УДК 65.014

ОПИСАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ GARTNER

Заугольников Максим Владимирович1, Буров Владислав Игоревич2, Кригер Александра Борисовна3
1Дальневосточный федеральный университет, магистрант 2 курса
2Дальневосточный федеральный университет, магистрант 2 курса
3Дальневосточный федеральный университет, кандидат ф.-м. наук, доцент, научный руководитель

Аннотация
В статье проведен обзор построения B2B и B2C бизнес моделей, проведено описание методологии Gartner на примере торгово-производственной компании.

Ключевые слова: архитектура предприятий, бизнес-модель


THE DESCRIPTION OF ENTERPRISE ARCHITECTURE ON THE BASIS OF THE GARTNER MODEL

Zaugolnikov Maksim Vladimirovich1, Burov Vladislav Igorevich2, Krieger Alexandra Borisovna3
1Far Eastern Federal University, master student
2Far Eastern Federal University, master student
3Far Eastern Federal University, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, research supervisor

Abstract
The article provides an overview of the construction of B2B and B2C business models; carried out the description of the methodology Gartner by the example of the trade-industrial company.

Keywords: B2B, B2C, Gartner.


Библиографическая ссылка на статью:
Заугольников М.В., Буров В.И., Кригер А.Б. Описание архитектуры предприятия на основе модели Gartner // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/02/13840 (дата обращения: 26.05.2017).

В настоящее время под архитектурой предприятия принято понимать форму, которую технология управления и информационная технология принимают в отдельной организации, направленные на достижение поставленных целей и выполнение специфических функций [1, 2]. Технологической платформой для создания архитектуры служит информационная инфраструктура предприятия, как правило, связанная с сетями общего пользования, такими как Интернет. Чем реальнее структура предприятия будет напоминать киберкорпорацию, тем больше функций и уровней объединяется в отдельных модулях инфраструктуры.

Современные менеджеры должны четко понимать, как упорядочить и координировать работу различных систем и соответствующих программных приложений, чтобы удовлетворить потребности каждого уровня организации, а также максимально повысить эффективность работы в целом. Основополагающим при этом является последовательное решение задач: необходимость и достаточность функций на каждом уровне управления; исключение дублирования и параллелизма функций; определение узких мест и проблемных вопросов декомпозиции функций; полнота представления и рациональное распределение по уровням функций планирования, маркетинга, контроля и др.; определение затрат на выполнение конкретных функций; трудоемкость и сложность. Важно также оценить связность функций. На них базируются реорганизация организационной структуры, совершенствование информационных потоков и документооборота, подготовка исходных данных и пр. [3, 4]

Несмотря на существование ряда типовых структур предприятия, встречается множество вариантов организации управления, интеграции подразделений в организационные структуры более высокого уровня, подчиненности и т.д. Отдельный вопрос — введение специфических подразделений и определение их роли в деятельности предприятия. Таким образом, описать архитектуру предприятия в наглядном и удобном для анализа виде задача сложная.

Разработано и существует достаточно много стандартов, методологий, подходов построения архитектуры предприятий. [5, 6]. Однако, не существует единственного верного правила определения архитектуры предприятия. Поэтому общие соглашения и политика внутри предприятия (компании) гораздо важнее соблюдения теоретической точности.

Считаем, что методология Gartner является на сегодняшний день наиболее жизнеспособной. Именно модель архитектуры Gartner отражает непрерывный процесс создания, сопровождения и использования архитектуры, объединяющей три группы профессионалов: владельцев бизнеса, ИТ-специалистов, специалистов по внедрению технологий. Привлекательностью данной модели является концептуальность взгляда на проблему. Архитектура предприятия должна начинаться с того, что конкретно организация собирается достичь, а не с анализа текущего положения дел. Архитектура предприятия Gartner – это процесс перевода стратегии бизнеса в эффективные принципы, модели (В2В, В2С) и ключевые требования, которые будущее состояние предприятия «делают видимым» и поэтому возможным.

В идеале системы «Бизнес-Бизнес» или В2В (Business-to-Business) представляют собой различные средства организации бизнес транзакций с помощью Интернета между юридическими лицами (отсюда и название). То есть они должны обеспечивать всех партнеров средствами электронной реализации бизнес-процессов, связанных с организацией коммерции между юридическими лицами. Это поиск товаров и услуг (для покупателей), продвижение товаров и услуг (для продавцов), организация и поддержка переговоров (включая составление и модификацию контрактов), обеспечение платежей и поставок, контроль рисков и исполнение обязательств (например, реализацию системы «поставка против платежа»). Рынок становится более открытым, и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнера. В международном смысле электронная коммерция дает компа­нии больше шансов для высокой активности на глобальном рынке.

Именно отсутствие наиболее оптимальных бизнес моделей в организации электронной коммерции между юридическими лицами тормозит развитие этого направления электронного бизнеса, а средства и специалисты по технической реализации систем являются вторичным фактором. Электронная система может быть «открытой», в смысле доступности участия в ней любого юридического лица, отвечающего минимальным юридическим и финансовым требованиям. Системы «закрытые» создаются, как правило, одной крупной компанией – производителем для своих авторизованных дистрибуторов и дилеров. Такая система позволяет осуществлять максимально жесткий контроль (через специализированный Интернет – сайт) за движением товаров от производителя к рознице и к конечному потребителю, и денежных средств (в обратном порядке). А, также поддерживать оптимальный уровень складских запасов во всем канале дистрибуции, оптимальное распределение создаваемой стоимости между участниками канала, оптимальный уровень цен для каждого уровня дистрибуции и каждого географического региона, максимально согласованную систему продвижения товара через канал дистрибуции к конечному потребителю, значительно повышая тем самым эффективность системы дистрибуции и, тем самым, стоимость компании в целом.

Таким образом, ведение бизнеса это не только совершение бизнес транзакций на предприятии, но и другие направления, в которых требуется участие партнеров, где Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.

Системы «Бизнес-Потребитель» или В2С (Business-to-Consumer) представляют собой самую популярную форму электронной коммерции на сегодняшний день, ориентированную преимущественно на работу с физическими лицами (отсюда и название), хотя ими могут пользоваться и юридические лица. Организация деятельности нацелена на прямые продажи для потребителя, т.е. В2С – это продажи с минимальным количеством посредников. «Бизнес для потребителя» условно делят на три категории:

  1. Создаются физическими или юридическими лицами, не имеющие опыта торговли.
  2. Крупные супермаркеты (как правило, розничные) или предприятия, имеющие большой опыт работы в розничной или мелкооптовой торговле.
  3. Компании-производители товаров (услуг) в качестве дополнительного канала сбыта своей продукции.

В2С первой категории не являются серьезными коммерческими предприятиями, так как эффективность реализации взаимодействия с покупателем через Интернет не является важным фактором выживания и успеха. Для таких предприятий важнее эффективность управления ассортиментом, складом и логистикой, а также финансами розницы. В2С второй и третьей категорий имеют больше шансов на успех в долгосрочной перспективе использования, но и они сталкиваются с проблемами низкой платежеспособности населения, высоких налогов и сложности организации платежей. Поэтому компаниям, желающим продвигать свои продукты и услуги в Интернете, в будущем следует все-таки ориентироваться на юридические лица (возможностей у них больше).

Следовательно, В2С эффективны для устранения рыночных различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Реализация В2С требует решения проблем с доступом в Интернет в регионах, предполагает надежную работу платежных систем и служб доставки. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что, естественно, приведет к росту прибыли.

Модели В2В, В2С и соответствующее обеспечение представляются на четырех уровнях:

  • первый уровень (среда бизнес взаимодействия) описывает модель «виртуального» бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнеса;
  • второй уровень (бизнес-процессы) описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя основные бизнес-процессы предприятия;
  • третий уровень (шаблоны) описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач предприятия и его партнеров;
  • четвертый уровень (строительные блоки или «кирпичики») соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных.

Верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с руководителями и ИТ-специалистами, а нижние два уровня входят в компетенцию ИТ-службы. Наглядно это можно представить, как таблицу в рассматриваемом ниже примере.

Архитектура предприятия может быть разработана только после того, как определены бизнес-потребности «клиентов», но, обязательно, до выбора бизнес-инструментов реализации. Архитектура определяет компоненты «доставки» бизнес-информации и компоненты бизнес-технологии. Хорошая архитектура предприятия определяется двумя важными слоями: инфраструктура и функциональность.

В результате внедрения методологии Gartner создается высокоэффективная система электронного бизнеса, интегрированного как вертикально – от наиболее общих стратегических задач до планов и нормативов эффективности на уровне отдельного сотрудника и от владельца бизнеса до рядового исполнителя, так и горизонтально – с поставщиками, потребителями, дистрибуторами и т.д., а также с внешним информационным пространством, обеспечивающее компании стратегические конкурентные преимущества для устойчивого развития, а также повышения конкурентоспособности, эффективности и стоимости бизнеса.

Практический пример. Основной деятельностью рассматриваемой торгово-производственной компании является производство и реализация колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий. Собственником предприятия является индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.

Оптовая торговля изделиями собственного производства охватывает более 500 покупателей различных форм собственности в городах и поселках (магазины, павильоны, рестораны, кафе, бары). Реализацию готовой продукции компании осуществляется через собственную торговую сеть. Структура торгово-производственного предприятия построена по линейно-функциональному принципу.

Для описания процессов предприятия используем сеть бизнес-процессов организации. Понятие «сети» в данном контексте значит, что все функции, выполняемые в подразделениях, распределены по бизнес-процессам и процессы взаимодействуют между собой. Таким образом, можно всю реальную деятельность организации представить в виде бизнес-процессов, и структурировать бизнес-процессы, используя границы подразделений. Данный подход выбран потому, что передача результатов деятельности (выходы процессов) подразделений на предприятии формализованы (определены спецификацией
на продукцию).

Разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на структуру предприятия. В этом случае оптимизация количества процессов происходит легче.

Рисунок 1. Cеть бизнес-процессов организации

Основные процессы совпадают с основными подразделениями, производящими продукты и приносящими прибыль: 1 – формирование заказов, 2 – торгово-закупочная деятельность на территории Амурской области, 3 – планирование, производство, переработка, 4, 5 – упаковка и сдача продукции, 6, 7, 8 – осуществление оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, 9 – ремонтно-обеспечивающая деятельность. Вспомогательные процессы объединяют деятельность функциональных служб и обеспечивают жизнедеятельность основных процессов.

Представим деятельность компании в виде схемы по уровням, и выделим функциональные области:

Рисунок 2. Схема уровней деятельности компании

При линейно-функциональной организации функциональные службы выполняют задачи координации деятельности. Такой сетью процессов руководит генеральный директор. Принятие решений проходит по коллегиальной схеме.

В компании создана «оптимальная иерархия», которая позволяет распределить ответственность за принятие решений внутри всей организации. Но она обладает малой гибкостью, что создает сложности в современной конкурентной среде.

На основе анализа функциональности определим концепцию того, что конкретно предприятие собирается достичь. А стратегию бизнеса в соответствующие принципы и ключевые требования, на основании которых будет развиваться архитектура предприятия.

Выводы. Предприятие затрачивает много усилий по оптимизации бизнеса, но это не даёт желаемого результата. Представления о развитии одномерны и направлены на удовлетворение представлений потребителей. Планово-экономическая служба предприятия ведёт слишком узкую аналитику, при которой не учитывается контекст рынка.

Необходим целостный подход к архитектуре предприятия – Gartner.

Рисунок 2. Архитектура Garnter торгово-производственной компании

Библиографический список
  1. Б. Я. Советов, А. И. Водяхо, В. А. Дубенецкий, В. В. Цехановский. Архитектура информационных систем: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Трутнев Д. Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – 66 с.
  3. Практический подход к ИТ-архитектуре. [Электронный источник]: http://andrey-korotkov.ru/2013/09/18/chto-takoe-arxitektura-predpriyatiya/
  4. Архитектура предприятия в контексте бизнес-реинжиниринга. [Электронный источник]: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=18024
  5. Сравнение четырех ведущих методологий построения архитектуры предприятия. [Электронный источник]: http://eam-news.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html
  6. Лекция 8:Методики описания архитектур. Модели Захмана и Gartner, методики META Group и TOGAF. [Электронный источник]: http://www.intuit.ru/studies/courses/995/152/lecture/4236?page=2
  7. ADM and the Zachman Framework. [Электронный источник]: http://www.opengroup.org/architecture/togaf8-doc/arch/chap39.html
  8. Методология Gartner. [Электронный источник]: http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/


Все статьи автора «STiM»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: