КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУКОЕМКИХ ПРОДУКТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ИННОВАЦИЙ

Куликов Алексей Александрович
ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
студент 2 курса магистратуры по специальности «Экономика наукоемких производств»

Аннотация
Данная статья посвящена коммерциализации результатов инновационной деятельности наукоемких предприятий на современном рынке.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Куликов А.А. Коммерциализация наукоемких продуктов на современном рынке инноваций // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/11/16859 (дата обращения: 11.03.2024).

По своей сути «коммерциализация является процессом, благодаря которому результаты НИОКР преобразуются в рыночные продукты и услуги». Коммерциализация всегда зависит «целям получения прибыли». [1]

Коммерциализация – это процесс, который отражает преобразование результатов научно-технических и исследовательских работ, имеющих востребованность на рынке инноваций и реализованных с целью получения прибыли.

Коммерциализация инноваций, как правило, является получением прибыли от внедрения научно – технических разработок.

Цель коммерциализации инноваций – «удовлетворение спроса рынка, включая установку приемлемой цены, скорости поставки товара, качества и новизны продукта. Коммерциализация предполагает использование целого ряда ресурсов, включая системы, оборудование, высококвалифицированную рабочую силу, обладающую необходимыми навыками и знаниями».

Основными предпосылками создания рынка инноваций в современных условиях является необходимость:

- трансформация различного рода разработок в инновационные товары;

- создание правового фундамента интеллектуальной собственности, собственности на изобретения и другие научно-технические результаты;

- формирование механизмов лицензирования для переда­чи интеллектуальных продуктов и инновационных решений;

- развития международной правовой системы по защите интеллектуальных прав и собственности, превращение знаний, информации, различных интеллектуальных продуктов в товар;

- трансформирования знаний и технологий в самостоятельный продукт.

Субъектами-участниками процесса коммерциализации инновационной деятельности на рынке являются разработчики и покупатели инноваций. [2]

Исследования демонстрируют, что основными проблемами коммерциализации инновационной деятельности на современном рынке инноваций являются:

- нехватка развитости и низкий уровень использования реальных возможностей отечественного рынка инноваций (большое число предлагаемых новых продуктов, проектов, решений могло бы способствовать получению высокой маржи с помощью внедрения инноваций в производство);

- юридические проблемы, ввиду того, что законодательная база на федеральном, региональном, муниципальном, хозяйственном уровнях достаточно часто характеризуется противоречивыми юридическими правами и изначально в характеристиках юридического статуса различных вариаций инноваций (интеллектуальных продуктов);

- отсутствие научных методов, обоснованных методологической базы (нехватка, также эффективных эконометрических методов) для проведения оценок уровней коммерциализации научно – технических результатов инновационной деятельности;

- неразвитая инфраструктур, которая могла бы создать высокий уровень коммерциализации инноваций и всей научной деятельности, в целом, на принципах сотрудничества, взаимопомощи и коллаборации; на современном рынке развиваются исключительно отдельно взятые ее части по наладке связей, заключению соответствующих соглашений, выдачи патентов на результаты научной деятельности;

- относительно невысокая цена научно – технической продукции (инновационных продуктов, интеллектуальной собственности), что приводит их к оптовой закупке у отдельных групп разработчиков, отдельных ученых и т.п.

Помимо этого, к текущим проблемам необходимо отнести:

- отсутствие ярко выраженных целей и индикаторов выбора в области перспективных научно-исследовательских и инновационных разработок опытных моделей;

- низкая образованность, юридическая безграмотность и правовой нигилизм в тех аспектах применения технологий, инструментов, методов и принципов, в которых может осуществляться современная цивилизованная научно – исследовательская деятельность;

- снижение финансирования исследовательских проектов и научно – технических работ государства, что, в свою очередь, подводит к неспособности перспективным научным разработкам доводятся до экспериментальной стадии;

- низкое количество проектов, которые действительно доводятся до процесса освоения, внедрения и стадии серийного производства;

- потеря приоритетов отечественных научно – исследовательских и научно – технических предприятий во многих важнейших, для развития исследовательской деятельности, направлениях научно-технического прогресса;

- полное отсутствие многогранной системы продвижения инноваций от задумки и создания научной идеи до ее воплощения в конкретный инновационный рыночный продукт и др. [3]

Все это приводит к катастрофическому снижению скорости и объемов создаваемых инноваций, что требует разработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию управления инновационными процессами на принципах коммерциализации.


Библиографический список
  1. Грик Я.Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок / Я.Н. Грик, Е.А. Монастырный // Инновации, 2017. – № 7. – 216 с.
  2. Казметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. – М.: АНХ, 2016. – 147 с.
  3. Степанов А.А., Степанов И.А. Некоторые вопросы теории коммерциализации инноваций /Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов: сборник статей по материалам участников международной научно-практической конференции. г. Москва : Издательство «Научный консультант», 2017.- С.69-80.


Все статьи автора «Куликов Алексей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: