УДК 658.5.012.7

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Ковалева Наталья Николаевна1, Ермакова Людмила Владимировна2, Мельгуй Андрей Эдуардович3
1Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
2Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
3Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

Аннотация
В статье рассматриваются особенности проведения аудиторских процедур при проверке учета расчетов с покупателями и заказчиками. Определены задачи, источники получения информации и способы проведения аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.

Ключевые слова: аудит, аудиторская проверка, аудиторские процедуры, бухгалтерский учет, источники получения информации, категории дебиторской задолженности, расчеты с покупателями и заказчиками, способы проведения проверки


FEATURES OF AUDIT OF CALCULATIONS WITH BUYERS AND CUSTOMERS

Kovaleva Natalia Nikolaevna1, Ermakova Lyudmila Vladimirovna2, Melgui Andrey Eduardovich3
1Bryansk State University named after I.G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor of accounting and taxation
2Bryansk State University named after I.G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor of accounting and taxation
3Bryansk State University named after I.G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor of accounting and taxation

Abstract
Аудит, бухгалтерский учет, аудиторская проверка, расчеты с покупателями и заказчиками, аудиторские процедуры, источники получения информации, способы проведения проверки, категории дебиторской задолженности.

Библиографическая ссылка на статью:
Ковалева Н.Н., Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12639 (дата обращения: 29.09.2017).

По своей сути аудиторская проверка представляет собой независимую экспертизу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческого предприятия. Таким образом, независимый эксперт, в качестве которого выступает аудиторская фирма, подтверждает или не подтверждает достоверность отчетных показателей экономического субъекта, что является важным как для его собственников, так и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, включая различные государственные органы.

Помимо независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности, целью аудита является помощь в организации эффективной работы учетно-аналитической службы предприятия, способствующей рациональному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности [4].

Одним из направлений аудиторской деятельности является проверка расчетов с покупателями и заказчиками. Цель данной проверки – установление достоверности и правильности отражения в учете и отчетности расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками должен решать следующие задачи:

- подтвердить юридическую обоснованность возникновения дебиторской задолженности;

- проконтролировать соблюдение условий сделок, отраженных в хозяйственных договорах заключенных с контрагентами;

- проверить правильность оформления первичных учетных документов, выписываемых при расчетах с покупателями и заказчиками [7];

- подтвердить своевременность погашения дебиторской задолженности и правильность ее отражения на соответствующих бухгалтерских счетах;

- оценить правильность отражения в бухгалтерском учете полученной предоплаты от покупателей и заказчиков;

- рассмотреть случаи предъявления претензий и оценить правильность отражения их в учетных регистрах;

- оценить правильность отражения в учетных регистрах просроченной дебиторской задолженности и целесообразность создания на предприятии резерва по сомнительным долгам;

- проверить наличие и эффективность мер предпринимаемых предприятием для профилактики причин возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке информации, аккумулированной на синтетических счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [2].

Источниками информации для решения перечисленных задач являются:

- приказ об учетной политике и другие локальные документы предприятия;

- первичная учетная документация, в которой зарегистрированы  хозяйственные операции, связанные с осуществлением расчетов с покупателями и заказчиками;

- регистры бухгалтерского учета и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой отражается информация о дебиторской задолженности [5];

- рабочие документы аудитора, обобщающие результаты контрольных процедур и позволяющие аудитору обосновать свои выводы.

Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками проводится сплошным или выборочным способом, использование которых зависит от объема хозяйственных операций и количества контрагентов, относящихся к категории покупателей и заказчиков. На практике обычно применяется выборочный способ проверки [6].

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками включает в себя различные аудиторские процедуры, в частности приемы фактического и документального контроля, элементы анализа, опросы работников и руководителей предприятия по интересующим аудитора вопросам, связанным с дебиторской задолженности и др.

Обычно проверка начинается с оценки соблюдения установленных правил оплаты отгруженных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ, в том числе закрепленных в хозяйственных договорах сроков и способов погашения задолженности.

Задолженность покупателей и заказчиков распределяется на следующие категории:

- контрольная (текущая задолженность);

- просроченная (неоплаченная в установленный договором срок);

- спорная (статус которой сложно определить);

- безнадежная (нереальная к погашению).

Каждая отдельная сумма задолженности покупателя или заказчика по конкретной сделке анализируется с отнесением ее к одной из этих категорий.

При безналичной форме расчетов проверяется наличие всех оправдательных документов, а в случаях вызывающих сомнения, аудитор может осуществить встречную сверку с обслуживающим банком или с покупателем [1].

В ходе проверки расчетов с покупателями и заказчиками аудитор устанавливает:

- обоснованность сумм, отнесенных к дебиторской задолженности предприятия;

- реалистичность их оценки;

- наличие законных прав у предприятия на переданные покупателю ценности;

- правильность отражения дебиторской задолженности на бухгалтерских счетах и в балансе;

- достоверность отнесения дебиторской задолженности к соответствующему периоду и ее раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности по времени погашения (краткосрочная, долгосрочная, и  в том числе просроченная) [3].

Таким образом, аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками предполагает проведение целого комплекса аудиторских процедур, в процессе осуществления которых необходимо ознакомиться с составом контрагентов, являющихся дебиторами предприятия, проанализировать структуру дебиторской задолженности и ее изменения в динамике,  а также установить соответствие данных по дебиторской задолженности , полученных аудитором в ходе проверки показателей, содержащихся в учетных регистрах и в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.


Библиографический список
  1. Божина Ю.В., Мельгуй А.Э. Составляющие эффективной системы внутрихозяйственного контроля // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 35-39.
  2. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Учетно-контрольное обеспечение системы управления производственными запасами в организациях хлебопекарной промышленности. Федеральное агентство по образованию РФ, Брянский гос. ун-т им. И. Г. Петровского. Брянск, 2011. – 165 с.
  3. Дедова О.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации по сегментам в организациях хлебопекарной отрасли // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 168-174.
  4. Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А. Социальный аудит в призме социальной ответственности организаций // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – №3. – С. 278-283.
  5. Ковалева Н.Н. Социальная корпоративная отчетность – инструмент социальной ответственности бизнеса // Международный научный журнал. – 2012. – №2. – С. 33-38.
  6. Кузнецова О.Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый – 2015. – №24(104) – С. 480-483.
  7. Мельгуй А.Э., Катков Ю.Н., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А., Шварц М.Р. Бухгалтерский учет и анализ. Учебное пособие / Под научной редакцией А.Э. Мельгуй – Брянск: ООО «Ладомир», 2012. – 339 с.


Все статьи автора «Ермакова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: