УДК 339,54

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО ИХ РЕШЕНИЮ

Шамсутдинова Виктория Шамилевна
Филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г. Севастополе
студентка 4-го курса факультета экономики

Аннотация
Данная статья посвящена обзору показателей динамики рынка интернет торговли за период 2013-2016 гг., выявления причин увеличения динамики трансграничной торговли. Проведенное исследование позволяет утверждать, что меры принятые государством с целью поддержки отечественных онлайн ритейлеров и производителей носят необходимый характер, но могут привести к неоднозначным последствиям.

Ключевые слова: «налог на Google», интернет торговля, НДС с продажи цифрового контента, порог беспошлинных покупок, трансграничная торговля, электронная коммерция


THE PROBLEMS OF NATIONAL E-COMMERCE AND GOVERNMENT MEASURES TO ADDRESS THEM

Shamsutdinova Viktoriya Shamilevna
Branch of Moscow State Lomonosov University in Sevastopol
4th year student of the Faculty of Economics

Abstract
This article provides an overview of the dynamics of e-commerce market in the period 2013-2016 gg., Identify the causes of increasing the dynamics of cross-border trade. The study suggests that the measures taken by the State to support the domestic online retailers and manufacturers are required in nature, but can lead to mixed results.

Библиографическая ссылка на статью:
Шамсутдинова В.Ш. Проблемы отечественной электронной коммерции и меры государства по их решению // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13793 (дата обращения: 26.05.2017).

Интернет торговля (или иначе электронная коммерция) с каждым годом создаёт всё большую конкуренцию традиционному  (офлайн) рынку. Специалисты считают, что уже через десятилетие процесс торговой деятельности полностью переместится из магазинов и офисов в виртуальное киберпространство, где можно будет купить любой товар, будучи в любой точке мира, а значительную долю ВВП составят именно товары и услуги информационного характера [6,7].

Российский рынок интернет торговли растёт с каждым годом, несмотря на тяжелые экономические условия в отличие от традиционного бизнеса, где продажи, если не упали, то не выросли столь значительно как по аналогичным отраслям в онлайне. К примеру, в 2016 году объем онлайн продаж электроники и бытовой техники в рублях вырос на 3%, в то время как в офлайне продажи упали на 13%. Продажи товаров лёгкой и пищевой промышленности в интернет торговле выросли в рублях на 55%, в офлайне лишь на 14%.  Если говорить в целом, то оборот розничной торговли в России в 2016 году упал на 5,2%, а объем онлайн продаж выросна 5,3%.

Согласно данным, представленным Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и J’son & Partners [1,2], наряду с ростом объемов интернет торговли в целом наблюдается  рост доли трансграничной торговли, в частности, импорта в общем объеме рынка интернет торговли (см. таблицу 1).

Таблица 1. Показатели динамики рынка интернет-торговли за период 2013-2016 гг. Составлено автором на основании данных АКИТ и J’son & Partners [1,2]

Объем рынка интернет-торговли, млрд.руб. Изменение в процентном соотношении по отношению к предыдущему году Объем трансграничной торговли (импорт), млрд.руб. Изменение в процентном соотношении по отношению к предыдущему году Доля трансграничной торговли (импорт) в общем объеме рынка интернет торговли
2013 544,00 134,40 25%
2014 713,00 31% 208,60 55% 29%
2015 760,00 7% 219,20 5% 29%
2016 850,00 12% 300,00 37% 35%

По состоянию на конец 2016 года объем трансграничной торговли достиг 35% от объема всего рынка электронной коммерции в России и составил 300 млрд рублей. В среднем, каждый год в 2 или 3 раза темп роста трансграничной торговли опережает темпы роста локальной торговли.

Об этой же тенденции можно судить и из статистики поступающих в страну международных почтовых отправлений. В 2013 году их объем составлял 35 млн, в 2014 — уже 78, в 2015 — 135.

Российские потребители используют зарубежные онлайн-магазины по нижеследующим причинам:

  • более широкий ассортимент продукции и цены на порядок ниже
  • возможность купить товар, не представленный на рынке  России
  • слабая логистическая и транспортная инфраструктура в РФ – сравнительно низкий уровень конкуренции в этой сфере и высокая средняя стоимость услуг, формирующие значительные дополнительные издержки, нивелируют преимущества дистанционных форматов торговли для отечественных продавцов (крупные же иностранные компании с удовольствием сотрудничают с торговыми компаниями или создают их)

Очевидно, что на данный момент отечественный производитель не выдерживает конкуренции ни с качественными западными товарами, ни с дешевыми китайскими, в связи с чем бюджет не дополучает средства, а деньги перетекают за рубеж, стимулируя экономическое развитие других стран.

Более того, неравные конкурентные условия создает отсутствие налогов и пошлин на территории России в отношении товаров, приобретаемых физлицами для личных целей в иностранных интернет-магазинах через их интернет-сайты.

В результате маржинальность бизнеса иностранных ритейлеров гораздо выше за счет отсутствия данных издержек, а также отсутствия необходимости сертифицировать продукцию и выполнять обязанности по гарантийному обеспечению.

Для прекращения торгового дисбаланса государство принимает ряд мер:

1)    меры по модернизации почтовой службы – улучшение сервиса «Почты России»

2)     законодатели определили порядок уплаты НДС с продажи иностранными компаниями физическим лицам в России цифрового контента, программного обеспечения, услуг хранения, обработки информации и администрирования, а также регистрации доменов и хостинга. Эти изменения стали действовать с 1 января 2017 года  в связи со вступлением  в силу изменений в Налоговый кодекс, утвержденных Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ [3].

3)    президент России в ноябре 2016 года поручил до 31 декабря 2016 года правительству рассмотреть вопрос о взимании НДС и таможенных пошлин с товаров, реализуемых физическим лицам иностранными торговыми площадками (товарными агрегаторами, посредниками и агентами) и интернет-магазинами, которые должны будут становиться на налоговый учет в России. По данным АКИТ по состоянию на январь 2017 года вопрос все еще в стадии подготовки.

4)    Минфин России совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) составили и опубликовали для рассмотрения проект постановления, в котором предлагают снизить порог беспошлинного ввоза товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах до 150€ (с 1000€ ранее). При этом вес посылок не должен превышать10 кг(с31 кгранее). Те, кто превысит лимиты, должны заплатить на таможне 30 % цены ввозимой продукции.

Рассмотрим эффективность и необходимость данных государственных мер, ведь на современном этапе развития российской онлайн торговли (да и розничной) государству отведена огромная роль, поскольку состояние и перспективы отечественных компаний сейчас во многом зависят от политики, направленной на регулирование данного сегмента рынка.

Что касается модернизации почтовой службы – процесс этот не сиюминутный, и для того, чтобы какие-либо положительные изменения вступили в силу, нужно время. Но уже сейчас можно наблюдать значительные улучшения в работе «Почты России», ее модернизацию – ускорилось как время обслуживания клиентов, так и передвижение посылок стало в разы быстрее.

Если говорить об НДС с продажи иностранными компаниями физическим лицам в России цифрового контента (прозванный в сети «налог на Google»), то в АКИТ уверены, что издержки на уплату НДС иностранные интернет магазины смогут покрыть за счет своей высокой прибыли. Но как показало начало 2017 года – этого не произошло. Большинство иностранных компаний повысило стоимость своих товаров и услуг, фактически переложив налоговое бремя на граждан России, не уменьшая маржинальность своего бизнеса (Google на 18%, Nintendo на 20%, Amazon на 18% и т.д.) Кроме того, большинство российских разработчиков продают свои программы в России через западные площадки, типа Apple iTunes или AppStore, Google Play, Steam. Потому что там аудитория и аналогичных площадок в России по удобству нет. То есть введение данного налога автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. На взгляд автора, возможно, было бы эффективнее ввести налоговые вычеты при экспорте за рубеж отечественных сервисов – так как это хоть и не дало бы мгновенного эффекта, но дало бы стимул к постепенному развитию.

НДС с товаров, реализуемых физическим лицам иностранными торговыми площадками. В этом случае заметно вырастут доходы бюджета. Но возможна ситуация, что возрастет количество недостоверных сделок между российскими потребителями и иностранными продавцами с занижением реальной стоимости товаров [4, с.110].

Снижение порога беспошлинного ввоза товаров может пресечь практику мелкооптового коммерческого импорта без уплаты налогов и таможенных пошлин, но на самом деле может привести к тому, что посылки в Россию пойдут через другие страны Евразийского экономического союза (например, через Армению), где порог беспошлинной торговли не изменится. Отечественный бюджет, таким образом, не получит прибыль, а посылка будет идти к конечному потребителю намного дольше. Такой вывод обоснован тем, что согласно опросам, большинство потребителей, которые уже приобретали товары в иностранных интернет магазинах готовы обходить налоги и сборы любыми способами, лишь бы не переходить в отечественные онлайн-магазины. То есть наблюдается консерватизм потребителей.

Таким образом, для успешного развития отечественного бизнеса необходимо время и умеренная протекционистская государственная политика. Меры, принятые государством могут в ближайшей перспективе нести отрицательный эффект, зато в будущем позволят отечественному производителю закрепить за собой нишу онлайн-торговли.


Библиографический список
  1. Ассоциация компаний интернет торговли. Электронный ресурс. URL: http://www.akit.ru/
  2. J’son & Partners Consulting. Электронный ресурс. URL: http://www.json.ru/
  3. Федеральный закон “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” от 03.07.2016 N 244-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200490/
  4. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 107–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16218.htm.
  5. Гуменная Н.С. Особенности налогообложения Интернет-торговли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58)
  6. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: монография под ред. В.А. Сидорова, Я.С. Ядгарова, В.В. Чапли. Краснодар, 2016.
  7.  Internet как инструмент маркетинга./ Успенский И. В. – БХВ, 2014.


Все статьи автора «Шамсутдинова Виктория Шамилевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: