УДК 338

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Харламова Анастасия Валерьевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка группы Н3-1

Аннотация
Современная экономика находится в такой ситуации,  когда  центральным  звеном развития становится  малый  бизнес. Для  нашей страны  основное  значение  приобретает  увеличение  регулирующей значимости  государства  в ходе развития  цивилизованного  предпринимательства.  Собственно так малый бизнес становится неотъемлемой частью экономики страны.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, налогообложение, предпринимательство


PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF FORMS AND METHODS OF STATE FINANCIAL SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Kharlamova Anastasia Valeryevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student group H3-1

Abstract
A modern economy is in such a situation, when the Central element of development is a small business. For our country the main importance is the increasing regulatory importance of the state in the course of development of civilized business. Actually small business becomes an integral part of the economy.

Библиографическая ссылка на статью:
Харламова А.В. Перспективы развития форм и методов государственной финансовой поддержки малого бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14570 (дата обращения: 28.09.2017).

            Научный руководитель Удальцова Наталья Леонидовна

            Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)

            кандидат экономических наук, доцент департамента «Менеджмент »        

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики – кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания.  В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики.

Как отмечает президент России Путин В.В. : «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И, конечно, укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» [3, c.2]. Однако доля малого и среднего бизнеса в ВВП России является небольшой – около 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – более 60%. Правительство РФ считает помощь малому и среднему бизнесу одним из основополагающих направлений для развитии экономики в целом. Ввиду этого оно поставило задачу оказывать значительную поддержку для данного малого и среднего бизнеса, доля которого должна оставить 60-70% в экономике страны к 2020 году [4, c.3].

Таблица 1. Число малых предприятий в России

Как видно в выше представленной таблице, в течение 2011-2015гг. по количеству предприятий сектор малого бизнеса демонстрировал положительную динамику  малых предприятий (табл.1). Так, количество малых предприятий за 5 лет выросло на 28% – с 1644,3 тыс. в 2011 году до 2103,8 тыс. в 2015 году. Но несмотря на это доля малого бизнеса по сравнению с другими странами продолжает составлять самый маленький процент.

Что касается государственной поддержки малого предпринимательства, то в настоящий момент она ставит перед собой основную цель это понижение рисков малого бизнеса. В виду этого государство работает сейчас по следующим важнейшим направлениям:

– финансовая поддержка (данное направление в первую очередь разрабатывает государственные программы, которые обеспечивают льготное кредитование малых предприятий, а также субсидии, налоговые и амортизационные льготы и другие.);

– материально-техническая поддержка (данное форма государственной поддержки реализует разнообразные формы предоставления оборудования и технологий в аренду малого бизнеса.);

– информационная и консультативная  поддержка (данное направление обеспечивает малый бизнес доступом к различным базам данных, техническим библиотекам, а также оказывает консультативные и правовые услуг, наиболее часто по проблемам создания, управления, налогообложения и другие);

– создание рыночной инфраструктуры (данное направление реализует разнообразные локальные ярмарки, рынки оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и другие).

Налоговому регулированию принадлежит особая роль в сферах малого предпринимательства как важнейших секторах рыночной экономики любой страны. Многие организации малого бизнеса в России не имеют право использовать упрощённую систему налогообложения. Налогоплательщики, которые не могут принять упрощенную систему налогообложения, приведены в статье 346.12 Налогового кодекса и данный список значительно большой.

Рассмотрим данные, которые предоставлены Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года и на основе этих данных составим таблицу(табл.2).

Таблица 2. Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 [1].

Налоговый режим Начислено, млрд.руб. Удельный вес, %
УСН 221 57
ЕНВД 78 20
УСХН 4 1,2
Патентная система налогооблажения 3 0,8
Система налогооблажения при выполнении соглашений о разделе продукции 81 21
Итого 387 100

Как видно исходя из данных таблицы, что наибольшую значимость для бюджета страны составляют поступления от упрощенной системы налогообложения –57%, а это больше половины всех налоговых поступлений, которые  приходятся собственно на нее от применения всех специальных налоговых режимов. Единый сельскохозяйственный налог и патентная система являются самыми непопулярными и непривлекательными для субъектов малого и среднего предпринимательства. Невостребованность данных налоговых режимов можно объяснить незначительной помощью и субсидирование со стороны государтсва, а также недоработками и пробелами в законодательстве. Патентная система налогообложения регулирует только отдельные виды деятельности. Если индивидуальный предприниматель собирается вести два направления бизнеса, то ему придется получать два патента и за каждый патент он должен будет заплатить. Существенным недостатком патентной системы налогообложения является невозможность снижения стоимости патента на суммы страховых взносов на обязательное страхование. То есть взносы с выплат в пользу работников не формируют вычет, как в других системах налогообложения. Что касается единого сельскохозяйственного налога, то для того, чтобы применить данный налоговый режим, выручка от производства и реализации сельскохозяйственной продукции должна составить не менее 70% всех доходов от продаж – это является проблемой для большинства предпринимателей. В настоящее время назрела необходимость поддержки таких предпринимателей путем снижения для них вышеуказанного семидесятипроцентного критерия применения ЕСХН.

Правительство Российской Федерации считает, что для того, чтобы экономика в целом начала развиваться, необходимо оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Поэтому в ежегодных «Основных направлениях налоговой политики» ставятся задачи об оказании значительной поддержки для малого и среднего бизнеса, доля которого по ожидаемым прогнозам должна составить 60-70% в экономике страны к 2020 году. Государством уже приняты меры для развития малого и среднего бизнеса. Эти меры направлены на снижение страховых тарифов, уменьшение числа проверок малого и среднего бизнеса со стороны государства, возможность для субъектов использовать государственные закупки, упрощение и модернизацию этапов регистрации нового бизнеса. Так, распоряжением Правительства от 07.03.2013 No317-Р утвержден план мероприятий «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в рамках которой с 2013 г. ФНС России введена услуга «Интерактивная регистрация индивидуальных предпринимателей», с 2014 г. актуальная и для юридических лиц. Также разработан законопроект в целях поддержки малого и среденего бизнеса «О внесении в статью 346 и главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации» от 12.12.2014. Он предполагает наделение субъектов Федерации правом предоставления индивидуальным предпринимателям «налоговых каникул», смысл которых заключается в освобождении последних от уплаты налогов в течение двух лет после государственной регистрации.  Таким образом, для создания условий долгосрочного и эффективного развития малого и среднего бизнеса необходима налоговая поддержка со стороны Правительства Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru
  2. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru
  3. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. №7. С.158-161
  4. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72.


Все статьи автора «Харламова Анастасия Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: