По своей сути аудиторская проверка представляет собой независимую экспертизу достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческого предприятия. Таким образом, независимый эксперт, в качестве которого выступает аудиторская фирма, подтверждает или не подтверждает достоверность отчетных показателей экономического субъекта, что является важным как для его собственников, так и для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, включая различные государственные органы.
Помимо независимой экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности, целью аудита является помощь в организации эффективной работы учетно-аналитической службы предприятия, способствующей рациональному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности [4].
Одним из направлений аудиторской деятельности является проверка расчетов с покупателями и заказчиками. Цель данной проверки – установление достоверности и правильности отражения в учете и отчетности расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками должен решать следующие задачи:
- подтвердить юридическую обоснованность возникновения дебиторской задолженности;
- проконтролировать соблюдение условий сделок, отраженных в хозяйственных договорах заключенных с контрагентами;
- проверить правильность оформления первичных учетных документов, выписываемых при расчетах с покупателями и заказчиками [7];
- подтвердить своевременность погашения дебиторской задолженности и правильность ее отражения на соответствующих бухгалтерских счетах;
- оценить правильность отражения в бухгалтерском учете полученной предоплаты от покупателей и заказчиков;
- рассмотреть случаи предъявления претензий и оценить правильность отражения их в учетных регистрах;
- оценить правильность отражения в учетных регистрах просроченной дебиторской задолженности и целесообразность создания на предприятии резерва по сомнительным долгам;
- проверить наличие и эффективность мер предпринимаемых предприятием для профилактики причин возникновения просроченной дебиторской задолженности.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке информации, аккумулированной на синтетических счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» [2].
Источниками информации для решения перечисленных задач являются:
- приказ об учетной политике и другие локальные документы предприятия;
- первичная учетная документация, в которой зарегистрированы хозяйственные операции, связанные с осуществлением расчетов с покупателями и заказчиками;
- регистры бухгалтерского учета и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которой отражается информация о дебиторской задолженности [5];
- рабочие документы аудитора, обобщающие результаты контрольных процедур и позволяющие аудитору обосновать свои выводы.
Аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками проводится сплошным или выборочным способом, использование которых зависит от объема хозяйственных операций и количества контрагентов, относящихся к категории покупателей и заказчиков. На практике обычно применяется выборочный способ проверки [6].
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками включает в себя различные аудиторские процедуры, в частности приемы фактического и документального контроля, элементы анализа, опросы работников и руководителей предприятия по интересующим аудитора вопросам, связанным с дебиторской задолженности и др.
Обычно проверка начинается с оценки соблюдения установленных правил оплаты отгруженных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ, в том числе закрепленных в хозяйственных договорах сроков и способов погашения задолженности.
Задолженность покупателей и заказчиков распределяется на следующие категории:
- контрольная (текущая задолженность);
- просроченная (неоплаченная в установленный договором срок);
- спорная (статус которой сложно определить);
- безнадежная (нереальная к погашению).
Каждая отдельная сумма задолженности покупателя или заказчика по конкретной сделке анализируется с отнесением ее к одной из этих категорий.
При безналичной форме расчетов проверяется наличие всех оправдательных документов, а в случаях вызывающих сомнения, аудитор может осуществить встречную сверку с обслуживающим банком или с покупателем [1].
В ходе проверки расчетов с покупателями и заказчиками аудитор устанавливает:
- обоснованность сумм, отнесенных к дебиторской задолженности предприятия;
- реалистичность их оценки;
- наличие законных прав у предприятия на переданные покупателю ценности;
- правильность отражения дебиторской задолженности на бухгалтерских счетах и в балансе;
- достоверность отнесения дебиторской задолженности к соответствующему периоду и ее раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности по времени погашения (краткосрочная, долгосрочная, и в том числе просроченная) [3].
Таким образом, аудиторская проверка расчетов с покупателями и заказчиками предполагает проведение целого комплекса аудиторских процедур, в процессе осуществления которых необходимо ознакомиться с составом контрагентов, являющихся дебиторами предприятия, проанализировать структуру дебиторской задолженности и ее изменения в динамике, а также установить соответствие данных по дебиторской задолженности , полученных аудитором в ходе проверки показателей, содержащихся в учетных регистрах и в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия.
Библиографический список
- Божина Ю.В., Мельгуй А.Э. Составляющие эффективной системы внутрихозяйственного контроля // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 35-39.
- Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Учетно-контрольное обеспечение системы управления производственными запасами в организациях хлебопекарной промышленности. Федеральное агентство по образованию РФ, Брянский гос. ун-т им. И. Г. Петровского. Брянск, 2011. – 165 с.
- Дедова О.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации по сегментам в организациях хлебопекарной отрасли // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 168-174.
- Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А. Социальный аудит в призме социальной ответственности организаций // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – №3. – С. 278-283.
- Ковалева Н.Н. Социальная корпоративная отчетность – инструмент социальной ответственности бизнеса // Международный научный журнал. – 2012. – №2. – С. 33-38.
- Кузнецова О.Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый – 2015. – №24(104) – С. 480-483.
- Мельгуй А.Э., Катков Ю.Н., Ковалева Н.Н., Дворецкая Ю.А., Шварц М.Р. Бухгалтерский учет и анализ. Учебное пособие / Под научной редакцией А.Э. Мельгуй – Брянск: ООО «Ладомир», 2012. – 339 с.
Количество просмотров публикации: Please wait