НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК НА ТРАНСПОРТИРОВКУ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1, Ермолаева Екатерина Львовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент

Аннотация
Данная статья посвящена анализу логистических издержек на транспортировку. Авторы выделили три основные направления анализа: анализ по различным калькуляционным статьям, анализ смет расходов, связанных с обслуживанием производства и управления, анализ затрат на 1 рубль объема производства услуг.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л. Направления анализа логистических издержек на транспортировку // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/11/16821 (дата обращения: 12.03.2024).

Анализ логистических издержек предполагает исследование издержек на производство и реализацию услуг в разрезе экономических элементов, что может позволить осуществить выявления изменения материалов, фондов, а также трудоёмкости услуг.

Уменьшение удельного веса материальных издержек при относительном увеличении издержек, связанных с оплатой труда, выражается в структурных сдвигах в составе услуг. Нового рассмотрения требует увеличение расходов на оплату услуг различных сторонних организаций. Изменение доли амортизации в общей сумме издержек отражается в динамике фондоёмкости, а также в переходе к другому методу расчета амортизации. Во время анализа выявляются конкретные причины, которые вызывают изменение доли амортизации, и ее влияние на экономические результаты логистической деятельности предприятия.

Применительно к издержкам на транспортировку анализ можно проводить исходя из следующих направлений:

  1. Анализ по различным калькуляционным статьям;
  2. Анализ смет расходов, связанных с обслуживанием производства и управления;
  3. Анализ затрат на 1 рубль объема производства услуг.

Объектом анализа себестоимости по калькуляционным статьям часто выступает себестоимость оказанных услуг организации или же её подразделений. Анализ себестоимости отдельно взятых видов услуг дает нам представление о возможностях, связанных с влиянием на рентабельность и экономические результаты организации в целом. К примеру, анализируются рейсы, которые имеют наибольший удельный вес в объеме работ автотранспортной организации, рейсы, приносящие убытки, а также те рейсы, которые можно охарактеризовать наличием наибольшей рентабельности.

Второе направление анализа, то есть анализ смет расходов, в частности, на содержание и эксплуатацию автомобилей и прочего оборудования, позволяет осуществить оценку динамики расходов в целом и по отдельно взятым статьям. При анализе косвенных расходов осуществляют сравнение темпов роста объема совершенных рейсов с темпами роста расходов, связанных с обслуживанием производства и управлением, а также устанавливают взаимосвязь изменения этих темпов.

Отклонение расходов на содержание и эксплуатацию автомобилей и оборудования от сметного уровня по сути вызывают два фактора, которыми выступают изменение объема оказанных услуг и нарушение сметы расходов.

Чтобы выявить роль каждого фактора, осуществляют подразделение расходов на переменные, то есть те, которые меняются под влиянием изменения объема производства и условно-постоянные, то есть те, которые мало зависят от объема производства на предприятии. К переменным статьям расхода, к примеру, можно отнести следующие статьи: амортизация, эксплуатация машин и оборудования, внутрихозяйственные перемещения грузов. Анализ подразумевает контроль над соблюдением смет и рассмотрение обоснованности изменения запланированного уровня расходов, а также уровня их выполнения, выяснение различных причин перерасхода отдельно взятых статей или же всей сметы в целом.

При третьем направлении анализа издержек в сфере транспортировки как обобщающий показатель, который характеризует издержки, связанные с осуществлением рейсов, используют издержки на один рубль объёма работы.

Динамика упомянутого объёма определяется изменением себестоимости отдельно взятых видов рейсов, изменением цен на перевозку и ресурсы, структурными сдвигами в составе рейсов.

Во время поиска путей снижения издержек необходимо осуществлять анализ по элементам издержек, а также по местам их возникновения. К примеру, снизить эксплуатационные расходы на использование транспортных средств можно, исходя из того, что наиболее эффективное средство управления эксплуатационными затратами – экономически обоснованный выбор подвижного состава, так как все эксплуатационные расходы находятся в прямой зависимости от специфики техники, в том числе расходы, связанные с вводом в эксплуатацию, расходы, связанные с стоимостью и частотой технического обслуживания, а также ремонта, расходы, связанные с конструкционными изменениями и переоборудованием, расход топлива и ГСМ, вмененные издержки.

Базовый уровень издержек определяется факторами, которые непосредственным образом связаны с приобретением подвижного состава. Этими факторами являются стоимость определённого транспортного средства, издержки, которые связаны с появившимися санкциями  международного уровня, издержки, связанные с доработкой и вводом в эксплуатацию.

На основании стоимости приобретенной на предприятие техники, во время анализа определяют норму амортизационных отчислений.

На втором уровне находятся издержки, которые возникают в процессе эксплуатации. Эти издержки косвенным образом зависят от обоснованности выбора подвижного состава, а также от принятых на фирме способов управления. В состав этих издержек входят ремонт и техническое обслуживание, топливо и горюче-смазочные материалы, модернизация и переоснащение, штрафы, вмененные издержки, издержки вероятностного характера, которые связаны с надбавками за срочность, а также претензиями со стороны клиентов.

В итоге на третьем уровне оказывается, что от решения, которое было принято по поводу приобретения подвижного состава, зависит сама структура себестоимости, а также цена услуг и экономическая эффективность, конкурентоспособность предприятия и запас финансовой устойчивости.

Каждый фактор по-разному значим в системе управления издержками. К примеру, планирование издержек на техническое обслуживание построено на нормах технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.

Управление логистическими издержками посредством анализа должно  способствовать достижению комплексного результата, который можно выразить:

-                   в сокращении ремонтных издержек в части надбавок за срочность при помощи возможности провести их на наиболее выгодных условиях по критерию общей стоимости и по соотношению цены и качества;

-                   в снижении вероятности возникновения издержек, которые связаны с повреждением груза;

-                   в снижении вероятности возникновения издержек из-за претензий за нарушение сроков доставки.

К примеру, для крупных автопредприятий, которые имеют возможность самостоятельно обслуживать технику, экономия может достигаться не столько посредством снижения стоимости работ, сколько посредством того, что они могут приобретать необходимые узлы и детали на более выгодных условиях. Как показывает практика – эффект от таких методов может составлять 30–35%.

Иным элементом эффективного управления эксплуатационными издержками является непосредственный контроль. Система контроля основывается на базовых нормативах, данных в документах по техническому обслуживанию. Исходя из особенностей работы, часто предприятия сами осуществляют формирование этих стандартов. Нормативы определяются сроком полезной эксплуатации техники и устанавливаются на год. Такая стандартизация опирается на средства объективного контроля, которые широко используются в современной автомобильной технике.

Схему же документирования транспортных расходов можно проследить при группировке, которая выглядит следующим образом: рейс – автомобиль – период. Так как базовой учётно-калькуляционной единицей считается «рейс», к ней приводятся все издержки, когда определяют и планируют общую себестоимость единицы работы автотранспортного предприятия.

Важнейшая причина неспособности большинства промышленных предприятий России при работе в условиях рыночной экономики – это неадекватная система калькулирования себестоимости продукции, не учитывающая изменения экономической ситуации организаций во время изменений рыночной конъюнктуры. Ключевое значение в данном случае приобретает обоснование оценки того, каким образом себестоимость зависит от объема выпускаемой продукции.


Библиографический список
  1. Логистика: учебное пособие/ Б.А. Аникин.- И. ; ТК Велби, изд-во Проспект, 2013.
  2. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: учебное пособие / под ред. Г. А. Крагохина. – СПб.: СПбГИЭА, 2014. – 234с.
  3. Миротин Л.Б.. Ташбаев И.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры.- М.: ИНФРА-М, 2015.
  4. Модели и методы теории логистики/ Под ред. В.С. Лукинского.-СПб., 2015.


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: