Научный руководитель – Мигай Алексей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент,
ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ) Частная образовательная организация высшего образования – ассоциация
В современном мире проблема качества по-прежнему является одним из важнейших факторов повышения уровня жизни населения, экономической, экологической и социальной безопасности. Одной из важнейших составляющих целостной системы качества можно назвать качество продукции. В экономической литературе и современной практике существуют множество трактовок понятия качество.
Так, международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) «как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности». Этот стандарт определил такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». На международном уровне требования к качеству закреплены стандартами ИСО серии 9000. Самая первая редакция стандартов ИСО серии 9000 была издана в конце восьмидесятых годов и вывела международную стандартизацию на совершенно новый уровень. Эти стандарты регулировали непосредственно производственные процессы, а также сферу управления и стандартизировали строгие требования к системам обеспечения качества на предприятиях. Данные стандарты являются основоположниками сертификации систем качества. Благодаря этому, возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. То есть, данные стандарты ИСО – являются жесткой ориентацией на потребителя.
Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1) [3,462].
Рисунок 1
Сверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, предполагающий высокое качество всей работы предприятия для того, чтобы достигнуть требуемый уровень качества продукции. Прежде всего, это работа, которая связана с обеспечением высочайшего организационного и технического уровня производства, а также надлежащих условий труда сотрудников. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Важное значение принадлежит качеству работы, которая непосредственно связана с выпуском продукции (то есть: контроль качества всех технологических процессов и своевременное обнаружение брака). Таким образом, качество продукции можно определить как составляющую и в тоже время, являющуюся следствием качества работы. На этом этапе оценивается качество не забракованной продукции, а также мнение потребителей и проводится анализ рекламации.
На стадии проектирования продукции начинается формирование ее качества. Так, на этапе исследования разрабатываются технологические и экономические принципы, создаются образцы (модели). Потом создается основа производственной документации и опытный образец. На следующей стадии технологических работ готовятся к внедрению изделия в производство.
Качество работы, напрямую связано с обеспечением деятельности фирмы. Все это – качество управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы [2,152].
Увеличение сложности изделий привело к повышению количества оцениваемых свойств. В условиях серийного производства, качество стали рассматривать не с позиций отдельного предмета, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
Качество у потребителя и производителя –взаимосвязанные понятия. Производитель продукции должен заботится о качестве изделия в течение всего времени потребления продукта. Также, он должен обеспечивать требуемое обслуживание и после продажи. В большей степени это важно для товаров, которые отличаются сложной эксплуатацией или программных продуктов.
Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ) не может быть осуществлена сертификация продукции.
Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости.
Главные свойства оценки качества представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Главные свойства оценки качества
Качество является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность продукции. Качество складывается из технических свойств продукции, а также полезности товара для покупателя через социальные, функциональные, эстетические, экологические, эргономические свойства. При этом конкурентоспособность можно определить совокупностью качественных и стоимостных характеристик продукции, которые удовлетворяют потребности покупателя и расходами на покупку и потребление соответствующего товара. Необходимо принять во внимание, что среди товаров похожего назначения большей конкурентоспособностью обладает тот, который обеспечивает наибольший полезный эффект по отношению к совокупным тратам покупателя. Конечно повышение качества связано с затратами. Однако, можно предположить, что они окупятся благодаря увеличению прибыли. Занять лидирующее положение на рынке не представляется возможным без разработки и внедрения новой продукции (модифицированной, улучшенной).
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение проблемы повышения качества на уровне предприятия важно для экономики страны в целом, так как позволяет установить новые пропорции между ее отраслями и внутри отраслей. К примеру, между машиностроением и металлургической промышленностью. Обеспечение этих пропорций может быть обеспечено путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях [1,336].
Библиографический список
- Гличев А.В. Основы управления качеством продукции.— М.: РИА Стандарты и качество, 2014.
- Лaпидyc В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях; Нац. фонд подготовки кадров. М.: Новости, 2015. – 152 с.
- Лапидус В.А. Звезды качества // Стандарты и Качество. – 2014 . – №7.
Количество просмотров публикации: Please wait