Анализ логистических издержек предполагает исследование издержек на производство и реализацию услуг в разрезе экономических элементов, что может позволить осуществить выявления изменения материалов, фондов, а также трудоёмкости услуг.
Уменьшение удельного веса материальных издержек при относительном увеличении издержек, связанных с оплатой труда, выражается в структурных сдвигах в составе услуг. Нового рассмотрения требует увеличение расходов на оплату услуг различных сторонних организаций. Изменение доли амортизации в общей сумме издержек отражается в динамике фондоёмкости, а также в переходе к другому методу расчета амортизации. Во время анализа выявляются конкретные причины, которые вызывают изменение доли амортизации, и ее влияние на экономические результаты логистической деятельности предприятия.
Применительно к издержкам на транспортировку анализ можно проводить исходя из следующих направлений:
- Анализ по различным калькуляционным статьям;
- Анализ смет расходов, связанных с обслуживанием производства и управления;
- Анализ затрат на 1 рубль объема производства услуг.
Объектом анализа себестоимости по калькуляционным статьям часто выступает себестоимость оказанных услуг организации или же её подразделений. Анализ себестоимости отдельно взятых видов услуг дает нам представление о возможностях, связанных с влиянием на рентабельность и экономические результаты организации в целом. К примеру, анализируются рейсы, которые имеют наибольший удельный вес в объеме работ автотранспортной организации, рейсы, приносящие убытки, а также те рейсы, которые можно охарактеризовать наличием наибольшей рентабельности.
Второе направление анализа, то есть анализ смет расходов, в частности, на содержание и эксплуатацию автомобилей и прочего оборудования, позволяет осуществить оценку динамики расходов в целом и по отдельно взятым статьям. При анализе косвенных расходов осуществляют сравнение темпов роста объема совершенных рейсов с темпами роста расходов, связанных с обслуживанием производства и управлением, а также устанавливают взаимосвязь изменения этих темпов.
Отклонение расходов на содержание и эксплуатацию автомобилей и оборудования от сметного уровня по сути вызывают два фактора, которыми выступают изменение объема оказанных услуг и нарушение сметы расходов.
Чтобы выявить роль каждого фактора, осуществляют подразделение расходов на переменные, то есть те, которые меняются под влиянием изменения объема производства и условно-постоянные, то есть те, которые мало зависят от объема производства на предприятии. К переменным статьям расхода, к примеру, можно отнести следующие статьи: амортизация, эксплуатация машин и оборудования, внутрихозяйственные перемещения грузов. Анализ подразумевает контроль над соблюдением смет и рассмотрение обоснованности изменения запланированного уровня расходов, а также уровня их выполнения, выяснение различных причин перерасхода отдельно взятых статей или же всей сметы в целом.
При третьем направлении анализа издержек в сфере транспортировки как обобщающий показатель, который характеризует издержки, связанные с осуществлением рейсов, используют издержки на один рубль объёма работы.
Динамика упомянутого объёма определяется изменением себестоимости отдельно взятых видов рейсов, изменением цен на перевозку и ресурсы, структурными сдвигами в составе рейсов.
Во время поиска путей снижения издержек необходимо осуществлять анализ по элементам издержек, а также по местам их возникновения. К примеру, снизить эксплуатационные расходы на использование транспортных средств можно, исходя из того, что наиболее эффективное средство управления эксплуатационными затратами – экономически обоснованный выбор подвижного состава, так как все эксплуатационные расходы находятся в прямой зависимости от специфики техники, в том числе расходы, связанные с вводом в эксплуатацию, расходы, связанные с стоимостью и частотой технического обслуживания, а также ремонта, расходы, связанные с конструкционными изменениями и переоборудованием, расход топлива и ГСМ, вмененные издержки.
Базовый уровень издержек определяется факторами, которые непосредственным образом связаны с приобретением подвижного состава. Этими факторами являются стоимость определённого транспортного средства, издержки, которые связаны с появившимися санкциями международного уровня, издержки, связанные с доработкой и вводом в эксплуатацию.
На основании стоимости приобретенной на предприятие техники, во время анализа определяют норму амортизационных отчислений.
На втором уровне находятся издержки, которые возникают в процессе эксплуатации. Эти издержки косвенным образом зависят от обоснованности выбора подвижного состава, а также от принятых на фирме способов управления. В состав этих издержек входят ремонт и техническое обслуживание, топливо и горюче-смазочные материалы, модернизация и переоснащение, штрафы, вмененные издержки, издержки вероятностного характера, которые связаны с надбавками за срочность, а также претензиями со стороны клиентов.
В итоге на третьем уровне оказывается, что от решения, которое было принято по поводу приобретения подвижного состава, зависит сама структура себестоимости, а также цена услуг и экономическая эффективность, конкурентоспособность предприятия и запас финансовой устойчивости.
Каждый фактор по-разному значим в системе управления издержками. К примеру, планирование издержек на техническое обслуживание построено на нормах технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
Управление логистическими издержками посредством анализа должно способствовать достижению комплексного результата, который можно выразить:
- в сокращении ремонтных издержек в части надбавок за срочность при помощи возможности провести их на наиболее выгодных условиях по критерию общей стоимости и по соотношению цены и качества;
- в снижении вероятности возникновения издержек, которые связаны с повреждением груза;
- в снижении вероятности возникновения издержек из-за претензий за нарушение сроков доставки.
К примеру, для крупных автопредприятий, которые имеют возможность самостоятельно обслуживать технику, экономия может достигаться не столько посредством снижения стоимости работ, сколько посредством того, что они могут приобретать необходимые узлы и детали на более выгодных условиях. Как показывает практика – эффект от таких методов может составлять 30–35%.
Иным элементом эффективного управления эксплуатационными издержками является непосредственный контроль. Система контроля основывается на базовых нормативах, данных в документах по техническому обслуживанию. Исходя из особенностей работы, часто предприятия сами осуществляют формирование этих стандартов. Нормативы определяются сроком полезной эксплуатации техники и устанавливаются на год. Такая стандартизация опирается на средства объективного контроля, которые широко используются в современной автомобильной технике.
Схему же документирования транспортных расходов можно проследить при группировке, которая выглядит следующим образом: рейс – автомобиль – период. Так как базовой учётно-калькуляционной единицей считается «рейс», к ней приводятся все издержки, когда определяют и планируют общую себестоимость единицы работы автотранспортного предприятия.
Важнейшая причина неспособности большинства промышленных предприятий России при работе в условиях рыночной экономики – это неадекватная система калькулирования себестоимости продукции, не учитывающая изменения экономической ситуации организаций во время изменений рыночной конъюнктуры. Ключевое значение в данном случае приобретает обоснование оценки того, каким образом себестоимость зависит от объема выпускаемой продукции.
Библиографический список
- Логистика: учебное пособие/ Б.А. Аникин.- И. ; ТК Велби, изд-во Проспект, 2013.
- Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики: учебное пособие / под ред. Г. А. Крагохина. – СПб.: СПбГИЭА, 2014. – 234с.
- Миротин Л.Б.. Ташбаев И.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры.- М.: ИНФРА-М, 2015.
- Модели и методы теории логистики/ Под ред. В.С. Лукинского.-СПб., 2015.
Количество просмотров публикации: Please wait