ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ. ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

Абдурахимова Анастасия Александровна
Частная образовательная организация высшего образования – ассоциация «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»
студент

Аннотация
В статье рассматривается совершенствование менеджмента качества, так как в современной рыночной экономике в настоящее время все большую роль играет рынок услуг, который представляет собой сложную структуру, главной задачей которой является удовлетворение потребностей людей в услугах.

Ключевые слова: качество продукции, качество работы, качество фирмы


THE CONCEPT OF QUALITY IN THE ENTERPRISE. THE VALUE OF IMPROVING THE QUALITY

Abdurakhimova Anastasiya Aleksandrovna
Private Educational Organization of Higher Education --Association «TULA UNIVERSITY (TIEI)»
student

Abstract
The article discusses the improvement of the quality management, because in the modern market economy is the increasing role played by market services, which is a complex structure, whose main objective is the satisfaction of people services.

Библиографическая ссылка на статью:
Абдурахимова А.А. Понятие качества на предприятии. Значение повышения качества // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2017/01/13690 (дата обращения: 12.03.2024).

Научный руководитель – Мигай Алексей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент,

ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ) Частная образовательная организация высшего образования – ассоциация

В современном мире проблема качества по-прежнему является одним из важнейших факторов повышения уровня жизни населения, экономической, экологической и социальной безопасности. Одной из важнейших составляющих целостной системы качества можно назвать качество продукции. В экономической литературе и современной практике существуют множество трактовок понятия качество.

Так, международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) «как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Этот стандарт определил такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». На международном уровне требования к качеству закреплены стандартами ИСО серии 9000. Самая первая редакция стандартов ИСО серии 9000 была издана в конце восьмидесятых годов и вывела международную стандартизацию на совершенно новый уровень. Эти стандарты регулировали непосредственно производственные процессы, а также сферу управления и стандартизировали строгие требования к системам обеспечения качества на предприятиях. Данные стандарты являются основоположниками сертификации систем качества. Благодаря этому, возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть, данные стандарты ИСО – являются жесткой ориентацией на потребителя.

Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1) [3,462].

Рисунок 1

Сверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, предполагающий высокое качество всей работы предприятия для того, чтобы  достигнуть требуемый уровень качества продукции. Прежде всего, это работа, которая связана с обеспечением высочайшего организационного и технического уровня производства, а также надлежащих условий труда сотрудников. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Важное  значение принадлежит качеству работы, которая непосредственно связана с выпуском продукции (то есть: контроль качества всех технологических процессов и своевременное обнаружение брака). Таким образом, качество продукции можно определить как составляющую и в тоже время, являющуюся следствием качества работы. На этом этапе оценивается качество не забракованной продукции, а также мнение потребителей и проводится анализ рекламации.

На стадии проектирования продукции начинается формирование ее качества. Так, на этапе исследования разрабатываются технологические и экономические принципы, создаются образцы (модели). Потом создается основа производственной документации и опытный образец. На следующей стадии технологических работ готовятся к внедрению изделия в производство.

Качество работы, напрямую связано с обеспечением деятельности фирмы. Все это – качество управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы [2,152].

Увеличение сложности изделий привело к повышению количества оцениваемых свойств. В условиях серийного производства, качество стали рассматривать не с позиций отдельного предмета, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

Качество у потребителя и производителя –взаимосвязанные понятия. Производитель продукции должен заботится о качестве изделия в течение всего времени потребления продукта. Также, он должен обеспечивать требуемое обслуживание и после продажи. В большей степени это важно для товаров, которые отличаются сложной эксплуатацией или программных продуктов.

Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ) не может быть осуществлена сертификация продукции.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости.

Главные свойства оценки качества представлены на рис. 2.

 

Рисунок 2 – Главные свойства оценки качества

Качество является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность продукции. Качество складывается из технических свойств продукции, а также полезности товара для покупателя через социальные, функциональные, эстетические, экологические, эргономические свойства. При этом конкурентоспособность можно определить совокупностью качественных и стоимостных характеристик продукции, которые удовлетворяют потребности покупателя и   расходами на покупку и потребление соответствующего товара. Необходимо принять во внимание, что среди товаров похожего назначения большей конкурентоспособностью обладает тот, который обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к совокупным тратам покупателя. Конечно повышение качества связано с затратами. Однако, можно предположить, что они окупятся благодаря увеличению прибыли. Занять лидирующее положение на рынке не представляется возможным без разработки и внедрения новой продукции (модифицированной, улучшенной).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение проблемы повышения качества на уровне предприятия важно для экономики страны в целом, так как позволяет установить новые пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. К примеру, между машиностроением и металлургической промышленностью. Обеспечение этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях [1,336].


Библиографический список
  1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции.— М.: РИА Стандарты и качество, 2014.
  2. Лaпидyc  В.А.   Всеобщее качество  (TQM) в  российских компаниях; Нац. фонд подготовки кадров. М.: Новости, 2015. – 152 с.
  3. Лапидус В.А. Звезды качества // Стандарты и Качество. – 2014 . – №7.


Все статьи автора «Абдурахимова Анастасия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: