Экономическое начало 2017 года далось россиянам весьма нелегким: массовые сокращения, сокращения заработной платы, банкротство микро и макро предприятий и многое другое. В связи с чем, оставаться оптимистично настроенным на позитивное продолжение 2017 года, удаётся не каждому.
Как известно, существуют множества факторов, оказывающие влияние на развитие экономики государства, в том числе на эффективное развитие деятельности различных сфер и отраслей.
Одним из таких немало важных факторов является и динамика развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), так как именно в секторе МСП можно увидеть тот драйвер роста, который способен способствовать переходу от нынешней модели, базирующейся, в первую очередь, на экспорте сырья, к современной диверсифицированной экономике и реиндустриализации.
Однако, несмотря на очевидные сильные стороны малого предпринимательства (способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям и быстро находить новые ниши на рынке, а также оперативно внедрять новые решения и технологии), и активные действия государства по содействию развитию сектора, роль МСП в экономике нашей страны по-прежнему остается достаточно скромной: вклад в ВВП находится на уровне 20—21%, а доля рабочих мест, созданных малыми и средними компаниями, составляет на более ¼ от общего числа занятых в экономике [1. с. 90-92].
В России, как и в зарубежных странах, внимание должно уделяться не ликвидации экономически неспособных предприятий МСП, а тому, чтобы эти предприятия восстановить и способствовать их нормальному функционированию. [2. с. 689]
Для того чтобы усовершенствовать процесс управления предприятиями необходимо: [3. с. 63-73]
-
согласовать цели управления для функционирования организации в целом (например, разработка нового продукта для захвата определенного сегмента рынка);
-
определить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный специалист, управленческий персонал);
-
определить методы управления персоналом;
-
построить целый механизм управления предприятиями;
-
должна проводиться санация, то есть совокупность мер и мероприятий по улучшению состояния организаций;
-
наладить связи (с постоянными покупателями, с поставщиками, с конкурентами)
-
постараться выйти на мировой уровень
-
внести в план управления предприятием антикризисные меры (максимально возможное снижение цен, всевозможные акции и т.д.)
Для этого нужно учитывать, что потребуется восстановление разрушенных отношений с некоторыми зарубежными странами. Требуется коренное изменение системы функционирования МСП, вплоть до обновления устаревшей техники. Поэтому необходимо проводить антикризисное управление до достижения критической экономической ситуации на предприятии [4. С.333].
Предпринимательство в целом по Российской Федерации обладает высоким потенциалом развития за счет организации собственных производств и постепенного замещения импорта.
В связи с невысоким объемом капиталовложений (инвестиций), быстрой окупаемостью, дающей высокую отдачу на каждый рубль вложенных средств (6-8 рублей на рубль затрат), а также с высокой оборачиваемостью средств развитие. Развитие предпринимательской деятельности способствовало бы решению проблемы занятости и позволило бы обеспечить товарами первой необходимости население нашей страны.
Низкая квалификация работников и руководителей в области современных способов антикризисного управления является серьезным тормозом в проведении процессов денежного оздоровления учреждений МСП, поэтому, простые финансовые притоки в рамках господдержки не решит назревшие из-за кризиса экономические проблемы. Главное стремление реструктуризации – это достижение эффективности работы предприятия и минование кризисных ситуаций.
Для стимулирования развития малого предпринимательства со стороны государства необходимы рычаги воздействия на конъюнктуру рынка с целью создания благоприятных условий. Одним из таких рычагов воздействия —
является налоговая политика государства, которая заключается в постепенном уменьшении прогрессивности налогообложения и расширении сферы применения налоговых льгот, а также в уменьшении предельных ставок налогов. Подобная практика трактуется как специальный налоговый режим.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы добавить, что в настоящее время, в условиях необходимости существования и развития МСП, актуальным является детальное рассмотрение существующих налоговых режимов и практики их применения для выявления основных проблем, которые негативно сказываются на развитии малого предпринимательства, также определить наиболее благоприятные условия в использовании таких режимов.
Библиографический список
-
Алехина, О.М. Стимулирующий эффект систем заработной платы / О.М. Алехина // Человек и труд. – 2006. – №1. – С. 90 – 92.
-
Андреев И.Н. Экономика и социология труда современного предприятия. – М.: ИНФРА-М, – 2013. – 689 с.
-
Гарнов, А.А. Доходы, уровень жизни / А.А. Гарнов // Экономист. – 2008. – №5. – С. 63 – 73.
-
Лопырев А.Н. Теория организации и социология труда. – М.: ИНФРА-М, – 2011. – 333 с.