УДК 339.138

ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ B2B МАРКЕТИНГА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Матюнина Марина Викторовна1, Цыганенко Валентина Витальевна2, Щербаков Сергей Эдуардович3
1Гуманитарно-педагогическая Академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, кафедра менеджмента и туристского бизнеса, Институт экономики и управления, к.э.н., доцент
2Гуманитарно-педагогическая Академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, кафедра менеджмента и туристского бизнеса, Институт экономики и управления, магистрант
3Гуманитарно-педагогическая Академия (филиал) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г. Ялта, кафедра менеджмента и туристского бизнеса, Институт экономики и управления, магистрант

Аннотация
В настоящее время происходит возникновение новых подходов в b2b маркетинге, что характерно развитием современных промышленных рынков. В связи с этим информационные технологии, усложнение производственных процессов и взаимодействие с другими тенденциями способствует возникновению новой концепции маркетинга, которая ориентирована больше на потребителя и увеличение прибыли.

Ключевые слова: маркетинг., потребительский рынок, промышленный рынок, санаторно-курортная деятельность


APPLICATION OF THE CONCEPT OF B2B OF MARKETING IN SANATORIUM ACTIVITY

Matjunina Marina Viktorovna1, Tsyganenko Valentina Vitalevna2, Shcherbakov Sergey Eduardovich3
1V.I. Vernadsky Crimean Federal University Institute of Economics and Management Humanitarian-Pedagogical University (branch), Yalta, Ph.D., Associate Professor of management and tourism business
2V.I. Vernadsky Crimean Federal University Institute of Economics and Management Humanitarian-Pedagogical University (branch), Yalta, undergraduate
3V.I. Vernadsky Crimean Federal University Institute of Economics and Management Humanitarian-Pedagogical University (branch), Yalta, undergraduate

Abstract
Now there is an emergence of new approaches in b2b marketing that is characteristic development of the modern industrial markets. In this regard information technologies, complication of productions and interaction with other tendencies promotes emergence of the new concept of marketing which is focused one consumer more and increase in profit.

Keywords: consumer market, industrial market, sanatorium activity


Библиографическая ссылка на статью:
Матюнина М.В., Цыганенко В.В., Щербаков С.Э. Применение концепции B2B маркетинга в санаторно-курортной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12804 (дата обращения: 29.09.2017).

Теоретическими исследованиями в области b2b рынка занимались: С. Кущ, М. Смирнова [1], И. Барчуков [2], А. Чернышева [3], А. Кожемяко [4], Е.  Сухарев [5], однако в практическом аспекте вопрос требует дополнительного рассмотрения, что и определило цель данной публикации.

Цель – исследовать применение концепции b2b в санаторной деятельности.

Перед тем как перейти к исследуемому вопросу необходимо раскрыть понятие b2b и привести различия между b2b и b2c рынками.

В настоящее время существует видение понятия «промышленный рынок» с нескольких сторон зрения:

1) С. Кущ, М. Смирнова [1] определяет его к рынкам, на которых компании приобретают товары и услуги для  совершенствования собственной деятельности;

2) И. Барчуков [2] указывает на то, что это промышленные рынки, или рынки товаров производственного назначения, которые  предлагают собой состав предприятий (юридических лиц), закупающих товары и услуги промышленно-технического назначения, используемые для производства других товаров и услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям;

3) В западных странах под дефиницией b2b зачастую понимают любую жизнедеятельность одних предприятий направленных для обеспечения других производственных компаний товаров и услуг. Данная область функционирования нацелена на приобретение большей прибыли от продажи товаров и оказания услуг, в результате чего в качестве продавца и покупателя будут выступать индивидуальные предприниматели и организации. Однако в общем смысле определению промышленного рынка подходит любая инициативность, сосредоточенная на работу с юридическими клиентами [3].

Все мы знакомы с рынком и его основными участниками создания ценности со стороны потребительских товаров и услуг. Тем не менее, существенное место в экономике реализуется за пределами потребительского рынка, или b2c (business-to-consumers), а именно на промышленных, или b2b (business-to-business) рынках, цель которых направлена на работу с другими компаниями и организациями, вместо индивидуальных потребителей.  В2b рынки поддерживают жизнедеятельность экономики, экспортируя продукты и услуги, необходимые не только промышленным организациям, но и правительственным и институциональным заведениям.

