ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Каюмова Регина Рафисовна
Башкирский государственный университет
студент ИНЭФБ

Аннотация
В статье рассмотрено образование с точки зрения полезности в экономической сфере, и определена взаимосвязь этих сфер.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Каюмова Р.Р. Экономическое значение образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16614 (дата обращения: 14.03.2024).

Научный руководитель:  к.с.н., доцент кафедры ОЭТ ИНЭФБ
Башкирский государственный университет, г.Уфа, Апокина Кристина Валерьевна

Данная тема является актуальной, так как образование во все времена ценилось и будет цениться человечеством. Это оправдано, так как образование – это двигатель общественного прогресса. Важность и необходимость его подчеркивали такие умы, как Д.И. Менделеев, М.В. Ломоносов, А. Эйнштейн. На продуктивности и эффективности образования настаивал сам основоположник современной экономической теории – Адам Смит и множество других ученых, писателей, экономистов, философов и правителей абсолютно всех исторических эпох [1] .

Современное общество трансформируется, то есть переходит на новый уровень. Страны всего мира на пути к постиндустриальной стадии, где преобладает сфера услуг, образование, наука и т.д. Следовательно, требуются квалифицированные кадры и приоритетным направлением в экономике становятся новые способы передачи знаний и информации.

Сегодня процент человеческого капитала в стране напрямую влияет на ее благосостояние. И это является важной проблемой во всем мире: распределить средства и ресурсы таким образом, чтобы в стране был высокий уровень образования, а, следовательно, и высокий уровень качества жизни населения.

По расчетам Всемирного Банка в составе национального богатства в России основные производственные фонды составляют всего 10%, природные ресурсы – 40%, а человеческий капитал – 50%.

Таблица 1. Национальное богатство стран мира (2010 год) [2].

Группа стран по доходам

Природные ресурсы

Произведенный капитал

Нематериальные активы

Совокупное богатство

Доля природных ресурсов

Доля произведенного капитала

Доля нематериальных активов

долл. США на душу населения %

Бедные страны

1925

1174

4434

7532

26

16

59

Страны со средним уровнем доходов

3496

5347

18773

27616

13

19

68

Страны ОЭСР с высоким уровнем доходов

9531

76193

353339

439063

2

17

80

Весь мир

4011

16850

74998

95860

4

18

78

Из данной таблицы видно, что на национальное богатство в России приходится 60 трлн. долл., где 30 трлн. долл. из них приходится на человеческий капитал.

Образование не просто связано с экономикой – в значительной степени оно детерминировано ее состоянием и развитием. Многие исследователи, когда речь касается вопроса связи экономики и образования, отмечают, что уровень обучения в любом обществе связан с показателями благосостояния народа, экономического развития, а также уровнем и качеством жизни населения. Образование в Российской Федерации за последнюю декаду лет претерпела множество изменений. В отношении образования существуют множество нормативных и поднормативных актов. Основными из них являются законы Российской Федерации: «Об образовании» [3]. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, охватывающая период до 2025 года и др. Данные законы и образуют сильнейший законодательный фундамент в сфере образования.

Для экономики и образования, которые связаны между собой различными факторами, важным является система обратной связи. Именно поэтому во всем мире уже сложилась особая практика, выработанная временем – подготовка квалифицированных профессионалов, которые обучаются и постепенно проходят этапы один за другим: подготовка в вузе, освоение на предприятии различных этапов производства, написание дипломной работы по теме, связанной с конкретным производством, последующие стажировки и практика на различных рабочих местах.

В экономической сфере образование влияет  на сферу потребления. В данной статье потребление рассматривается, как материальное и духовное благо — культура, информация. На начальных этапах жизни человека сфера образования, прежде всего, через школу, транслирует и закрепляет нормы потребительского поведения. Существуют социальные нормы ресурсосберегающего типа. На общегосударственном уровне  это означает сбережение природных ресурсов и введение ресурсосберегающих технологий. В данной сфере именно образование является сильнейшим каналом воздействия, поскольку активность рекламы, потребительское поведение могут корректироваться всерьез только тогда, когда у человека с детства созданы устойчивые установки на эти факторы воздействия. Однако,  рассматривая  роль образования в экономике государства, нужно, чтобы система образования также потребляла общественные ресурсы. Без спонсирования и вложения средств образовательные системы существовать не могут. Следовательно, образование не только должно удовлетворять экономическим потребностям государства, но и государство должно поддерживать образование на должном уровне: принимать законопроекты,  обеспечивающие поддержку образования и  нормальное функционирование образовательной системы.

Также приведем реальные цифры, очередной раз доказывающие, что уровень образования напрямую зависит на качество и уровень жизни в той или иной стране.

Так, например, выяснено, что в индустриально развитых странах прирост валового национального продукта за счет современных знаний, новой информации и новых технологий составляет от 50 до 70% [4]. Также хочется отметить, что с помощью высшего образования повышается шанс занять высокую должность или стать квалифицированным специалистом.

В России имеется интеллектуальный и образовательный потенциал и все предпосылки для его реализации, именно поэтому считается, что в данный период времени, чтобы повысить конкурентоспособность страны на мировой арене государство должно уделять огромное внимание поддержке образования и инновационных технологий.


Библиографический список
  1. Высказывания ученых об образовании [Электронный ресурс]. – URL:  http://grayreason.ru/velikie-lyudi-ob-uchenii-i-obrazovanii/ (Дата обращения 28.05.2019)
  2. Национальное богатство как идеальная модель экономического развития [Электронный ресурс]. – URL:  http://econf.rae.ru/pdf/2011/12/852.pdf (Дата обращения 07.06.2019)
  3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  4. Основные направления инновационнотехнологического сотрудничества России и государств СНГ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.finansy.ru/t/post_1381414904.html (Дата обращения 07.06.2019)


Все статьи автора «Каюмова Регина Рафисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: