Интернет торговля (или иначе электронная коммерция) с каждым годом создаёт всё большую конкуренцию традиционному (офлайн) рынку. Специалисты считают, что уже через десятилетие процесс торговой деятельности полностью переместится из магазинов и офисов в виртуальное киберпространство, где можно будет купить любой товар, будучи в любой точке мира, а значительную долю ВВП составят именно товары и услуги информационного характера [6,7].
Российский рынок интернет торговли растёт с каждым годом, несмотря на тяжелые экономические условия в отличие от традиционного бизнеса, где продажи, если не упали, то не выросли столь значительно как по аналогичным отраслям в онлайне. К примеру, в 2016 году объем онлайн продаж электроники и бытовой техники в рублях вырос на 3%, в то время как в офлайне продажи упали на 13%. Продажи товаров лёгкой и пищевой промышленности в интернет торговле выросли в рублях на 55%, в офлайне лишь на 14%. Если говорить в целом, то оборот розничной торговли в России в 2016 году упал на 5,2%, а объем онлайн продаж выросна 5,3%.
Согласно данным, представленным Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ) и J’son & Partners [1,2], наряду с ростом объемов интернет торговли в целом наблюдается рост доли трансграничной торговли, в частности, импорта в общем объеме рынка интернет торговли (см. таблицу 1).
Таблица 1. Показатели динамики рынка интернет-торговли за период 2013-2016 гг. Составлено автором на основании данных АКИТ и J’son & Partners [1,2]
Объем рынка интернет-торговли, млрд.руб. | Изменение в процентном соотношении по отношению к предыдущему году | Объем трансграничной торговли (импорт), млрд.руб. | Изменение в процентном соотношении по отношению к предыдущему году | Доля трансграничной торговли (импорт) в общем объеме рынка интернет торговли | |
2013 | 544,00 | 134,40 | 25% | ||
2014 | 713,00 | 31% | 208,60 | 55% | 29% |
2015 | 760,00 | 7% | 219,20 | 5% | 29% |
2016 | 850,00 | 12% | 300,00 | 37% | 35% |
По состоянию на конец 2016 года объем трансграничной торговли достиг 35% от объема всего рынка электронной коммерции в России и составил 300 млрд рублей. В среднем, каждый год в 2 или 3 раза темп роста трансграничной торговли опережает темпы роста локальной торговли.
Об этой же тенденции можно судить и из статистики поступающих в страну международных почтовых отправлений. В 2013 году их объем составлял 35 млн, в 2014 — уже 78, в 2015 — 135.
Российские потребители используют зарубежные онлайн-магазины по нижеследующим причинам:
- более широкий ассортимент продукции и цены на порядок ниже
- возможность купить товар, не представленный на рынке России
- слабая логистическая и транспортная инфраструктура в РФ – сравнительно низкий уровень конкуренции в этой сфере и высокая средняя стоимость услуг, формирующие значительные дополнительные издержки, нивелируют преимущества дистанционных форматов торговли для отечественных продавцов (крупные же иностранные компании с удовольствием сотрудничают с торговыми компаниями или создают их)
Очевидно, что на данный момент отечественный производитель не выдерживает конкуренции ни с качественными западными товарами, ни с дешевыми китайскими, в связи с чем бюджет не дополучает средства, а деньги перетекают за рубеж, стимулируя экономическое развитие других стран.
Более того, неравные конкурентные условия создает отсутствие налогов и пошлин на территории России в отношении товаров, приобретаемых физлицами для личных целей в иностранных интернет-магазинах через их интернет-сайты.
В результате маржинальность бизнеса иностранных ритейлеров гораздо выше за счет отсутствия данных издержек, а также отсутствия необходимости сертифицировать продукцию и выполнять обязанности по гарантийному обеспечению.
Для прекращения торгового дисбаланса государство принимает ряд мер:
1) меры по модернизации почтовой службы – улучшение сервиса «Почты России»
2) законодатели определили порядок уплаты НДС с продажи иностранными компаниями физическим лицам в России цифрового контента, программного обеспечения, услуг хранения, обработки информации и администрирования, а также регистрации доменов и хостинга. Эти изменения стали действовать с 1 января 2017 года в связи со вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс, утвержденных Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ [3].
3) президент России в ноябре 2016 года поручил до 31 декабря 2016 года правительству рассмотреть вопрос о взимании НДС и таможенных пошлин с товаров, реализуемых физическим лицам иностранными торговыми площадками (товарными агрегаторами, посредниками и агентами) и интернет-магазинами, которые должны будут становиться на налоговый учет в России. По данным АКИТ по состоянию на январь 2017 года вопрос все еще в стадии подготовки.
4) Минфин России совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) составили и опубликовали для рассмотрения проект постановления, в котором предлагают снизить порог беспошлинного ввоза товаров, заказанных в зарубежных интернет-магазинах до 150€ (с 1000€ ранее). При этом вес посылок не должен превышать10 кг(с31 кгранее). Те, кто превысит лимиты, должны заплатить на таможне 30 % цены ввозимой продукции.
Рассмотрим эффективность и необходимость данных государственных мер, ведь на современном этапе развития российской онлайн торговли (да и розничной) государству отведена огромная роль, поскольку состояние и перспективы отечественных компаний сейчас во многом зависят от политики, направленной на регулирование данного сегмента рынка.
Что касается модернизации почтовой службы – процесс этот не сиюминутный, и для того, чтобы какие-либо положительные изменения вступили в силу, нужно время. Но уже сейчас можно наблюдать значительные улучшения в работе «Почты России», ее модернизацию – ускорилось как время обслуживания клиентов, так и передвижение посылок стало в разы быстрее.
Если говорить об НДС с продажи иностранными компаниями физическим лицам в России цифрового контента (прозванный в сети «налог на Google»), то в АКИТ уверены, что издержки на уплату НДС иностранные интернет магазины смогут покрыть за счет своей высокой прибыли. Но как показало начало 2017 года – этого не произошло. Большинство иностранных компаний повысило стоимость своих товаров и услуг, фактически переложив налоговое бремя на граждан России, не уменьшая маржинальность своего бизнеса (Google на 18%, Nintendo на 20%, Amazon на 18% и т.д.) Кроме того, большинство российских разработчиков продают свои программы в России через западные площадки, типа Apple iTunes или AppStore, Google Play, Steam. Потому что там аудитория и аналогичных площадок в России по удобству нет. То есть введение данного налога автоматически скажется и на российских компаниях. При этом, в третьем чтении, не решили проблему с двойным НДС, когда первый раз его платит платформа, а второй раз — сам разработчик, когда получает деньги с платформы. На взгляд автора, возможно, было бы эффективнее ввести налоговые вычеты при экспорте за рубеж отечественных сервисов – так как это хоть и не дало бы мгновенного эффекта, но дало бы стимул к постепенному развитию.
НДС с товаров, реализуемых физическим лицам иностранными торговыми площадками. В этом случае заметно вырастут доходы бюджета. Но возможна ситуация, что возрастет количество недостоверных сделок между российскими потребителями и иностранными продавцами с занижением реальной стоимости товаров [4, с.110].
Снижение порога беспошлинного ввоза товаров может пресечь практику мелкооптового коммерческого импорта без уплаты налогов и таможенных пошлин, но на самом деле может привести к тому, что посылки в Россию пойдут через другие страны Евразийского экономического союза (например, через Армению), где порог беспошлинной торговли не изменится. Отечественный бюджет, таким образом, не получит прибыль, а посылка будет идти к конечному потребителю намного дольше. Такой вывод обоснован тем, что согласно опросам, большинство потребителей, которые уже приобретали товары в иностранных интернет магазинах готовы обходить налоги и сборы любыми способами, лишь бы не переходить в отечественные онлайн-магазины. То есть наблюдается консерватизм потребителей.
Таким образом, для успешного развития отечественного бизнеса необходимо время и умеренная протекционистская государственная политика. Меры, принятые государством могут в ближайшей перспективе нести отрицательный эффект, зато в будущем позволят отечественному производителю закрепить за собой нишу онлайн-торговли.
Библиографический список
- Ассоциация компаний интернет торговли. Электронный ресурс. URL: http://www.akit.ru/
- J’son & Partners Consulting. Электронный ресурс. URL: http://www.json.ru/
- Федеральный закон “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” от 03.07.2016 N 244-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200490/
- Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 10 (октябрь). – С. 107–112. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16218.htm.
- Гуменная Н.С. Особенности налогообложения Интернет-торговли // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 (58)
- Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: монография под ред. В.А. Сидорова, Я.С. Ядгарова, В.В. Чапли. Краснодар, 2016.
- Internet как инструмент маркетинга./ Успенский И. В. – БХВ, 2014.
Количество просмотров публикации: Please wait