Научный руководитель Удальцова Наталья Леонидовна
Финансовый университет при Правительстве РФ (г.Москва)
кандидат экономических наук, доцент департамента «Менеджмент »
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики – кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики.
Как отмечает президент России Путин В.В. : «От уверенного развития малого и среднего бизнеса напрямую зависит насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, формирование здоровой конкурентной среды, создание новых рабочих мест. И, конечно, укрепление промышленного и аграрного потенциала российских регионов, повышение уровня и качества жизни людей» [3, c.2]. Однако доля малого и среднего бизнеса в ВВП России является небольшой – около 20%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае – более 60%. Правительство РФ считает помощь малому и среднему бизнесу одним из основополагающих направлений для развитии экономики в целом. Ввиду этого оно поставило задачу оказывать значительную поддержку для данного малого и среднего бизнеса, доля которого должна оставить 60-70% в экономике страны к 2020 году [4, c.3].
Таблица 1. Число малых предприятий в России
Как видно в выше представленной таблице, в течение 2011-2015гг. по количеству предприятий сектор малого бизнеса демонстрировал положительную динамику малых предприятий (табл.1). Так, количество малых предприятий за 5 лет выросло на 28% – с 1644,3 тыс. в 2011 году до 2103,8 тыс. в 2015 году. Но несмотря на это доля малого бизнеса по сравнению с другими странами продолжает составлять самый маленький процент.
Что касается государственной поддержки малого предпринимательства, то в настоящий момент она ставит перед собой основную цель это понижение рисков малого бизнеса. В виду этого государство работает сейчас по следующим важнейшим направлениям:
– финансовая поддержка (данное направление в первую очередь разрабатывает государственные программы, которые обеспечивают льготное кредитование малых предприятий, а также субсидии, налоговые и амортизационные льготы и другие.);
– материально-техническая поддержка (данное форма государственной поддержки реализует разнообразные формы предоставления оборудования и технологий в аренду малого бизнеса.);
– информационная и консультативная поддержка (данное направление обеспечивает малый бизнес доступом к различным базам данных, техническим библиотекам, а также оказывает консультативные и правовые услуг, наиболее часто по проблемам создания, управления, налогообложения и другие);
– создание рыночной инфраструктуры (данное направление реализует разнообразные локальные ярмарки, рынки оборудования и технологий для малых фирм, рынков сбыта и другие).
Налоговому регулированию принадлежит особая роль в сферах малого предпринимательства как важнейших секторах рыночной экономики любой страны. Многие организации малого бизнеса в России не имеют право использовать упрощённую систему налогообложения. Налогоплательщики, которые не могут принять упрощенную систему налогообложения, приведены в статье 346.12 Налогового кодекса и данный список значительно большой.
Рассмотрим данные, которые предоставлены Федеральной налоговой службой по состоянию на начало 2015 года и на основе этих данных составим таблицу(табл.2).
Таблица 2. Поступления от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 [1].
Налоговый режим | Начислено, млрд.руб. | Удельный вес, % |
УСН | 221 | 57 |
ЕНВД | 78 | 20 |
УСХН | 4 | 1,2 |
Патентная система налогооблажения | 3 | 0,8 |
Система налогооблажения при выполнении соглашений о разделе продукции | 81 | 21 |
Итого | 387 | 100 |
Как видно исходя из данных таблицы, что наибольшую значимость для бюджета страны составляют поступления от упрощенной системы налогообложения –57%, а это больше половины всех налоговых поступлений, которые приходятся собственно на нее от применения всех специальных налоговых режимов. Единый сельскохозяйственный налог и патентная система являются самыми непопулярными и непривлекательными для субъектов малого и среднего предпринимательства. Невостребованность данных налоговых режимов можно объяснить незначительной помощью и субсидирование со стороны государтсва, а также недоработками и пробелами в законодательстве. Патентная система налогообложения регулирует только отдельные виды деятельности. Если индивидуальный предприниматель собирается вести два направления бизнеса, то ему придется получать два патента и за каждый патент он должен будет заплатить. Существенным недостатком патентной системы налогообложения является невозможность снижения стоимости патента на суммы страховых взносов на обязательное страхование. То есть взносы с выплат в пользу работников не формируют вычет, как в других системах налогообложения. Что касается единого сельскохозяйственного налога, то для того, чтобы применить данный налоговый режим, выручка от производства и реализации сельскохозяйственной продукции должна составить не менее 70% всех доходов от продаж – это является проблемой для большинства предпринимателей. В настоящее время назрела необходимость поддержки таких предпринимателей путем снижения для них вышеуказанного семидесятипроцентного критерия применения ЕСХН.
Правительство Российской Федерации считает, что для того, чтобы экономика в целом начала развиваться, необходимо оказывать помощь малому и среднему бизнесу. Поэтому в ежегодных «Основных направлениях налоговой политики» ставятся задачи об оказании значительной поддержки для малого и среднего бизнеса, доля которого по ожидаемым прогнозам должна составить 60-70% в экономике страны к 2020 году. Государством уже приняты меры для развития малого и среднего бизнеса. Эти меры направлены на снижение страховых тарифов, уменьшение числа проверок малого и среднего бизнеса со стороны государства, возможность для субъектов использовать государственные закупки, упрощение и модернизацию этапов регистрации нового бизнеса. Так, распоряжением Правительства от 07.03.2013 No317-Р утвержден план мероприятий «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в рамках которой с 2013 г. ФНС России введена услуга «Интерактивная регистрация индивидуальных предпринимателей», с 2014 г. актуальная и для юридических лиц. Также разработан законопроект в целях поддержки малого и среденего бизнеса «О внесении в статью 346 и главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации» от 12.12.2014. Он предполагает наделение субъектов Федерации правом предоставления индивидуальным предпринимателям «налоговых каникул», смысл которых заключается в освобождении последних от уплаты налогов в течение двух лет после государственной регистрации. Таким образом, для создания условий долгосрочного и эффективного развития малого и среднего бизнеса необходима налоговая поддержка со стороны Правительства Российской Федерации.
Библиографический список
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: http://smb.gov.ru
- Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы Инновационная наука. 2015. №7. С.158-161
- Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации/ Экономические науки. 2014. № 116. С. 69-72.
Количество просмотров публикации: Please wait