АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Субботина Татьяна Николаевна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам развития туризма в муниципальных районах региона. Разработан механизм стратегического управления развитием туристской отрасли муниципального района.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Субботина Т.Н. Алгоритм разработки стратегии развтия туристской индустрии на территории муниципальных районов Калужской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/11/15414 (дата обращения: 25.04.2024).

В современных условиях в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, туристская индустрия является одним из важных приоритетных направлений, обеспечивающих социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации [1]. Происходит реализация Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая нацелена на повышение конкурентоспособности отечественного туристского рынка и повышения эффективности продвижения национального туристского продукта на внутреннем и международных рынках [2].

Международный опыт развития туризма свидетельствует о том, что туристская индустрия способствует развитию различных отраслей экономики, сферы малого и среднего бизнеса, обеспечивает рост занятости за счёт создания дополнительных рабочих мест, сглаживает диспропорции территориального развития, увеличивает налоговые поступления в бюджеты различных уровней.

Статистические данные за период 2008-2016 гг. свидетельствуют о том, что туристская отрасль в России активно развивается. Наблюдается положительная динамика основных показателей, характеризующих туристскую деятельность. За последние три года произошли видимые изменения и в структуре туристской отрасли: на фоне снижения числа туристических поездок за рубеж стал расти внутренний и въездной туризм. Так, по данным Росстата, после произошедшей в 2014 году девальвации рубля и на фоне обострения политической обстановки, рынок внутреннего туризма вырос на 15%. В 2016 году количество внутренних туристов составило 55 миллионов человек. Динамика въездного туризма также демонстрирует рост: в 2016 году более 22 миллионов человек посетили Россию, что на 10% больше показателей предыдущего года.

Сейчас доля туризма в ВВП составляет 1,6%. В то время как данный показатель во многих странах Европы с учётом мультипликативного эффекта достигает 10%. Но потенциал внутреннего и въездного туризма в России далеко не исчерпан, ведь климатические и природные особенности России позволяют развивать почти все виды туризма.

Глава государства В.В. Путин в ноябре 2016 года на «Форуме действий» также подчёркнул высокий потенциал внутреннего туризма в стране [3]. Чтобы ускорить его развитие, Президент России призвал «оптимизировать схему взаимодействия инвесторов с государством». Он считает, что «необходимо тщательно анализировать все предложения регионов по развитию туристических кластеров, поскольку расход федеральных целевых средств не контролируется».

Калужская область обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На её территории присутствуют объекты культурного и исторического наследия (монастырь Оптина пустынь, монастырь на месте Великого стояния на Угре, Государственный музей истории комонавтики им. К.Э. Циолковского), есть уникальный природный ресурс – национальный парк «Угра», культурно-образовательный центр «Этномир» и др. Во многих районах проходят важные общественные и спортивные мероприятия. Так, под г Малоярославец ежегодно устраивается историческая реконструкция сражения, посвящённая войне 1812 года, международный музыкальный байк0фестиваль «Мото-Малоярославец». В Калуге ежегодно проходит международный музыкальный фестиваль «Мир гитары» [4].

По итогам 2015 года в России был впервые опубликован национальный туристический рейтинг, в котором Калужская область заняла 15 место из 85 регионов, опередив многие широко известные туристические регионы.

Несмотря на достигнутые результаты, тем не менее, туристско-рекреационные ресурсы муниципальных районов используются недостаточно. Обуславливается это в том числе и неодинаковым экономическим развитием муниципальных районов региона. Проблему полноценного развития многих туристских объектов муниципальных районов осложняет недостаточность или отсутствие необходимой инфраструктуры.

В этих условиях механизмом, который позволит повысить эффективность туристской индустрии Калужской области может стать формирование стратегий развития дестинаций.

В рамках управления туристской отраслью был предложен алгоритм разработки стратегии развития туристской индустрии на территории муниципального района (рисунок 1), включающий в себя четыре этапа: аналитический этап, этап разработки стратегии, этап реализации и этап контроля.

Данная методика была предложена представителям муниципальных районов Калужской области в рамках курсов повышения квалификации, проводимых Институтом дополнительного профессионального образования им. К.Э. Циолковского совместно с Министерством культуры и туризма Калужской области.

Рисунок 1.  Алгоритм разработки стратегии развития туристской индустрии на территории муниципального района

Аналитический этап начинается с определения важных ключевых проблем в сфере туризма, на решение которых в дальнейшем и будет направлена разработанная стратегия. Далее необходимо произвести показателей, характеризующих туристскую отрасль. Расчёт следует производить за период 3-5 лет, чтобы увидеть определённую динамику. К числу таких показателей относятся: среднегодовая численность занятых в сфере туризма, количество туристов и экскурсантов, средняя продолжительность пребывания туристов; доля туризма в валовом продукте, вместимость коллективных средств размещения, показатели деятельности предприятий общественного питания. Также необходимо оценить транспортную доступность к туристским объектам, которые, в свою очередь, распределить по видам туризма. Дополнить оценку потенциала муниципального района следует определением количества туроператоров, внесённых в Единый Федеральный реестр туроператоров.

Первый этап заканчивается проведением SWOT-анализа, который является одним из универсальных инструментов анализа ситуации в отрасли, и его можно эффективно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли. В ходе анализа все туристские объекты муниципального района следует распределить по видам туризма. По результатам SWOT-анализа необходимо сделать вывод о факторах, препятствующих развитию въездного и внутреннего туризма на территориях муниципального района.

На втором этапе идёт определение стратегических целей, включая систему целевых ориентиров социально-экономического развития муниципального района. Поставленные цели следует оценить по технологии SMART. Одновременно с постановкой целей происходит определение целевых индикаторов и планируемых результатов реализации стратегии.

В рамках данного этапа необходимо составить программу стратегии развития туристской отрасли муниципального района, в которой будут прописаны этапы, сроки, ответственные лица и планируемые результаты.

Для реализации разработанной стратегии необходимо планирование ресурсного обеспечения. Следует соотнести конкретный этап реализации стратегии и вид необходимых ресурсов. Также особое внимание следует уделить поиску источников финансирования (бюджетные или внебюджетные источники).

Заканчивается этот этап определением возможных рисков при реализации стратегии и поиском путей их минимизации. Следует определить ожидаемые последствия наступления риска, действия в случае наступления риска, а также разработать мероприятия по предупреждению наступления риска.

На третьем этапе необходимо представить рабочую группу реализации стратегии, определив роли каждого в данном процессе. На основе её составляется матрица ответственности. Данный этап предусматривает также управление различными изменениями в ходе реализации стратегии.

На последнем этапе производится оценка реализации стратегии развития туристской индустрии на территории муниципального района. Оценка происходит по следующим показателям:

1) по бюджету (±   руб.  относительно базового бюджета);

2) по срокам реализации (± дней (месяцев) относительно установленного окончания реализации стратегии):

3) по достижению целей (отслеживается изменение целевых показателей развития туризма на территории данного муниципального района).

Механизм оценки должен включать в себя как количественные, так и качественные показатели. Информация, получаемая на данном этапе должна выступать как элемент обратной связи и использоваться на разных этапах стратегического управления туристской индустрией муниципального района.

Несмотря на различное географическое и экономическое положение муниципальных районов Калужской области, знание этапов стратегического планирования представителями данных районов, на наш взгляд, будет способствовать более грамотной разработке стратегии развития туристской индустрии на территории муниципального района.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
  2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» » [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118424/
  3. «Форум действий» Общероссийского народного фронта [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/53289
  4. Туристический потенциал Калужской области представлен на заседании комиссии Русского географического общества [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.vest-news.ru/news/103929


Все статьи автора «Субботина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: