В настоящее время под архитектурой предприятия принято понимать форму, которую технология управления и информационная технология принимают в отдельной организации, направленные на достижение поставленных целей и выполнение специфических функций [1, 2]. Технологической платформой для создания архитектуры служит информационная инфраструктура предприятия, как правило, связанная с сетями общего пользования, такими как Интернет. Чем реальнее структура предприятия будет напоминать киберкорпорацию, тем больше функций и уровней объединяется в отдельных модулях инфраструктуры.
Современные менеджеры должны четко понимать, как упорядочить и координировать работу различных систем и соответствующих программных приложений, чтобы удовлетворить потребности каждого уровня организации, а также максимально повысить эффективность работы в целом. Основополагающим при этом является последовательное решение задач: необходимость и достаточность функций на каждом уровне управления; исключение дублирования и параллелизма функций; определение узких мест и проблемных вопросов декомпозиции функций; полнота представления и рациональное распределение по уровням функций планирования, маркетинга, контроля и др.; определение затрат на выполнение конкретных функций; трудоемкость и сложность. Важно также оценить связность функций. На них базируются реорганизация организационной структуры, совершенствование информационных потоков и документооборота, подготовка исходных данных и пр. [3, 4]
Несмотря на существование ряда типовых структур предприятия, встречается множество вариантов организации управления, интеграции подразделений в организационные структуры более высокого уровня, подчиненности и т.д. Отдельный вопрос — введение специфических подразделений и определение их роли в деятельности предприятия. Таким образом, описать архитектуру предприятия в наглядном и удобном для анализа виде задача сложная.
Разработано и существует достаточно много стандартов, методологий, подходов построения архитектуры предприятий. [5, 6]. Однако, не существует единственного верного правила определения архитектуры предприятия. Поэтому общие соглашения и политика внутри предприятия (компании) гораздо важнее соблюдения теоретической точности.
Считаем, что методология Gartner является на сегодняшний день наиболее жизнеспособной. Именно модель архитектуры Gartner отражает непрерывный процесс создания, сопровождения и использования архитектуры, объединяющей три группы профессионалов: владельцев бизнеса, ИТ-специалистов, специалистов по внедрению технологий. Привлекательностью данной модели является концептуальность взгляда на проблему. Архитектура предприятия должна начинаться с того, что конкретно организация собирается достичь, а не с анализа текущего положения дел. Архитектура предприятия Gartner – это процесс перевода стратегии бизнеса в эффективные принципы, модели (В2В, В2С) и ключевые требования, которые будущее состояние предприятия «делают видимым» и поэтому возможным.
В идеале системы «Бизнес-Бизнес» или В2В (Business-to-Business) представляют собой различные средства организации бизнес транзакций с помощью Интернета между юридическими лицами (отсюда и название). То есть они должны обеспечивать всех партнеров средствами электронной реализации бизнес-процессов, связанных с организацией коммерции между юридическими лицами. Это поиск товаров и услуг (для покупателей), продвижение товаров и услуг (для продавцов), организация и поддержка переговоров (включая составление и модификацию контрактов), обеспечение платежей и поставок, контроль рисков и исполнение обязательств (например, реализацию системы «поставка против платежа»). Рынок становится более открытым, и появляется масса возможностей взаимодействия и приобретения необходимых услуг на локальном рынке, избавляя от необходимости импорта материалов и оборудования из-за рубежа или продолжительного поиска делового партнера. В международном смысле электронная коммерция дает компании больше шансов для высокой активности на глобальном рынке.
Именно отсутствие наиболее оптимальных бизнес моделей в организации электронной коммерции между юридическими лицами тормозит развитие этого направления электронного бизнеса, а средства и специалисты по технической реализации систем являются вторичным фактором. Электронная система может быть «открытой», в смысле доступности участия в ней любого юридического лица, отвечающего минимальным юридическим и финансовым требованиям. Системы «закрытые» создаются, как правило, одной крупной компанией – производителем для своих авторизованных дистрибуторов и дилеров. Такая система позволяет осуществлять максимально жесткий контроль (через специализированный Интернет – сайт) за движением товаров от производителя к рознице и к конечному потребителю, и денежных средств (в обратном порядке). А, также поддерживать оптимальный уровень складских запасов во всем канале дистрибуции, оптимальное распределение создаваемой стоимости между участниками канала, оптимальный уровень цен для каждого уровня дистрибуции и каждого географического региона, максимально согласованную систему продвижения товара через канал дистрибуции к конечному потребителю, значительно повышая тем самым эффективность системы дистрибуции и, тем самым, стоимость компании в целом.
Таким образом, ведение бизнеса это не только совершение бизнес транзакций на предприятии, но и другие направления, в которых требуется участие партнеров, где Интернет является идеальной средой для объединения усилий и интересов.
Системы «Бизнес-Потребитель» или В2С (Business-to-Consumer) представляют собой самую популярную форму электронной коммерции на сегодняшний день, ориентированную преимущественно на работу с физическими лицами (отсюда и название), хотя ими могут пользоваться и юридические лица. Организация деятельности нацелена на прямые продажи для потребителя, т.е. В2С – это продажи с минимальным количеством посредников. «Бизнес для потребителя» условно делят на три категории:
- Создаются физическими или юридическими лицами, не имеющие опыта торговли.
- Крупные супермаркеты (как правило, розничные) или предприятия, имеющие большой опыт работы в розничной или мелкооптовой торговле.
- Компании-производители товаров (услуг) в качестве дополнительного канала сбыта своей продукции.
В2С первой категории не являются серьезными коммерческими предприятиями, так как эффективность реализации взаимодействия с покупателем через Интернет не является важным фактором выживания и успеха. Для таких предприятий важнее эффективность управления ассортиментом, складом и логистикой, а также финансами розницы. В2С второй и третьей категорий имеют больше шансов на успех в долгосрочной перспективе использования, но и они сталкиваются с проблемами низкой платежеспособности населения, высоких налогов и сложности организации платежей. Поэтому компаниям, желающим продвигать свои продукты и услуги в Интернете, в будущем следует все-таки ориентироваться на юридические лица (возможностей у них больше).
Следовательно, В2С эффективны для устранения рыночных различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Реализация В2С требует решения проблем с доступом в Интернет в регионах, предполагает надежную работу платежных систем и служб доставки. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их (исключая процент посредников), что, естественно, приведет к росту прибыли.
Модели В2В, В2С и соответствующее обеспечение представляются на четырех уровнях:
- первый уровень (среда бизнес взаимодействия) описывает модель «виртуального» бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнеса;
- второй уровень (бизнес-процессы) описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, т.е. включает в себя основные бизнес-процессы предприятия;
- третий уровень (шаблоны) описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач предприятия и его партнеров;
- четвертый уровень (строительные блоки или «кирпичики») соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных.
Верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с руководителями и ИТ-специалистами, а нижние два уровня входят в компетенцию ИТ-службы. Наглядно это можно представить, как таблицу в рассматриваемом ниже примере.
Архитектура предприятия может быть разработана только после того, как определены бизнес-потребности «клиентов», но, обязательно, до выбора бизнес-инструментов реализации. Архитектура определяет компоненты «доставки» бизнес-информации и компоненты бизнес-технологии. Хорошая архитектура предприятия определяется двумя важными слоями: инфраструктура и функциональность.
В результате внедрения методологии Gartner создается высокоэффективная система электронного бизнеса, интегрированного как вертикально – от наиболее общих стратегических задач до планов и нормативов эффективности на уровне отдельного сотрудника и от владельца бизнеса до рядового исполнителя, так и горизонтально – с поставщиками, потребителями, дистрибуторами и т.д., а также с внешним информационным пространством, обеспечивающее компании стратегические конкурентные преимущества для устойчивого развития, а также повышения конкурентоспособности, эффективности и стоимости бизнеса.
Практический пример. Основной деятельностью рассматриваемой торгово-производственной компании является производство и реализация колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий. Собственником предприятия является индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.
Оптовая торговля изделиями собственного производства охватывает более 500 покупателей различных форм собственности в городах и поселках (магазины, павильоны, рестораны, кафе, бары). Реализацию готовой продукции компании осуществляется через собственную торговую сеть. Структура торгово-производственного предприятия построена по линейно-функциональному принципу.
Для описания процессов предприятия используем сеть бизнес-процессов организации. Понятие «сети» в данном контексте значит, что все функции, выполняемые в подразделениях, распределены по бизнес-процессам и процессы взаимодействуют между собой. Таким образом, можно всю реальную деятельность организации представить в виде бизнес-процессов, и структурировать бизнес-процессы, используя границы подразделений. Данный подход выбран потому, что передача результатов деятельности (выходы процессов) подразделений на предприятии формализованы (определены спецификацией
на продукцию).
Разбиение деятельности предприятия на отдельные процессы целесообразно вести с наложением процессов на структуру предприятия. В этом случае оптимизация количества процессов происходит легче.
Рисунок 1. Cеть бизнес-процессов организации
Основные процессы совпадают с основными подразделениями, производящими продукты и приносящими прибыль: 1 – формирование заказов, 2 – торгово-закупочная деятельность на территории Амурской области, 3 – планирование, производство, переработка, 4, 5 – упаковка и сдача продукции, 6, 7, 8 – осуществление оптовой, мелкооптовой, розничной торговли, 9 – ремонтно-обеспечивающая деятельность. Вспомогательные процессы объединяют деятельность функциональных служб и обеспечивают жизнедеятельность основных процессов.
Представим деятельность компании в виде схемы по уровням, и выделим функциональные области:
Рисунок 2. Схема уровней деятельности компании
При линейно-функциональной организации функциональные службы выполняют задачи координации деятельности. Такой сетью процессов руководит генеральный директор. Принятие решений проходит по коллегиальной схеме.
В компании создана «оптимальная иерархия», которая позволяет распределить ответственность за принятие решений внутри всей организации. Но она обладает малой гибкостью, что создает сложности в современной конкурентной среде.
На основе анализа функциональности определим концепцию того, что конкретно предприятие собирается достичь. А стратегию бизнеса в соответствующие принципы и ключевые требования, на основании которых будет развиваться архитектура предприятия.
Выводы. Предприятие затрачивает много усилий по оптимизации бизнеса, но это не даёт желаемого результата. Представления о развитии одномерны и направлены на удовлетворение представлений потребителей. Планово-экономическая служба предприятия ведёт слишком узкую аналитику, при которой не учитывается контекст рынка.
Необходим целостный подход к архитектуре предприятия – Gartner.
Библиографический список
- Б. Я. Советов, А. И. Водяхо, В. А. Дубенецкий, В. В. Цехановский. Архитектура информационных систем: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
- Трутнев Д. Р. Архитектуры информационных систем. Основы проектирования: Учебное пособие. – СПб.: НИУ ИТМО, 2012. – 66 с.
- Практический подход к ИТ-архитектуре. [Электронный источник]: http://andrey-korotkov.ru/2013/09/18/chto-takoe-arxitektura-predpriyatiya/
- Архитектура предприятия в контексте бизнес-реинжиниринга. [Электронный источник]: http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=18024
- Сравнение четырех ведущих методологий построения архитектуры предприятия. [Электронный источник]: http://eam-news.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html
- Лекция 8:Методики описания архитектур. Модели Захмана и Gartner, методики META Group и TOGAF. [Электронный источник]: http://www.intuit.ru/studies/courses/995/152/lecture/4236?page=2
- ADM and the Zachman Framework. [Электронный источник]: http://www.opengroup.org/architecture/togaf8-doc/arch/chap39.html
- Методология Gartner. [Электронный источник]: http://www.gartner.com/technology/research/methodologies/
Количество просмотров публикации: Please wait