УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ – КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

Турабаева Ферузабону Муроджоновна1, Бакшеев Сергей Леонидович2
1Сургутский государственный университет, студент(ка) 3 курса кафедры Управление персоналом
2Сургутский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры Управление персоналом

Аннотация
В статье рассматривается важный для организации фактор – удовлетворенность трудом.
Представлены формы удовлетворенности трудом, изучены стабильность кадрового состава, мотивационные факторы удовлетворенности трудом.
Целью данной работы является рассмотрение взаимосвязи удовлетворенности трудом и формирования стабильного персонала.

Ключевые слова: кадровый состав, стабильность персонала, удовлетворенность трудом


SATISFACTION WITH WORK - AS A FACTOR OF STABILITY OF PERSONNEL

Turabaeva Feruzabonu Murodzhonovna1, Baksheev Sergey Leonidovich2
1Surgut State University, student (ka) 3 courses of the Department of Human Resources
2Surgut State University, Ph.D., Associate Professor of Human Resource Management

Abstract
The article deals with an important factor for the organization - job satisfaction. Presented forms of job satisfaction, studied the stability of the staff of the motivational factors of job satisfaction. The purpose of this paper is to examine the relationship of satisfaction with work and the formation of a stable staff.

Keywords: job satisfaction, staff stability, staffing


Библиографическая ссылка на статью:
Турабаева Ф.М., Бакшеев С.Л. Удовлетворенность трудом – как фактор стабильности персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14327 (дата обращения: 11.03.2024).

На сегодняшний день для успешного развития любого предприятия важен сплоченный стабильный персонал. Стабильный и  лояльный персонал является долгосрочным показателем экономической и социальной эффективности, отражающий вклад коллектива данной организации в стратегию и развитие организации.

Удовлетворенность трудом сегодня достаточно актуальная проблема, так как персонал – это основной ресурс любого предприятия. Для того, чтобы в организации текучесть не росла, а показатель стабильности персонала был высок, предприятию необходимо «удовлетворять» своих работников. Таким образом постараемся объяснить что же такое удовлетворенность трудом;

Удовлетворенность трудом – это приятное, позитивное, эмоциональное состояние работника. Она является восприятием самими работниками того, насколько их работа хорошо обеспечивает важные с их точки зрения вещи. Различают общую и частичную удовлетворенность своим трудом. [ 1]

Общая характеризуют удовлетворенность работой в целом. Частичная – это удовлетворенность условиями труда, оплатой труда, возможностями профессионального роста.

По Бюссингу также  различают еще  шесть форм удовлетворенности трудом (см. табл. 1 ниже)[3]

Таблица 1. «Формы удовлетворенности трудом по Бюссингу»

Форма

 

Характеристика

Прогрессивная удовлетворенность

Человек чувствует удовлетворенность от работы в целом. Увеличивая уровень стремления, человек пробует достигать даже более высокого уровня удовлетворенности.

Стабильная удовлетворенность

Работник чувствует удовлетворенность от конкретной работы, но мотивирован на поддержание уровня стремления и приятного состояния удовлетворенности. Увеличение уровня стремления сосредоточено на других областях жизни из-за недостаточного стимула работы.

Удовлетворенность трудом в смирении

Человек чувствует неясную удовлетворенность от работы и понижает уровень стремления, чтобы приспосабливаться к негативным аспектам рабочей ситуации на более низком уровне.

Конструктивная удовлетворенность

Человек чувствует себя неудовлетворенным в работе. При поддержании уровня стремления он пробует справляться с ситуацией, при помощи попыток решить проблемы на основе выработки достаточной терпимости к фрустации, досаде.

Фиксированная неудовлетворенность

Человек чувствует себя неудовлетворенным работой. Поддерживая уровень стремления он не пробует справиться с ситуацией и не пытается решить проблемы.

Псевдо удовлетворенность трудом

Работник чувствует себя неудовлетворенным работой. При столкновении с проблемами, раздражающими условиями на работе, при поддержании стремления на одном уровне у человека может закончиться псевдо удовлетворенностью.

Рассмотрев таблицу можно сделать вывод, что только первые две формы удовлетворенности (прогрессивная и стабильная) могут повышать социально-экономические показатели работы компании.

Удовлетворенность трудом – это одна из существенных составляющих мотивации персонала. Она оказывает влияние на то, что работник делает и собирается сделать. Чем выше показатели удовлетворенности работой, тем менее сотрудники склонны менять место работы, тем ниже показатель текучести кадров, тем реже случаи отклоняющегося поведения. А из этого следует, что «удовлетворяя» своих работников компания непременно придет к тому, что кадровый состав организации будет стабильным и лояльным. Лояльным называется тот коллектив, который привержен своей организации, уважительно относится к руководству компании и соблюдает существующие нормы и правила.

В истории много примеров, когда благодаря тактике руководителя и цели компании «удовлетворить своих работников» предприятие добивалось стабильности персонала. Ярким примером может служить компания FordMotorCompany. В течении 1908-1914 гг Генри Форд столкнувшись с серьезной проблемой текучести кадров на своем предприятии решил увеличить заработную плату в два раза, позволить каждому работнику ездить на произведенном им же автомобиле, ввести 8-часовой рабочий день.[5]

Итогом его «заботы» о работниках было то, что производительность труда выросла на 30%, текучесть кадров составляла около 4 %, а стабильность кадрового состава была – 87%. В данном случае компания учитывала удовлетворенность работников в целом.

Руководителю важно знать, что самые главные мотивационные факторы, определяющие удовлетворенность трудом – это:

  • Само содержание работы
  • Автономность при ее выполнении
  • Уровень интересности и сложности
  • Стимулирование труда работника[2]

«Удовлетворенные работники» в итоге будут стабильным кадровым составом. А так как в повышении эффективности производства и достижении высоких конечных результатов труда важную роль на предприятии играет стабильность персонала, то самая главная задача предприятия – воспитывать в работниках преданность организации – это одно из важнейших условий стабильности персонала.[4]

Стабильность персонала –это  длительная совместная  работа участников (сотрудников) организации . В таких коллективах возникают устойчивые внутрипроизводственные связи, формируются высококвалифицированные кадры, что обеспечивает эффективную работу организации.

К числу стабильных кадров принято относить работников, которые трудятся на данном предприятии свыше трех лет. В течении того срока, как правило, завершается период трудовой адаптации, работник приобретает профессию и квалификацию.

В целом, можно с уверенностью сказать, что удовлетворенность трудом – это один из важнейших факторов стабильности персонала. Взаимосвязь данного фактора со стабильностью показывает то, что работник не мотивированный, которому не нравятся условия в организации не останется в данной организации надолго. О производительности таких работников не может быть и речи: «неудовлетворенный» работник не сможет принести благо и успех организации.  В заключении, можно сказать, что  стабильный коллектив – это такой коллектив, который может проводить более эффективную работу в  компании по  сравнению с нестабильным.


Библиографический список
  1. Удовлетворенность трудовой деятельностью [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.b17.ru/article/46573/ Загл. с экранa (дата обращения:10.06.2016год)
  2. Мотивация и результативность организации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.plam.ru/bislit/organizacionnoe_povedenie_uchebnoe_posobie/p5.php Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016 г.)
  3. Методикa измерения удовлетворенности трудом [Электронный ресурс] Режим доступa: http://www.top-personal.ru/issue.html?3685 Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016 г.)
  4. Системa управления удовлетворенностью и лояльностью персонaла [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.emd.ru/press/publish/st3_05.php Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2016)
  5. Генри Форд  « Сегодня и завтра. Кодекс миллиардера» /Под ред. Анискина И.А. изд.  АСТ. 2014 г. – 320 с.

 



Все статьи автора «Бакшеев Сергей Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: