На сегодняшний день для успешного развития любого предприятия важен сплоченный стабильный персонал. Стабильный и лояльный персонал является долгосрочным показателем экономической и социальной эффективности, отражающий вклад коллектива данной организации в стратегию и развитие организации.
Удовлетворенность трудом сегодня достаточно актуальная проблема, так как персонал – это основной ресурс любого предприятия. Для того, чтобы в организации текучесть не росла, а показатель стабильности персонала был высок, предприятию необходимо «удовлетворять» своих работников. Таким образом постараемся объяснить что же такое удовлетворенность трудом;
Удовлетворенность трудом – это приятное, позитивное, эмоциональное состояние работника. Она является восприятием самими работниками того, насколько их работа хорошо обеспечивает важные с их точки зрения вещи. Различают общую и частичную удовлетворенность своим трудом. [ 1]
Общая характеризуют удовлетворенность работой в целом. Частичная – это удовлетворенность условиями труда, оплатой труда, возможностями профессионального роста.
По Бюссингу также различают еще шесть форм удовлетворенности трудом (см. табл. 1 ниже)[3]
Таблица 1. «Формы удовлетворенности трудом по Бюссингу»
Форма |
Характеристика |
Прогрессивная удовлетворенность |
Человек чувствует удовлетворенность от работы в целом. Увеличивая уровень стремления, человек пробует достигать даже более высокого уровня удовлетворенности. |
Стабильная удовлетворенность |
Работник чувствует удовлетворенность от конкретной работы, но мотивирован на поддержание уровня стремления и приятного состояния удовлетворенности. Увеличение уровня стремления сосредоточено на других областях жизни из-за недостаточного стимула работы. |
Удовлетворенность трудом в смирении |
Человек чувствует неясную удовлетворенность от работы и понижает уровень стремления, чтобы приспосабливаться к негативным аспектам рабочей ситуации на более низком уровне. |
Конструктивная удовлетворенность |
Человек чувствует себя неудовлетворенным в работе. При поддержании уровня стремления он пробует справляться с ситуацией, при помощи попыток решить проблемы на основе выработки достаточной терпимости к фрустации, досаде. |
Фиксированная неудовлетворенность |
Человек чувствует себя неудовлетворенным работой. Поддерживая уровень стремления он не пробует справиться с ситуацией и не пытается решить проблемы. |
Псевдо удовлетворенность трудом |
Работник чувствует себя неудовлетворенным работой. При столкновении с проблемами, раздражающими условиями на работе, при поддержании стремления на одном уровне у человека может закончиться псевдо удовлетворенностью. |
Рассмотрев таблицу можно сделать вывод, что только первые две формы удовлетворенности (прогрессивная и стабильная) могут повышать социально-экономические показатели работы компании.
Удовлетворенность трудом – это одна из существенных составляющих мотивации персонала. Она оказывает влияние на то, что работник делает и собирается сделать. Чем выше показатели удовлетворенности работой, тем менее сотрудники склонны менять место работы, тем ниже показатель текучести кадров, тем реже случаи отклоняющегося поведения. А из этого следует, что «удовлетворяя» своих работников компания непременно придет к тому, что кадровый состав организации будет стабильным и лояльным. Лояльным называется тот коллектив, который привержен своей организации, уважительно относится к руководству компании и соблюдает существующие нормы и правила.
В истории много примеров, когда благодаря тактике руководителя и цели компании «удовлетворить своих работников» предприятие добивалось стабильности персонала. Ярким примером может служить компания FordMotorCompany. В течении 1908-1914 гг Генри Форд столкнувшись с серьезной проблемой текучести кадров на своем предприятии решил увеличить заработную плату в два раза, позволить каждому работнику ездить на произведенном им же автомобиле, ввести 8-часовой рабочий день.[5]
Итогом его «заботы» о работниках было то, что производительность труда выросла на 30%, текучесть кадров составляла около 4 %, а стабильность кадрового состава была – 87%. В данном случае компания учитывала удовлетворенность работников в целом.
Руководителю важно знать, что самые главные мотивационные факторы, определяющие удовлетворенность трудом – это:
- Само содержание работы
- Автономность при ее выполнении
- Уровень интересности и сложности
- Стимулирование труда работника[2]
«Удовлетворенные работники» в итоге будут стабильным кадровым составом. А так как в повышении эффективности производства и достижении высоких конечных результатов труда важную роль на предприятии играет стабильность персонала, то самая главная задача предприятия – воспитывать в работниках преданность организации – это одно из важнейших условий стабильности персонала.[4]
Стабильность персонала –это длительная совместная работа участников (сотрудников) организации . В таких коллективах возникают устойчивые внутрипроизводственные связи, формируются высококвалифицированные кадры, что обеспечивает эффективную работу организации.
К числу стабильных кадров принято относить работников, которые трудятся на данном предприятии свыше трех лет. В течении того срока, как правило, завершается период трудовой адаптации, работник приобретает профессию и квалификацию.
В целом, можно с уверенностью сказать, что удовлетворенность трудом – это один из важнейших факторов стабильности персонала. Взаимосвязь данного фактора со стабильностью показывает то, что работник не мотивированный, которому не нравятся условия в организации не останется в данной организации надолго. О производительности таких работников не может быть и речи: «неудовлетворенный» работник не сможет принести благо и успех организации. В заключении, можно сказать, что стабильный коллектив – это такой коллектив, который может проводить более эффективную работу в компании по сравнению с нестабильным.
Библиографический список
- Удовлетворенность трудовой деятельностью [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.b17.ru/article/46573/ Загл. с экранa (дата обращения:10.06.2016год)
- Мотивация и результативность организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.plam.ru/bislit/organizacionnoe_povedenie_uchebnoe_posobie/p5.php Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016 г.)
- Методикa измерения удовлетворенности трудом [Электронный ресурс] Режим доступa: http://www.top-personal.ru/issue.html?3685 Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016 г.)
- Системa управления удовлетворенностью и лояльностью персонaла [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.emd.ru/press/publish/st3_05.php Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016)
- Генри Форд « Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера» /Под ред. Анискина И.А. изд. АСТ. 2014 г. – 320 с.