Одним из важнейших аспектов деятельности органов государственной власти являются эффективные коммуникации и целенаправленное информационное взаимодействие как с обществом в целом, так и с отдельными социальными группами и гражданами. Важную роль в этом играет социальная реклама, которая помогает пропагандировать общественно-значимые ценности, акцентирует внимание на различных общественных проблемах.
Надо отметить, что впервые термин «социальная реклама» появился в начале двадцатого века в США, а в СССР приемы социальной рекламы стали использоваться в 1924 году, так именно в это время журнал «Дамский мир» опубликовал на своих страницах несколько статей по методике ухода за ранеными, поступившими в госпитали с фронтов во время Первой мировой войны.
В России о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994–1995 гг. на центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям». Его создателем был Общественный рекламный совет, в состав которого вошли редакции газет («Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»), телекомпании (НТВ, «Останкино», МТК), радиостанции («Европа плюс», Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы») и общественные организации (Женский либеральный фонд, Московский фонд милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность»). Целью Совета было создание единого рекламного продукта по социальной проблематике.
Согласно, ФЗ «О Рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. [2, ст.3]
На наш взгляд, проекты социальной рекламы можно подразделить на следующие направления:
1) реклама определенного образа жизни –критика курения, наркомании, алкоголизма, пропаганда правильного питания и воспитания, крепких семейных отношений. Например, рекламное обращение «Позвони родителям», «Не затмевай сознание алкоголем», «Не все, кто садится за руль пьяным, умирает!», «Мы ждем тебя дома!». Особое место в данной группе занимает экологическая реклама, которая нацелена на сохранение природы и бережное отношение к животным;
2) реклама, посвященная конституционным правам и свободам человека. Например, такие телевизионные ролики, как «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени», «Пропало желание – заплати налоги!», «Образование будет неполным, если налоги платить наполовину», «Впиши себя в историю России»;
3) патриотическая реклама – реклама, посвященная праздникам, юбилеям, спортивным событиям, призванная объединить нацию. Например, «Есть такая профессия – Родину защищать!», «С праздником, великие люди, великого города».
На наш взгляд, цели социальной рекламы зависят от специфики деятельности рекламодателя (см. рис.1).
Особое место в структуре социальной рекламы, заказчиком которой является государство, занимают органы государственной власти регионов и органы местного самоуправления.
В 2009 году в городе Нижнем Новгороде стартовал городской проект социальной рекламы «РЕформа», направленный на привлечение внимания общественности к значимым проблемам и поиску путей их решения. Спустя два года проект вышел на региональный уровень. Заявителем может выступить любой желающий – свои образцы социальной рекламы приносят на совет и школьники, и студенты, и общественники, а также представители силовых ведомств. Ежегодно в Оргкомитет поступает порядка 200 заявок.
Рис.1. Цели и рекламодатели социальной рекламы
В 2015 году в Нижегородской области в рамках проекта «РЕформа» впервые прошла Неделя социальной рекламы, инициатором которой выступила Нижегородская региональная общественная организация содействия социальному развитию «Служение-НЭКСТ», при поддержке Минэкономразвития РФ разрабатывающая на территории Нижегородской области программу «Социально активные медиа». Цель данного мероприятия – это привлечение населения (молодежь, общественных деятелей, профессионалов) к участию в формировании информационной среды региона.
В программу Недели социальной рекламы были включены открытые показы лучших отечественных и зарубежных образцов социальной рекламы в кинотеатрах и торговых центрах, публичные выставки плакатов социальной рекламы, созданных в Нижегородской области и в других регионах России, размещение социальных роликов в эфире областных и районных телекомпаний, обучающие мероприятия для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Всего в рамках проекта «РЕформа» за 7 лет (с 2009 года) размещено около 1500 плакатов, более 200 видеороликов на более чем 50 важных социальных тем [3]:
- профилактика домашнего насилия (создание видеороликов и билбордов);
- пропаганда приема сирот в семьи (создание видеороликов и специальных блоков в передачах на телеканале «Волга»)
- проблема воспитания детей. Плакаты на тему «Ответственное отношение к воспитанию детей» были выполнены рекламным агентством «Ректайм» и Министерством социальной политики. Постеры были размещены на афишных стендах в Нижнем Новгороде и тем самым обратили внимание общественности на то, как часто дети страдают от недостатка родительского внимания;
- борьба с алкоголизмом и наркоманией. Плакаты на тему «Ответственное отношение к своему здоровью» были посвящены злободневным вопросам о вреде употребления алкоголя. УФСКН провел всероссийскую наркотическую акцию «Сообщи, где торгуют смертью», целью которой является привлечение общественности к участию в борьбе с распространением и употреблением наркотиков;
- профилактика ВИЧ (создание видеороликов на федеральных и региональных телеканалах);
- поддержка людей с ограниченными возможностями (создание видеороликов и специальных блоков в передачах на телеканале «Россия 1» и «Волга»);
- безопасность дорожного движения. Это создание видеороликов на телеканале «Волга» – «Не будь быком на дороге!», «Остановись, тебя ждут дома», создание билбордов, предупреждающих о соблюдении ПДД, создание горячей анонимной телефонной линии для сообщения о пьяных водителях.
Надо также отметить, что в 2017 году в Нижнем Новгороде к юбилею Максима Горького на электронных экранах, информационных щитах, остановках и в общественном транспорте разместят плакаты с цитатами великого писателя. [1]
В настоящее время существуют следующие проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие социальной рекламы в России и в Нижегородской области:
- Низкое качество социальной рекламы. В связи с тем, что рекламодателями социальной рекламы чаще всего является государство, то рекламные агентства вынуждены создавать рекламу такого типа на бесплатной основе, что влечет за собой ухудшение качества производимых роликов, в отличии от коммерческой рекламы.
- Плохая осведомленность населения. Органы государственной власти, зачастую редко заказывают социальные рекламные кампании, и поэтому частота появления социальной рекламы в поле зрения населения крайне низка, а порой, социальная реклама не может дойти до своего адресата, в связи с низкой информированностью населения.
- Не учитывается специфика целевой аудитории. Для разных типов целевой аудитории социальной рекламы необходимы различные информационные носители: интернет, пресса, телевидение, радио, наружная реклама и т.д.
- Отсутствие четкого механизма регулирования и централизации рынка социальной рекламы. Рекламодатели социальной рекламы зачастую не выбирает частоту выпуска социальной рекламы, а телекомпании, радиоканалы, печатные издания и другие каналы передачи общественно-важной информации не всегда предпочитают социальную рекламу, коммерческой. В России рынок социальной рекламы практически не регулируется. Федеральный закон от 13 марта 2006 г № 38- Ф3 «О рекламе» содержит большое количество пробелов, являясь в то же время единственным регулирующим рекламу, в том числе социальную, законодательным актом.
На наш взгляд, для решения выше указанных проблем, сдерживающих развитие рынка социальной рекламы, необходимо:
- создание специализированных институтов, регулирующих распространение социальной рекламы;
- стимулирование рекламных агентств и рекламных распространителей, путем введения системы вознаграждений;
- увеличение количества видеороликов на телевидении, в общественных местах и наружных рекламных объектов;
- систематизация и более четкое планирование законодательной базы для социальной рекламы.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время социальная реклама приобретает всё большее распространение, что связано с необходимостью информирования людей в насущных проблемах общества и предупреждению его от последствий данных проблем. Социальная реклама сегодня является важным инструментом формирования общественного самосознания, конструирования общественной позиции и средством коммуникации между обществом и государством.
Библиографический список
- В Нижнем Новгороде размесят информщиты и электронные экраны к юбилею Максима Горького https://news.mail.ru/society/28471715/?frommail=1
- Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ дата обращения: 22.01.16
- Шанцев В.П.: «Социальная реклама – это способ изменить жизнь в лучшую сторону» http://www.government-nnov.ru/?id=178116
Количество просмотров публикации: Please wait