По приблизительных оценкам специалистов, объем транзакций (сделок) на b2b рынках выше, чем денежный оборот на b2c рынках почти вдвое.

На основе анализа природы b2b и b2с рынков выявлены объединяющие особенности как на b2b, так и на b2с рынках [6]:

- маркетинг на b2с и маркетинг на b2b рынках являются частями единого процесса создания ценности для конечных потребителей;

- и b2с маркетинг, и b2b маркетинг требуют от маркетологов понимания потребностей и мотивации потребителей, особенностей принятия ими решения;

- оба вида маркетинга требуют от компании развития и адаптации собственных ресурсов и компетенций поставщиков для соответствия потребностям потребителей и создания конкурентных преимуществ;

- как на b2с, так и на b2b рынках компании пытаются влиять на поведение существующих и потенциальных потребителей;

- маркетологи, работающие как на b2с, так и на b2b рынках, ориентированы на получение большей прибыли.

Таким образом, общее в маркетинге на b2b и b2с рынках обусловлено самой природой маркетинговой деятельности. Рыночно ориентированные компании используют базовые маркетинговые подходы. Однако эти подходы должны быть адаптированы в соответствии со спецификой b2b и b2с рынков по таким аспектам, как ориентация на нужды потребителей, исследование рынка и его сегментирование, особенности принятия решений потребителями, формирование стратегии и использование маркетингового инструментария, планирование и организация маркетинговой функции в компании.

Развитие санаторно-курортной деятельности невозможно без привлечения b2b маркетинга в производстве. С помощью информационных технологий, товаров и услуг происходит усовершенствование всей материальной и технической базы туристско-рекреационной сферы. Очень важно, чтобы маркетологи санатория незамедлительно следили за происходящей ситуацией на рынке экономики, знали профиль потенциального клиента и были нацелены на получение большей прибыли, что в свою очередь выведет санаторий на новый уровень востребованности среди отечественных здравниц.

Усовершенствование и адаптация собственных ресурсов дает возможность реализовать и применить концепцию b2b в санаторной деятельности, с помощью которой возможно провести оценку работы всего маркетингового отдела, насколько эффективной считается коммерческое сотрудничество с другими санаторными предприятиями и организациями в целом, способствовала ли эта работа повышению прибыли и привлечению новых потребителей и инвестиций в производство.

Применение концепции в санаторной деятельности подразумевает в себе продвижение товаров и услуг, информационных технологий, которые можно использовать также в производстве других организаций, с помощью покупки, продажи или инвестирования для усовершенствования работы собственной деятельности [7].

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что реализация применения b2b маркетинга в санаторно-курортной деятельности осуществляется в первую очередь за счет взаимовыгодного коммерческого сотрудничества с другими санаторными учреждениями, на базе продвижение качественных услуг и товаров предоставляемых санаторием и продажей информационных технологий, способствующих развитию маркетинговой стратегии на предприятии, что приводит к возможности привлечения большего количества покупателей и увеличению прибыли.

В тоже время следует провести дополнительную информатизацию, по данному вопросу, что более подробно будет раскрыто в последующих публикациях.


Библиографический список
  1. Кущ, С.П. Маркетинг на B2B рынках: отношенческий подход [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.П. Кущ, М.М. Смирнова. — Электрон. дан. — СПб. : СПбГУ (Санкт-Петербургский государственный университет), 2010. — 272 с
  2. Барчуков, И. Санаторно-курортное дело / И. Барчуков. – М: ЮНИТИ ДАНА, 2012. – 303 с
  3. Чернышева, А.М. Промышленый (В2В) маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магитратуры /А.М. Чернышева, Т.Н. Якубова. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 433 с. – ЭБС “Юрайт”
  4. Кожемяко, А. П. Эра умных продаж на рынке b2b [Электронный ресурс] / А. П. Кожемяко. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. – ЭБС “znanium.com”
  5. Сухарев, Е. Курортное дело / Е. Сухарев. – М. : Омега-Л, 2012. – 224 с.
  6. Shelly Gary. System analysis and design.-Boston, MA: Course Technology, Cengage Learning, 2011. – P.10
  7. Столяренко А. В., Матюнина М. В., Чумак А. Н. Теоретический анализ подходов к оценке эффективности системы мотивации персонала предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8 (август). – С. 92–98. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16169.htm.


Все статьи автора «Матюнина Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: