discussion of «multicollinearity» of the national and regional innovation systems is devoted to this article.

Keywords: innovative clusters, national innovation system, territorial model of structure of national innovation system


Библиографическая ссылка на статью:
Заркович А.В. Региональный аспект становления национальной инновационной системы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/03/1674 (дата обращения: 11.03.2024).

В процессе развития научных концепций о формировании и эволюции инновационных систем разных уровней на протяжении последних нескольких десятилетий основное внимание уделялось особенностям их функционирования в рамках государства, т.е. национальным инновационным системам (НИС), которые связаны в первую очередь с наиболее важными инновационными отраслями экономики, имеющими межрегиональный характер. Сравнительно недавно исследовательский интерес обратился в сторону развития  региональных инновационных систем (РИС), предполагающих анализ инновационных систем по отдельным регионам. О глобальной же инновационной системе (ГИС) научное сообщество упоминает лишь в контексте необходимости интеграции сформированных национальных инновационных систем стран в международное инновационное пространство. Активно развивающиеся процессы глобализации, с одной стороны, и тенденция стирания границ между различными научно-техническими направлениями приводит к тому, что размываются барьеры между локальными инновационными системами. Концепция муниципальных или местных инновационных систем (МИС) рассматривается в качестве составной части концепции более высокого порядка. Недостаток внимания к муниципальным инновационным системам объясняется тем, что под ними подразумеваются поселенческие подсистемы социально- экономической системы региона, в основе чего лежит принцип административно-территориального деления. Также определяющим фактором здесь выступает политический аспект построения  инновационной системы, а именно: опущение на более низкий уровень предполагает дублирование функций регионального уровня и снижение эффективности государственного управления в целом. Так, ввиду вышеперечисленных причин наиболее актуальными нам представляются исследования инновационной среды на национальном и региональном уровнях.

К вопросу о роли исследования региональных инновационных систем

Тема постепенной модернизации экономики России не является новой. Все чаще в политических и экономических кругах дискуссии об экономическом развитии страны упираются в необходимость перевода экономики на инновационный путь развития и, как следствие, формирования национальной инновационной системы. Так, в последнее время были предприняты весьма успешные попытки реформирования российской инновационной системы касательно совершенствования инновационной инфраструктуры, в частности, образование особых экономических зон и создание инновационного центра «Сколково». Сюда же следует отнести актуализацию властями нормативно-правового обеспечения инновационной сферы и проектирование специального закона об инновационной деятельности. Все эти мероприятия относятся к категории проводимых «сверху». Но вот региональное направление исследований является весьма значимым для России и других государств. Поэтому во многих документах стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций в России большое внимание уделяется вопросам повышения эффективности инновационных систем субъектов РФ. Так, в проекте Федеральной программы НИС, предложенной Институтом развития инновационных систем, подытожено, что «НИС, не учитывающая особенностей развития регионов, оказывается малоэффективной» [1]. В этом проекте предлагается положить в основу модели НИС РФ развитие РИС, координируемое на национальном уровне. Поэтому особую роль приобретают процессы создания и поддержки региональных инновационных систем, что и относится к мероприятиям по развитию НИС России «снизу», т.е. через развитие ее РИС. И на это есть свои причины:

1). Неравномерность распределения научно-технического и инновационного потенциала по территории страны, что предполагает существование различий при формировании региональных инновационных систем в регионах.

2) Жесткая конкурентная борьба на мировых рынках выявила множественные недостатки и изъяны традиционных региональных моделей экономического развития и в то же время содействовала появлению большого числа успешных технологических кластеров фирм и отраслей на региональном уровне. Еще известный американский экономист Майкл Портер постулировал, что «устойчивые конкурентные преимущества фирм на глобальном уровне зачастую обеспечиваются их сильными позициями “на местах”: концентрацией высокоспециализированных производств, персонала, поддерживающих институциональных структур, поставщиков, заказчиков и т. п. в отдельно взятых регионах» [2].

3) Элементы инновационного процесса, как правило, являются географически локализованными и тем самым выдвигают региональный аспект на передний план.

4) Именно в региональном разрезе механизма хозяйствования и управления способны вызревать достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений.

Инновационный диалог: НИС и РИС

Региональные инновационные системы находятся не в замкнутом пространстве, а функционирует как минимум в двух системах более высокого порядка и оказывается под воздействием внешних факторов. Так, национальная инновационная система выступает частью социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует, откуда и поступает основной поток ресурсов, кроме того, непосредственно эффективная жизнедеятельность инновационной системы способствует активному экономическому росту, а значит изменению качественных характеристик социально–экономической системы. В тоже время региональная система является частью национальной инновационной системы, которая не только формирует вектор дальнейшего развития инновационных систем региона, но и напрямую зависит от качества функционирования систем территорий (учитывая принцип синергии). Но, проанализировав основные модели  НИС и РИС, разработанные отечественные и зарубежными учеными, мы пришли к выводу, что во многих концепциях территориальных инновационных систем слабо проанализирована роль  системы низшего порядка как элемента системы более высокого порядка. Именно так: воздействие НИС на РИС. Это влияние можно наглядно продемонстрировать следующим примером. На федеральном уровне принято решение о создании инновационного центра «Сколково» с целью повышения конкурентоспособности национальной инновационной системы страны. Но с другой стороны, это приведет к росту инновационного потенциала Московской области. Приведем еще один пример, но уже из сферы правового обеспечения. Нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, обязательны к исполнению на уровне субъектов РФ. Было бы ошибочным считать, что такое воздействие является односторонним. Инновационная активность регионов «формирует» НИС страны. Так, реализация концепции создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС) выступит одной из многих предпосылок для формирования эффективной национальной инновационной системы России.

Все взаимосвязано…

Итак, наличие развитых региональных инновационных систем является необходимым условием существования эффективной национальной инновационной  системы, составной частью инновационной системы более высокого порядка (НИС).  В тоже время национальная инновационная система не сводится к простой сумме подсистем – региональных систем, а обладает новыми характеристиками.  И здесь особая роль отводится присутствию связующих компонентов надрегионального уровня. В качестве этого компонента традиционно выступает государственное регулирование, под которым понимается именно деятельность властей и уполномоченных организаций федерального уровня. Тогда зависимость между РИС и НИС можно выразить в виде функциональной зависимости:

F(РИС1; РИС2; … РИСn-1; РИСn; Гос.регул.; E)=НИС,

где E – случайный фактор (например, действия международных органзаций, международное сотрудничество и т.д.)

Поэтому если государство ставит перед собой задачу сформировать эффективную национальную инновационную систему, необходимо обратиться к аргументам, в роли которых выступают региональные инновационные системы.

РИС есть методологический клон НИС

Необходимо отметить, что фундаментальные основы концепции РИС были во многом заимствованы с более проработанной в теоретическом плане концепции национальной инновационной системы (НИС). Это объяснимо, поскольку инновационные процессы, возникающие как в национальной инновационной системе, так и в региональной одинаковы. Компаративный анализ концепций показал, что:

1) фундаментальные основы концепции РИС во многом заимствованы из концепции НИС, более проработанной в теоретическом плане;

2) существующие методологические проблемы являются общими для обеих концепций, к ним относят: отсутствие единых подходов к детерминации объектов исследования, отсутствие единой методики расчета уровня эффективности инновационных систем;

3) важной предпосылкой моделирования инновационных систем является соблюдение принципа частно-государственного партнерства;

4) частично анализ национальной инновационной системы предполагает синтез данных о региональных инновационных системах.

Подводя итог всему вышесказанному, следует заключить, что исследование инновационной среды региона – оптимальный уровень детализации научного знания. Поэтому перспективным является разработка методики оценки эффективности функционирования национальной инновационной системы с учетом дифференциации региональной инновационности в пределах исследуемой страны.


Библиографический список
  1. Национальная инновационная система: предложения по разработке Федеральной программы содействия созданию и развитию национальной инновационной системы РФ // Официальный сайт Института Региональных Инновационных Систем (ИРИС).- [Электронный ресурс]. URL: http://www.innosys.spb.ru (дата обращения 05.06.2012).
  2. Портер М. Конкурентные преимущества стран // Официальный сайт С.-П. Института «Экономическая школа».- [Электронный ресурс]. URL: http://www.seinstitute.ru/Files/Veh6-35_Porter.pdf (дата обращения 09.06.2012).


Все статьи автора «annazarkovich»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: