Научный руководитель: к.с.н., доцент кафедры ОЭТ ИНЭФБ
Башкирский государственный университет, г.Уфа, Апокина Кристина Валерьевна
Данная тема является актуальной, так как образование во все времена ценилось и будет цениться человечеством. Это оправдано, так как образование – это двигатель общественного прогресса. Важность и необходимость его подчеркивали такие умы, как Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, А. Эйнштейн. На продуктивности и эффективности образования настаивал сам основоположник современной экономической теории – Адам Смит и множество других ученых, писателей, экономистов, философов и правителей абсолютно всех исторических эпох [1] .
Современное общество трансформируется, то есть переходит на новый уровень. Страны всего мира на пути к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг, образование, наука и т.д. Следовательно, требуются квалифицированные кадры и приоритетным направлением в экономике становятся новые способы передачи знаний и информации.
Сегодня процент человеческого капитала в стране напрямую влияет на ее благосостояние. И это является важной проблемой во всем мире: распределить средства и ресурсы таким образом, чтобы в стране был высокий уровень образования, а, следовательно, и высокий уровень качества жизни населения.
По расчетам Всемирного Банка в составе национального богатства в России основные производственные фонды составляют всего 10%, природные ресурсы – 40%, а человеческий капитал – 50%.
Таблица 1. Национальное богатство стран мира (2010 год) [2].
Группа стран по доходам |
Природные ресурсы |
Произведенный капитал |
Нематериальные активы |
Совокупное богатство |
Доля природных ресурсов |
Доля произведенного капитала |
Доля нематериальных активов |
долл. США на душу населения % |
|||||||
Бедные страны |
1925 |
1174 |
4434 |
7532 |
26 |
16 |
59 |
Страны со средним уровнем доходов |
3496 |
5347 |
18773 |
27616 |
13 |
19 |
68 |
Страны ОЭСР с высоким уровнем доходов |
9531 |
76193 |
353339 |
439063 |
2 |
17 |
80 |
Весь мир |
4011 |
16850 |
74998 |
95860 |
4 |
18 |
78 |
Из данной таблицы видно, что на национальное богатство в России приходится 60 трлн. долл., где 30 трлн. долл. из них приходится на человеческий капитал.
Образование не просто связано с экономикой – в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, когда речь касается вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями благосостояния народа, экономического развития, а также уровнем и качеством жизни населения. Образование в Российской Федерации за последнюю декаду лет претерпела множество изменений. В отношении образования существуют множество нормативных и поднормативных актов. Основными из них являются законы Российской Федерации: «Об образовании» [3]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года и др. Данные законы и образуют сильнейший законодательный фундамент в сфере образования.
Для экономики и образования, которые связаны между собой различными факторами, важным является система обратной связи. Именно поэтому во всем мире уже сложилась особая практика, выработанная временем – подготовка квалифицированных профессионалов, которые обучаются и постепенно проходят этапы один за другим: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки и практика на различных рабочих местах.
В экономической сфере образование влияет на сферу потребления. В данной статье потребление рассматривается, как материальное и духовное благо — культура, информация. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего, через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа. На общегосударственном уровне это означает сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. В данной сфере именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако, рассматривая роль образования в экономике государства, нужно, чтобы система образования также потребляла общественные ресурсы. Без спонсирования и вложения средств образовательные системы существовать не могут. Следовательно, образование не только должно удовлетворять экономическим потребностям государства, но и государство должно поддерживать образование на должном уровне: принимать законопроекты, обеспечивающие поддержку образования и нормальное функционирование образовательной системы.
Также приведем реальные цифры, очередной раз доказывающие, что уровень образования напрямую зависит на качество и уровень жизни в той или иной стране.
Так, например, выяснено, что в индустриально развитых странах прирост валового национального продукта за счет современных знаний, новой информации и новых технологий составляет от 50 до 70% [4]. Также хочется отметить, что с помощью высшего образования повышается шанс занять высокую должность или стать квалифицированным специалистом.
В России имеется интеллектуальный и образовательный потенциал и все предпосылки для его реализации, именно поэтому считается, что в данный период времени, чтобы повысить конкурентоспособность страны на мировой арене государство должно уделять огромное внимание поддержке образования и инновационных технологий.
Библиографический список
- Высказывания ученых об образовании [Электронный ресурс]. – URL: http://grayreason.ru/velikie-lyudi-ob-uchenii-i-obrazovanii/ (Дата обращения 28.05.2019)
- Национальное богатство как идеальная модель экономического развития [Электронный ресурс]. – URL: http://econf.rae.ru/pdf/2011/12/852.pdf (Дата обращения 07.06.2019)
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
- Основные направления инновационнотехнологического сотрудничества России и государств СНГ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.finansy.ru/t/post_1381414904.html (Дата обращения 07.06.2019)