УДК 659.1.011.14

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ

Ломовцева Анна Витальевна1, Артемьева Татьяна Александровна2
1Нижегородский институт управления - филиал РАНХИГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управления и маркетинга»
2Нижегородский институт управления - филиал РАНХИГС при Президенте РФ, студентка факультета «Управления»

Аннотация
Рассмотрены основные тенденции развития социальной рекламы в России и в Нижегородской области. Выделены проблемы развития социальной рекламы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: информирование населения, социальная реклама, социальные проблемы


TRENDS AND PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ADVERTISING IN RUSSIA

Lomovtseva Anna Vitalievna1, Artemyeva Tatyana Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod Institute of management - branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, candidate of economic Sciences, docent of the Department "Management and marketing"
2Nizhny Novgorod Institute of management - branch of RANEPA under the President of the Russian Federation, student of the faculty "Management"

Abstract
The main tendencies of development of social advertising in Russia and in the Nizhny Novgorod region. Selected problems of development of social advertising and the ways of their solution.

Keywords: informing the public, social advertising, social problems


Библиографическая ссылка на статью:
Ломовцева А.В., Артемьева Т.А. Тенденции и проблемы развития социальной рекламы в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/04/14537 (дата обращения: 30.09.2017).

Одним из важнейших аспектов деятельности органов государственной власти являются эффективные коммуникации и целенаправленное информационное взаимодействие как с обществом в целом, так и с отдельными социальными группами и гражданами. Важную роль в этом играет социальная реклама, которая помогает пропагандировать общественно-значимые ценности, акцентирует внимание на различных общественных проблемах.

Надо отметить, что впервые термин «социальная реклама» появился в начале двадцатого века в США, а в СССР приемы социальной рекламы стали использоваться в 1924 году, так именно в это время журнал «Дамский мир» опубликовал на своих страницах несколько статей по методике ухода за ранеными, поступившими в госпитали с фронтов во время Первой мировой войны.

В России о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994–1995 гг. на центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям». Его создателем был Общественный рекламный совет, в состав которого вошли редакции газет («Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»), телекомпании (НТВ, «Останкино», МТК), радиостанции («Европа плюс», Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы») и общественные организации (Женский либеральный фонд, Московский фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность»). Целью Совета было создание единого рекламного продукта по социальной проблематике.

Согласно, ФЗ «О Рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. [2, ст.3]

На наш взгляд, проекты социальной рекламы можно подразделить на следующие направления:

1) реклама определенного образа жизни –критика курения, наркомании, алкоголизма, пропаганда правильного питания и воспитания, крепких семейных отношений. Например, рекламное обращение «Позвони родителям», «Не затмевай сознание алкоголем», «Не все, кто садится за руль пьяным, умирает!», «Мы ждем тебя дома!». Особое место в данной группе занимает экологическая реклама, которая нацелена на сохранение природы и бережное отношение к животным;

2) реклама, посвященная конституционным правам и свободам человека. Например, такие телевизионные ролики, как «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Пропало желание – заплати налоги!», «Образование будет неполным, если налоги платить наполовину», «Впиши себя в историю России»;

3) патриотическая реклама – реклама, посвященная праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединить нацию. Например, «Есть такая профессия – Родину защищать!», «С праздником, великие люди, великого города».

На наш взгляд, цели социальной рекламы зависят от специфики деятельности рекламодателя (см. рис.1).

Особое место в структуре социальной рекламы, заказчиком которой является государство, занимают органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления.

В 2009 году в городе Нижнем Новгороде стартовал городской проект социальной рекламы «РЕформа», направленный на привлечение внимания общественности к значимым проблемам и поиску путей их решения. Спустя два года проект вышел на региональный уровень. Заявителем может выступить любой желающий – свои образцы социальной рекламы приносят на совет и школьники, и студенты, и общественники, а также представители силовых ведомств. Ежегодно в Оргкомитет поступает порядка 200 заявок.

Рис.1. Цели и рекламодатели социальной рекламы

В 2015 году в Нижегородской области в рамках проекта «РЕформа» впервые прошла Неделя социальной рекламы, инициатором которой выступила Нижегородская региональная общественная организация содействия социальному развитию «Служение-НЭКСТ», при поддержке Минэкономразвития РФ разрабатывающая на территории Нижегородской области программу «Социально активные медиа». Цель данного мероприятия – это привлечение населения (молодежь, общественных деятелей, профессионалов) к участию в формировании информационной среды региона.
В программу Недели социальной рекламы были включены открытые показы лучших отечественных и зарубежных образцов социальной рекламы в кинотеатрах и торговых центрах, публичные выставки плакатов социальной рекламы, созданных в Нижегородской области и в других регионах России, размещение социальных роликов в эфире областных и районных телекомпаний, обучающие мероприятия для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Всего в рамках проекта «РЕформа» за 7 лет (с 2009 года) размещено около 1500 плакатов, более 200 видеороликов на более чем 50 важных социальных тем [3]:

  • профилактика домашнего насилия (создание видеороликов и билбордов);
  • пропаганда приема сирот в семьи (создание видеороликов и специальных блоков в передачах на телеканале «Волга»)
  • проблема воспитания детей. Плакаты на тему «Ответственное отношение к воспитанию детей» были выполнены рекламным агентством «Ректайм» и Министерством социальной политики. Постеры были размещены на афишных стендах в Нижнем Новгороде и тем самым обратили внимание общественности на то, как часто дети страдают от недостатка родительского внимания;
  • борьба с алкоголизмом и наркоманией. Плакаты на тему «Ответственное отношение к своему здоровью» были посвящены злободневным вопросам о вреде употребления алкоголя. УФСКН провел всероссийскую наркотическую акцию «Сообщи, где торгуют смертью», целью которой является привлечение общественности к участию в борьбе с распространением и употреблением наркотиков;
  • профилактика ВИЧ (создание видеороликов на федеральных и региональных телеканалах);
  • поддержка людей с ограниченными возможностями (создание видеороликов и специальных блоков в передачах на телеканале «Россия 1» и «Волга»);
  • безопасность дорожного движения. Это создание видеороликов на телеканале «Волга» – «Не будь быком на дороге!», «Остановись, тебя ждут дома», создание билбордов, предупреждающих о соблюдении ПДД, создание горячей анонимной телефонной линии для сообщения о пьяных водителях.

Надо также отметить, что в 2017 году в Нижнем Новгороде к юбилею Максима Горького на электронных экранах, информационных щитах, остановках и в общественном транспорте разместят плакаты с цитатами великого писателя. [1]

В настоящее время существуют следующие проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие социальной рекламы в России и в Нижегородской области:

  • Низкое качество социальной рекламы. В связи с тем, что рекламодателями социальной рекламы чаще всего является государство, то рекламные агентства вынуждены создавать рекламу такого типа на бесплатной основе, что влечет за собой ухудшение качества производимых роликов, в отличии от коммерческой рекламы.
  • Плохая осведомленность населения. Органы государственной власти, зачастую редко заказывают социальные рекламные кампании, и поэтому частота появления социальной рекламы в поле зрения населения крайне низка, а порой, социальная реклама не может дойти до своего адресата, в связи с низкой информированностью населения.
  • Не учитывается специфика целевой аудитории. Для разных типов целевой аудитории социальной рекламы необходимы различные информационные носители: интернет, пресса, телевидение, радио, наружная реклама и т.д.
  • Отсутствие четкого механизма регулирования и централизации рынка социальной рекламы. Рекламодатели социальной рекламы зачастую не выбирает частоту выпуска социальной рекламы, а телекомпании, радиоканалы, печатные издания и другие каналы передачи общественно-важной информации не всегда предпочитают социальную рекламу, коммерческой. В России рынок социальной рекламы практически не регулируется. Федеральный закон от 13 марта 2006 г № 38- Ф3 «О рекламе» содержит большое количество пробелов, являясь в то же время единственным регулирующим рекламу, в том числе социальную, законодательным актом.

На наш взгляд, для решения выше указанных проблем, сдерживающих развитие рынка социальной рекламы, необходимо:

  1. создание специализированных институтов, регулирующих распространение социальной рекламы;
  2. стимулирование рекламных агентств и рекламных распространителей, путем введения системы вознаграждений;
  3. увеличение количества видеороликов на телевидении, в общественных местах и наружных рекламных объектов;
  4. систематизация и более четкое планирование законодательной базы для социальной рекламы.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время социальная реклама приобретает всё большее распространение, что связано с необходимостью информирования людей в насущных проблемах общества и предупреждению его от последствий данных проблем. Социальная реклама сегодня является важным инструментом формирования общественного самосознания, конструирования общественной позиции и средством коммуникации между обществом и государством.


Библиографический список
  1. В Нижнем Новгороде размесят информщиты и электронные экраны к юбилею Максима Горького https://news.mail.ru/society/28471715/?frommail=1
  2. Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ дата обращения: 22.01.16
  3. Шанцев В.П.: «Социальная реклама – это способ изменить жизнь в лучшую сторону» http://www.government-nnov.ru/?id=178116


Все статьи автора «Артемьева Татьяна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: