ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Иванова Алена Игоревна1, Гелета Игорь Викторович2
1Кубанский государственный университет, студентка экономического факультета
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента

Аннотация
В статье анализируется ситуация на рынках товаров и услуг страны, а также рассматриваются возможные антикризисные меры предприятия в вопросах ценообразования и маркетинга. Предлагаются конкретные антикризисные мероприятия по сдерживанию цен на товары и услуги.

Ключевые слова: антикризисные меры., индекс потребительских цен, оптимизация ценовой политики, предприятие, ценовая политика, ценообразование


PRICE POLICY OF THE ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Ivanova Alyona Igorevna1, Geleta Igor Viktorovich2
1Kuban State University, student of economics department
2Kuban State University, Candidate of Economic Sciences, associate professor departments of economy of the enterprise, regional and personnel management

Abstract
In article the situation on commodity markets and services of the country is analyzed, and also possible crisis response measures of the enterprise in questions of pricing and marketing are considered. Concrete anti-recessionary actions for control of goods prices and service are offered.

Keywords: consumer price index, crisis response measures, enterprise, optimization of price policy, price policy, pricing


Библиографическая ссылка на статью:
Иванова А.И., Гелета И.В. Ценовая политика предприятий в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/11/13039 (дата обращения: 12.03.2024).

Изменения в экономической и политической ситуации, происходившие в Российской Федерации в течение 2014-2015 гг., сказались на состоянии отечественного рынка. В целом, сегодня можно с уверенностью сказать, что санкции ухудшили общее финансовое состояние страны и ее жителей: сократился глобальный товарооборот, снизился поток иностранных инвестиций, упал средний уровень жизни в стране.

По-прежнему актуальны вопросы, связанные с потребительской и инвестиционной активностью, оттоком капитала, снижением производительности труда. Негативное влияние на развитие экономики оказывают отсутствие реальной финансовой поддержки и налогового стимулирования малого и среднего бизнеса, высокие ставки по кредитам. Не создана и «новая экономика», основой которой должна была стать реализация Стратегии инновационного развития, предусматривающей меры по диверсификации экономики и формированию высокотехнологичного сектора производства продукции.

Ввиду сохранения санкций и дефиците бюджетных средств, правительство принимает решения об активном импортозамещении в области продовольственном обеспечении, а также по развитию предприятий, которые заинтересованы в сохранении экономического суверенитета страны. Таким образом, множество факторов создают трудности в определении однозначных рекомендаций преодоления кризисных явлений и формирования прогнозов, особенно на долгосрочный и среднесрочный периоды.

Итак, как же изменился индекс потребительских цен в 2014-2015 годах


Рисунок 1. Индексы потребительский цен на все товары и услуги в 2008-2015 годах (на конец периода, в % к декабрю предыдущего года) [1]

Как видно на диаграмме, индексы потребительских цен в 2014 году выше нормы, но относительно невысоки. К декабрю этот показатель резко увеличился и достиг примерно 111%. Показатель 2015 года продолжает увеличиваться. Сравнивая индекс в 2015 году и 2008 можно заметить их сходство с июня по декабрь. Напомним, что именно 2008 год принято считать началом мирового экономического кризиса.


Рисунок 2. Индексы потребительских цен на продовольственные товары в 2008-2015 годах (на конец периода, в % к декабрю предыдущего года) [1]

Здесь снова видим закономерное совпадение с индексами 2008года – в оба эти периода в России наблюдалась нестабильность экономической системы, высокий уровень инфляции. В 2015 году индекс потребительских цен даже выше 2008 года и составлял в декабре 116%.


Рисунок 3. Индексы потребительских цен на непродовольственные товары в 2008-2016 годах (на конец периода, в % к декабрю предыдущего года) [1]

В сфере непродовольственных товаров также виден высокий уровень инфляции-здесь индекс потребительских цен стремительно растет на протяжении всего периода и к конце декабря составил почти 114%.

Современные экономические взаимоотношения построены таким образом, что дисбаланс в одной области немедленно влечет за собой негативные последствия в другой. Взаимосвязано все – от продуктов питания до банковского и нефтяного секторов. Именно поэтому мировой экономический кризис оказал отрицательное влияние на деятельность многих российских предприятий. В виду этого большая часть российских организаций на сегодняшний день сконцентрировала свое внимание на реализации тактических антикризисных программ, что является абсолютно рационально и целесообразно

В условиях спада экономики определение оптимального уровня цены является достаточно сложной задачей, поскольку спрос на товары сокращается, вследствие чего появляются излишки мощностей, а потребители начинают приобретать сравнительно дешевый товар. Все вышеназванные факторы «тянут» цены вниз.

Как правило, во время экономического кризиса расходы на сырье, материалы, обслуживание клиентов стабилизируются или даже снижаются относительно докризисного уровня. Это происходит из-за снижения уровня активности населения. В результате падение цен на товары, услуги компенсируется снижением затрат на поставки и производство. Но на сегодняшний день, наблюдается не только снижение спроса, но и рост цен на сырье, вследствие роста валюты, что серьезно усложняет удержание роста цен [2].

Как выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями и стабилизировать состояние экономики? Здесь на помощь приходит такой экономический инструмент как ценовая политика.

Ценовая политика является самым важным механизмом, который обеспечивает многие приоритеты экономического развития предприятия. Она существенно воздействует на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа и на уровень финансового состояния в целом. Ценовая политика представляет собой действенный инструмент конкурентной борьбы на товарном рынке [3].

В рамках постепенного выхода из экономического кризиса и стабилизации работы предприятий российские организации успешно практикуют реализацию определенных мероприятий.

В первую очередь необходимо ориентироваться на поведение потребителей. В качестве наиболее значимых изменений необходимо рассматривать следующие:

– падение спроса на товары, которые не принадлежат к так называемым предметам первой необходимости, основным условием успешного продвижения продукции на рынке становится ее цена;

– исчезновение интереса к известным торговым маркам, поскольку они характеризуются достаточно высокой стоимостью производства, что препятствует их реализации, даже при высоком качестве;

– уменьшение уровня покупательского внимания, оказываемого внешние характеристики товара, его упаковку, рекламу, другие маркетинговые «хитрости», которые не связаны с ценой;

– изменение структуры каналов поступления товаров к потребителю – все большую долю в ней занимают вещевые рынки и базары, зато супермаркеты переживают тяжелые времена [4].

Принимая во внимание указанные особенности, перед каждым предпринимателем во время кризиса встает дилемма – сохранить свою долю прибыли или сохранить свою долю рынка. Оба решения имеют право на существования, но правильным в условиях кризиса будет только одно, чаще всего второе, которое в перспективе позволит не только вернуть утраченную часть прибыли, но и привет к ее увеличению.

Следовательно, возникает вопрос: как должно действовать предприятие, которое производит дорогую продукцию, чтобы не утратить своих рыночных позиций во время кризиса?

По мнению специалистов, для этого существуют несколько путей решения проблем: снизить цену на продукцию, которая уже производится другим производителем; вывести на рынок новую, более конкурентную по цене марку товара и сохранить цену на старом уровне, но придать продукции каких–либо новых с потребительской точки преимуществ (например, увеличить гарантийный срок, улучшить сервис и т.д.); привлечь отечественных производителей в производстве и предоставлении услуг – это не только снизит цены на товары(услуги), но и реально повысит вашу конкурентоспособность.

Помимо оптимизации соотношения «цена – качество», для успешного преодоления кризиса российскими предприятиями используется возможность применения некоторых маркетинговых методов, самыми важными среди которых считаются:

– оптимизация количества рыночных сегментов, на которых работает предприятие. Необходимо выделить наиболее перспективные для себя рынки и приложить усилия, чтобы удержаться на них. Целесообразным будет покинуть сегменты, в которых позиции предприятия не очень сильны, а также, возможно, найти новые привлекательные рыночные ниши, особенно экспортные;

– оптимизация структуры потребителей. Этот метод направлен на уменьшение количества не очень «ценных» для компании потребителей (покупателей) и сохранения тех клиентов, которые способны обеспечить высокорентабельную деятельность предприятия. Стоит сосредоточиться на предпочтениях ценных для вас клиентов, а также ввести различные дополнительные услуги, скидки и льготы.

– совершенствование ассортиментного ряда. Необходимо выделить высокорентабельные товары и сосредоточить внимание на работе именно с такими ассортиментными позициями. Таким образом произойдет сокращение состава выпускаемой и реализуемой продукции, а это один из путей выживания в условиях кризиса, поскольку высоко ассортиментный ряд обходится предприятию значительно дороже;

– оптимизация сбытовой политики и каналов распространения продукции. Следует в короткие сроки адаптировать условия работы сбытовой сети под изменившиеся условия, сократить дилерские скидки (во время кризиса утраты должны иметь не только производители, но и посредники). Товары лучше реализовать наиболее «экономными» способами, такими как многоуровневый маркетинг, торговлю на рынках, «с колес» и т.д.;

– оптимизация каналов продвижения продукции. Предполагает рационализацию затрат на рекламные и другие стимулирующие методы.

Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях кризиса оптимизация ценовой политики играет достаточно важную роль. В сложных экономических условиях с ценами нужно работать очень корректно и гибко. Ценовая политика фирмы не должна отпугивать покупателя, иначе он (покупатель) быстро переориентируется на более дешевую продукцию конкурентов. Не стоит поддаваться соблазну заработать лишнюю копейку на волне ажиотажного спроса и прогнозированного дефицита, которые сопутствуют кризису. Можно утратить значительно больше – репутацию и клиентов.


Библиографический список
  1. Федеральная служба государственной статистики  http://www.gks.ru
  2. Marketolog.info Стратегии Бизнеса. Информационный ресурс. Режим доступа:   http://www.marketolog.info
  3. Кузнецова Е.В., Мещерякова А.А., Ляпунова А.Н. Система планирования предприятия в условиях мирового финансового кризиса. // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Информационный ресурс. Режим доступа:   http://www.scienceforum.ru
  4. Бланк И.А. Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием. Информационный ресурс. Режим доступа:    http://www.elitarium.ru/antikrizisnoje_upravlenije/
  5. Гринчак А.В. Журнал «Economics» №3(4)-2015. Особенности ценообразования в условиях кризиса


Все статьи автора «Иванова Алена Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: