По своей сути «коммерциализация является процессом, благодаря которому результаты НИОКР преобразуются в рыночные продукты и услуги». Коммерциализация всегда зависит «целям получения прибыли». [1]
Коммерциализация – это процесс, который отражает преобразование результатов научно-технических и исследовательских работ, имеющих востребованность на рынке инноваций и реализованных с целью получения прибыли.
Коммерциализация инноваций, как правило, является получением прибыли от внедрения научно – технических разработок.
Цель коммерциализации инноваций – «удовлетворение спроса рынка, включая установку приемлемой цены, скорости поставки товара, качества и новизны продукта. Коммерциализация предполагает использование целого ряда ресурсов, включая системы, оборудование, высококвалифицированную рабочую силу, обладающую необходимыми навыками и знаниями».
Основными предпосылками создания рынка инноваций в современных условиях является необходимость:
- трансформация различного рода разработок в инновационные товары;
- создание правового фундамента интеллектуальной собственности, собственности на изобретения и другие научно-технические результаты;
- формирование механизмов лицензирования для передачи интеллектуальных продуктов и инновационных решений;
- развития международной правовой системы по защите интеллектуальных прав и собственности, превращение знаний, информации, различных интеллектуальных продуктов в товар;
- трансформирования знаний и технологий в самостоятельный продукт.
Субъектами-участниками процесса коммерциализации инновационной деятельности на рынке являются разработчики и покупатели инноваций. [2]
Исследования демонстрируют, что основными проблемами коммерциализации инновационной деятельности на современном рынке инноваций являются:
- нехватка развитости и низкий уровень использования реальных возможностей отечественного рынка инноваций (большое число предлагаемых новых продуктов, проектов, решений могло бы способствовать получению высокой маржи с помощью внедрения инноваций в производство);
- юридические проблемы, ввиду того, что законодательная база на федеральном, региональном, муниципальном, хозяйственном уровнях достаточно часто характеризуется противоречивыми юридическими правами и изначально в характеристиках юридического статуса различных вариаций инноваций (интеллектуальных продуктов);
- отсутствие научных методов, обоснованных методологической базы (нехватка, также эффективных эконометрических методов) для проведения оценок уровней коммерциализации научно – технических результатов инновационной деятельности;
- неразвитая инфраструктур, которая могла бы создать высокий уровень коммерциализации инноваций и всей научной деятельности, в целом, на принципах сотрудничества, взаимопомощи и коллаборации; на современном рынке развиваются исключительно отдельно взятые ее части по наладке связей, заключению соответствующих соглашений, выдачи патентов на результаты научной деятельности;
- относительно невысокая цена научно – технической продукции (инновационных продуктов, интеллектуальной собственности), что приводит их к оптовой закупке у отдельных групп разработчиков, отдельных ученых и т.п.
Помимо этого, к текущим проблемам необходимо отнести:
- отсутствие ярко выраженных целей и индикаторов выбора в области перспективных научно-исследовательских и инновационных разработок опытных моделей;
- низкая образованность, юридическая безграмотность и правовой нигилизм в тех аспектах применения технологий, инструментов, методов и принципов, в которых может осуществляться современная цивилизованная научно – исследовательская деятельность;
- снижение финансирования исследовательских проектов и научно – технических работ государства, что, в свою очередь, подводит к неспособности перспективным научным разработкам доводятся до экспериментальной стадии;
- низкое количество проектов, которые действительно доводятся до процесса освоения, внедрения и стадии серийного производства;
- потеря приоритетов отечественных научно – исследовательских и научно – технических предприятий во многих важнейших, для развития исследовательской деятельности, направлениях научно-технического прогресса;
- полное отсутствие многогранной системы продвижения инноваций от задумки и создания научной идеи до ее воплощения в конкретный инновационный рыночный продукт и др. [3]
Все это приводит к катастрофическому снижению скорости и объемов создаваемых инноваций, что требует разработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию управления инновационными процессами на принципах коммерциализации.
Библиографический список
- Грик Я.Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок / Я.Н. Грик, Е.А. Монастырный // Инновации, 2017. – № 7. – 216 с.
- Казметский Дж. Вызов технологических инноваций на пороге новой эры общемировой конкуренции // Трансфер технологии и эффективная реализация инноваций. – М.: АНХ, 2016. – 147 с.
- Степанов А.А., Степанов И.А. Некоторые вопросы теории коммерциализации инноваций /Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов: сборник статей по материалам участников международной научно-практической конференции. г. Москва : Издательство «Научный консультант», 2017.- С.69-80.
Количество просмотров публикации: Please wait