УДК 4414

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ВЛОЖЕНИЙ В МАРКЕТИНГОВЫЕ НМА НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ

Найверт Анастасия Сергеевна
Новосибирский государственный университет управления и экономики
студент 4 курса, факультет корпоративной экономики и предпринимательства

Аннотация
Методы оценки стоимости бренда, как правило, дают оценку стоимости в абсолютных значениях, не затрагивая оценку влияния этой стоимости на результаты компании. В связи с этим возникает необходимость либо добавить дополнительные итерации в уже существующие методы оценки, либо генерировать новый метод, который будет сразу включать в себя эту оценку. Попробуем разработать модель, которая будет отражать оценку влияния стоимости бренда на конечный результат деятельности компании.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Найверт А.С. Модель оценки влияния вложений в маркетинговые НМА на финансовые результаты компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16604 (дата обращения: 24.06.2019).

Научный руководитель

Доме Ирина Николаевна

Старший преподаватель

Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления

Российская Федерация, Новосибирск

Методы Hirose Y.  и А. Damodaran дают оценку стоимости бренда в абсолютных значениях, не затрагивая оценку влияния этой стоимости на результаты компании. В связи с этим возникает необходимость либо добавить дополнительные итерации в уже существующие методы оценки, либо генерировать новый метод, который будет сразу включать в себя эту оценку.

Опираясь на статью «Проблема оценки стоимости бренда компаний нефтегазовой отрасли» [7], было принято решение о создании модели множественной регрессии для оценки степени влияния маркетинговых НМА на результативность деятельности компании.

Для оценки влияния инвестиций в маркетинговые НМА на эффективность деятельности компании, был выбран эконометрический метод. Зависимость будет рассмотрена в рамках множественной регрессии.

В качестве зависимой переменной было выбрано значение EBITDA, так как это один из показателей, отражающих результативность деятельности компании. Его динамика представлена на рисунке 1 (на примере ПАО «Газпром»).

Рисунок 1 – Динамика показателя EBITDA ПАО «Газпром» (в тыс. руб.)

В работе по измерению стоимости и эффективности НМА, авторы Гу и Лев (Gu&Lev) используют EBITDA как зависимую переменную, чтобы показать стандартизированную эффективность [8].

В качестве переменных были взяты инвестиции в бренд (коммерческие и маркетинговые расходы). В модель также были включены следующие контрольные переменные: денежные средства и их эквиваленты, и капитальные расходы. Учитывая важность нефинансовой информации, она включена в модель в виде стоимости гудвилла.

Все данные, использованные в исследовании, взяты из годовых отчетов ПАО «Газпром» с 2011 по 2018 гг..

Обозначения переменных:

EBITDA – прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации;

Сash – денежные средства и их эквиваленты;

INVbr – коммерческие и маркетинговые расходы;

Goodwill – стоимость гудвилла;

CapEX – капитальные расходы.

Экзогенность присутствует, так как причинно-следственная связь сохраняется – инвестиции влияют на EBITDA, а не наоборот, переменные измерены точно – официальная отчетность.

Мультиколлинеарность отсутствует, так как ни один регрессор не является линейной комбинацией других.

Величина достоверности равна 0,959.

Уравнение имеет вид (формула 1):

      (1)

Построенная модель доказывает значимость инвестиций в маркетинговые НМА для результативности деятельности компании. Единица  увеличивает результирующий показатель на +2,602. Из представленных в уравнение переменных Единица  имеет максимально сильное влияние.

Для сохранения достигнутых успехов и наращения результатов компании необходимо продолжать работу с инвестициями в НМА, в частности с маркетинговыми НМА.

Несмотря на то, что вложения в бренд оказывают влияние на рост прибыли компании, нельзя отрицать, что существует предел инвестирования, после которого, дальнейшие вложения в бренд не будут приносить дополнительную эффективность. Определим такой предел для ПАО «Газпром», опираясь на модель множественной регрессии. Представим результаты расчетов в таблице 1.

Если предположить, что все исходные данные, помимо инвестиций в бренд, останутся неизменными, а сумма коммерческих и маркетинговых расходов за 2018 год будет меняться с шагом в 10% относительно исходного значения, можно проследить, в каком промежутке инвестиции в маркетинговые НМА дают максимальный положительный эффект.

Таблица 1 – Определение предела инвестирования в маркетинговые НМА ПАО «Газпром»

Инвестиции в бренд (коммерческие и маркетинговые расходы) (тыс. руб.)

Единица инвестиций увеличивает результирующий показатель на: (в абсолютных значениях)

Единица инвестиций увеличивает результирующий показатель на: (в %)

Изменение в %

 129 438 831

-0,0962

-3,698

-103,698

258 877 663

-0,0891

-3,422

-103,422

388 316 494

-0,0721

-2,770

-102,770

517 755 326

-0,0352

-1,354

-101,354

647 194 158

0,0446

1,715

-98,285

776 632 989

0,2254

8,661

-91,339

906 071 821

0,6591

25,330

-74,670

1 035 510 652

1,6588

63,746

-36,254

1 164 949 484  

2,8941

111,218

11,218


1 294 388 315

2,6022

100,000

0,000

1 423 827 147

1,7192

66,068

-33,932

1 553 265 978

1,1443

43,976

-56,024

1 682 704 810

0,8148

31,312

-68,688

1 812 143 641

0,6163

23,685

-76,315

1 941 582 473

0,4884

18,768

-81,232

2 071 021 304

0,4009

15,405

-84,595

2 200 460 136

0,3380

12,990

-87,010

2 329 898 967

0,2911

11,187

-88,813

2 459 337 799

0,2550

9,798

-90,202

2 588 776 630

0,2264

8,699

-91,301

Исходя из полученных результатов в таблице 1, можно сказать, что компания находится не в оптимальной точке, и чтобы достичь максимального эффекта от вложений в маркетинговые НМА, эти вложения следует сократить на 129 438 831 тыс. руб. или на 10%. до  1 164 949 484 тыс. руб.

Для увеличения эффективности отдачи от развития бренда и, следовательно, увеличения результативности деятельности компании,  с учетом расчетов на текущий момент, следует сократить финансирование расходов на рекламу, общественные проекты, оказание помощи в развитии, культуры, науки, образования, пропаганде здорового образа жизни на 10%, но непременно продолжать их поддерживать.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н).
  2. Международный единый стандарт ISO 10668, Методы оценки   НМА – бренд, опубликован в 2010г.
  3. Федеральный стандарт оценки “Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО №11)”  от 22 июня 2015 года.
  4. Асаул А. Н. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М. : ИНФРА-М, 2016. С. 215.
  5. Доме И. Н., Уланова Н. К. Оперативное финансовое управление. Учебное пособие. Новосибирск: НГУЭУ, 2017. С. 184.
  6. Доме И.Н. Роль центров маржинального дохода в финансовой структуре университета// В сборнике: МОГУЩЕСТВО СИБИРИ БУДЕТ ПРИРАСТАТЬ!? сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов» : в 4 т.. 2018. С. 169-174.
  7. Найверт А. С. Проблема оценки стоимости бренда компаний нефтегазовой отрасли // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»: 28 мая 2019г. Москва: Международный научно-инновационный центр 2019. С. 84-88.
  8. Gu, F. Lev, B. Intangible assets: Measurement, drivers, and usefulness. Managing knowledge assets and business value creation in organizations. Measures and dynamics // New York: IGI Global. 2011, S. 110–124.
  9. Годовая финансовая отчетность по РСБУ компаний нефтегазовой отрасли [Электронный ресурс] URL: https:// http://www.skrin.ru.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Найверт Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация