УДК 334.012.64(470.12)

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Мазилов Евгений Александрович1, Кремин Александр Евгеньевич2
1Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, зав. лабораторией, к.э.н.
2Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, инженер-исследователь

Аннотация
В статье рассмотрены направления развития кадровых ресурсов предпринимательства. Выделено четыре блока мероприятий: формирование положительного имиджа предпринимателя, развитие образовательной подготовки кадровых ресурсов малого предпринимательства, обеспечение малых и средних производственных предприятий квалифицированными кадрами, создание объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Дана подробная характеристика каждого из них.

Ключевые слова: инструменты, кадровые ресурсы, подходы, потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство


DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES OF ENTREPRENEURSHIP

Mazilov Evgeniy Aleksandrovich1, Kremin Aleksandr Evgenevich2
1Federal State Budget Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences, Head of Laboratory, Candidate of Economics
2Federal State Budget Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Sciences, research engineer

Abstract
The article discusses the direction of development of entrepreneurship’s human resources. Highlight four blocks of activities: the formation of a positive image of the entrepreneur, the development of educational training of human resource of small business, providing small and medium-sized manufacturing enterprises with qualified personnel, the establishment of the Youth and Innovation Research Centre. The detailed description of each of them is made.

Keywords: approaches and tools, entrepreneurial skills, entrepreneurship, human resources, potential


Библиографическая ссылка на статью:
Мазилов Е.А., Кремин А.Е. Направления развития кадровых ресурсов предпринимательства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/10/12602 (дата обращения: 26.05.2017).

В современных условиях развития экономики одним из ключевых факторов, обеспечивающим стабильность деятельности, как хозяйствующих субъектов, так и стран и регионов, являются кадровые ресурсы. Повышение качества кадров также представляет собой необходимое условие обеспечения стабильного развития Российской Федерации и перевода экономики на инновационный путь развития [6].

Реализуемые сегодня меры, направленные на улучшение кадрового обеспечения экономики, в большинстве случаев сводятся к организации повышения квалификации и переподготовки кадров, в отдельных случаях создании информационных служб. В то же время комплексное решение данной проблемы, основанное на системном подходе, включающее меры, направленные на совершенствование использования имеющихся кадров, на региональном уровне не предлагается. Недостаточная проработанность данного вопроса и определяет актуальность исследования.

В то время как в крупном бизнесе и государственных структурах существуют эффективные механизмы развития кадрового потенциала (создание корпоративных институтов, организация повышения квалификации, заключение договоров с ведущими вузами на подготовку специалистов, формирование кадрового резерва и т. д.), малый и средний бизнес, в силу значительной ограниченности ресурсов, а также отсутствия соответствующих инструментов, имеет реальную потребность в квалифицированных специалистах.

Таким образом, одной из приоритетных задач для органов власти и управления является формирование подходов и разработка инструментов стимулирования развития и реализации кадрового потенциала малого предпринимательства. Инструментарий должен быть комплексным и стимулировать все заинтересованные в решении данного вопроса стороны, в первую очередь, бизнес и образовательные учреждения. С нашей позиции обязательными должны быть следующие инструменты: формирование положительного имиджа предпринимателя, развитие образовательной подготовки кадровых ресурсов малого предпринимательства, обеспечение малых и средних производственных предприятий квалифицированными кадрами, создание объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

1.  Формирование положительного имиджа предпринимателя. Реализовать данное мероприятие возможно посредством СМИ – статьи в газетах и журналах, телепередачи, посвященные предпринимательству в Вологодской области, его положительной роли в решении социально-экономических проблем региона, представлению историй успеха бизнесменов.

Целью данной деятельности должно стать изменение отношения населения к предпринимателю, формирование в общественном сознании положительного образа. Для этого необходимо демонстрировать конкретные результаты деятельности предпринимателей, с отражением специфики их предприятий.

Население в основной своей массе не знакомо со многими экономическими процессами и категориями. В связи с этим является полезным последовательное объяснение сути бизнеса, откуда берется первичный капитал и др. Подобные материалы будут способствовать формированию отношения к коммерции как к полноценной профессии. Важным является информирование населения о проводимых консультациях и обучающих курсах по началу предпринимательской деятельности.

Формированию позитивного образа бизнесмена способствует благотворительность. Наибольший эффект при этом достигается не от единичных акций, а постоянных, акций, которые будут оценены по достоинству. Наряду с благотворительностью большую роль может сыграть спонсорская помощь. Предприниматели, выступая в роли спонсоров, могут поддерживать конкретные проекты развития культуры, науки, образования, устанавливать стипендии одаренным детям и т.д. В отличие от благотворительности спонсорская помощь оказывается не просто нуждающимся, а тем, кто желает сделать полезное для общества дело.

2.  Развитие образовательной подготовки кадровых ресурсов малого предпринимательства.

Эффективным элементом системы расширения круга потенциальных предпринимателей является создание «социального лифта». Данная задача может быть решена за счет изменения действующей образовательной системы путем разработки и внедрения в нее новых элементов – практики на предприятиях различных отраслей, начиная с ранних ступеней в раннем возрасте. Данная задача должна решаться Министерством образования и науки РФ и профильными органами власти в субъектах Российской Федерации.

Первый этап реализации данного направления должен включать в себя следующие мероприятия:

-     сбор и анализ лучших существующих образовательных практик, действующих в России;

-     разработка учебного курса для школьников и подготовка рекомендаций по внесению изменений в образовательные программы;

-     совершенствование программ повышения квалификации для учителей экономики, истории, обществознания и системы открытого отбора учителей для преподавания курса по предпринимательству;

-     выбор пилотных регионов для апробации проекта;

-     формирование пула предприятий, участвующих в проекте;

-     разработка предложений для внесения изменений в Федеральные государственные стандарты высшего образования (бакалавров) по педагогическому направлению подготовки.

Немаловажную роль в решении вопроса формирования кадрового потенциала малого предпринимательства может сыграть создание специализированных образовательных программ, в том числе, для начальной и средней школы, направленных на развитие предпринимательских способностей уже у детей раннего возраста. В качестве мер по увеличению интереса детей и молодежи к предпринимательству необходимо отметить следующие.

  1. Введение в качестве обязательных образовательных предметов «Основы экономической культуры» для учеников 4-6 классов, «Экономика и бизнес» для учеников 7-9 классов, «Основы предпринимательства» для учеников 10-11 классов. Подобного рода программы реализуются в США, Японии, Франции, Великобритании и других развитых странах [10]. В качестве примера в России можно отметить успешный опыт обучения учащихся старшей школы. В 2009 г. была реализована экспериментальная площадка «Разработка и апробация программ «Основы предпринимательской деятельности» на старшей ступени общего образования». Эксперимент проводился совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и Московским фондом подготовки кадров и содействия развитию инновационной деятельности [11].
  2. Разработка программы обучения, а также программы подготовки преподавателей, разработка учебно-методической литературы.
  3. Привлечение предпринимателей к проведению открытых уроков и лекций в школах.
  4. Проведение профильных бизнес-лагерей.
  5. Включение темы «Повышение привлекательности образа предпринимателя» в школьные учебные программы и учебники.
  6. Разработка программ и содействие организации школьных бизнес-инкубаторов.
  7. Развитие опыта проведения Всероссийской дистанционной олимпиады «Потенциал России – школьники за предпринимательство»;
  8. Создание на малых и средних предприятиях учебных центров (по аналогии с учебно-производственными комбинатами в советской школе) для 9-11 классов с обеспечением профориентации и приобщения к той или иной деятельности.

Помимо подобных программ факультативного или обязательного характера необходимо также рассмотреть вопрос создания специализированных учебных заведений, деятельность которых напрямую была бы связана с внедрением и популяризацией лучших образовательных практик, направленных на развитие, среди прочего, предпринимательских способностей у школьников.

Создание подобных профильных учебных заведений позволило бы не только решить вопрос формирования потенциально квалифицированных кадров для малого и среднего предпринимательства, но и повысить имидж предпринимательства в целом.

Кроме того, для обеспечения участия бизнеса в разработке программ подготовки кадров необходима разработка совместных форм управления профессиональными образовательными организациями, в том числе по участию бизнеса в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения могут осуществлять деятельность только в форме некоммерческих организаций. Однако перевод образовательных учреждений в форму автономного учреждения предоставляет бизнесу возможность согласовывать финансово-хозяйственную деятельность лишь через механизм Наблюдательных советов. Форма некоммерческого учреждения не создает возможность рассматривать образовательную деятельность, как инвестиционно-привлекательную, так как некоммерческое учреждение не используют для целей извлечения доходов.

Для решения данной проблемы необходимо разработать предложения по совершенствованию организационно-правовых форм и совместных форм управления профессиональными образовательными организациями, в том числе по участию бизнеса в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

В настоящий момент определенная часть замотивированных на создание бизнеса категорий граждан сталкивается с проблемой самоопределения и выбора направления будущего бизнеса. Отсутствие знаний и информации по востребованным сферам бизнеса для конкретной территории локализации будущего предприятия, конкурентоспособных идей, товаров (услуг), проектов, понимание запросов рынка, требуемых для создания (открытия) предприятия ресурсов, направлений развития – снижает уровень мотивации к занятию предпринимательской деятельностью.

В качестве решения данной проблемы и снижения «барьеров» при создании новых субъектов предпринимательства предлагается осуществлять разработку бизнес-кейсов для начинающих предпринимателей, направленных на более активное вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи, создание на образовательных площадках молодежных бизнес-инкубаторов, коворкинг-центров, организация профессионального бизнес-менторства.

3.  Обеспечение малых и средних производственных предприятий квалифицированными кадрами.

В настоящее время ключевые вопросы экономической повестки дня – диверсификация экономики, технологическое обновление, развитие промышленного потенциала – концентрируются вокруг ключевой задачи по радикальному повышению производительности труда (по этому показателю Россия в среднем в 2,5 – 3 раза отстает от развитых стран, особенно – в сфере обрабатывающих производств [12]). Сохраняет актуальность обозначенная и зафиксированная в указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» задача по созданию к 2018 году 25 млн. новых (и модернизация существующих) высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), которая не может быть решена в отрыве от решения проблемы обеспеченности ВПРМ кадрами необходимой квалификации.

Дефицит квалифицированных кадров на протяжении ряда лет входит в перечень основных сложностей, мешающих экономике регионов динамично развиваться. Данная проблема актуальна для бизнеса любого масштаба, но если у крупных предприятий в большинстве случаев есть ресурсы для ее решения, то среднему и малому бизнесу требуется системная поддержка в данном вопросе.

Вариантом такой конструктивной помощи может стать включение малого предпринимательства в проекты и программы, направленные на развитие практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки кадров и переориентирование системы среднего профессионального образования на подготовку квалифицированных специалистов, востребованных бизнесом, составляющим основу экономики региона. Реализация такого подхода возможна за счет закрепления в законодательстве на федеральном и региональном уровне соответствующих норм и порядка участия бизнеса в образовательном процессе. Кроме того, необходима организация взаимодействия органов региональной власти в лице объектов инфраструктуры (например, бизнес-инкубаторов, центров поддержки предпринимательства и т. д.), образовательных учреждений региона и бизнеса на основе механизмов государственно-частного партнерства, путем включения представителей последних в образовательный процесс.

При этом крайне важен комплексный подход к организации данных процессов. Малый бизнес должен иметь возможность:

-          войти в регулируемую процедуру формирования количественного и качественного заказа на подготовку кадров и последующего размещения заказа в государственной системе профессионального образования;

-          получить централизованную методологическую и практическую помощь для участия в механизмах дуального обучения специалистов, реализуемых на региональном и федеральном уровне при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»;

-          участвовать в независимой оценке качества подготовки кадров с применением таких инструментов, как профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, общественная аккредитация образовательных организаций, сертификация квалификаций. При этом важным элементом в ходе подготовки квалифицированных кадров для бизнеса являются инфраструктурные изменения:

-          при коротком периоде обучения – создание в регионе и муниципалитетах специализированных центров компетенций, отраслевых многофункциональных образовательных центров, действующих в формате государственно-частного партнерства;

-          при длительном периоде подготовки – создание учебных центров на площадках предприятий: дуальная модель (кооперация крупного и малого бизнеса: крупные предприятия готовят кадры для себя «с запасом», обеспечивающим им возможность отбирать лучших из лучших и позволяющим обеспечить квалифицированными специалистами отраслевой рынок труда).

Учитывая специфику малого бизнеса, предлагается ключевую роль в организации работы по интеграции малого предпринимательства в процессы развития практико-ориентированного обучения возложить на бизнес-объединения, способные консолидировать и представлять запросы отдельных групп предпринимателей. В свою очередь органы власти в субъектах Российской Федерации должны обеспечить условия для инициации такой работы и планомерного внедрения эффективных практик. Возможность реализации такой схемы взаимодействия подтверждается, в частности, опытом Пермского края, где реализация проекта по координации подготовки квалифицированных кадров производится в тесном сотрудничестве краевого Правительства, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Пермской торгово-промышленной палаты.

4.  Создание объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Министерством экономического развития РФ ежегодно на конкурсной основе предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ.

При этом субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию малых и средних предприятий в области инноваций и промышленного производства предоставляются на реализацию проектов по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из таких институтов развития является центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). ЦМИТ – это структура поддержки малого инновационного предпринимательства и коммерциализации его разработок, объединенная вокруг научного центра (как правило, вокруг ВУЗа или НИИ).

Выступая одним из элементов инновационной инфраструктуры региона, ЦМИТ за счет тесных и обширных связей со своими партнерами из других регионов и стран аккумулируют информацию о передовых перспективных технологиях, осуществляют поиск заказчиков и инвесторов, формируют и обучают управленческие команды. В результате они, являясь специализированными информационно-внедренческими структурами, образуют общую инновационную инфраструктуру страны и стимулируют взаимный трансфер технологий [1].

Миссия ЦМИТ – способствовать усилению конкурентоспособности бизнеса территории путем развития инновационной деятельности через содействие малым и средним предприятиям, ВУЗам региона в поиске и подготовке научных кадров для разработки и продвижении современных технологий и новейших разработок.

Цель деятельности организации заключается в коммерциализации научно-технического и реализации кадрового потенциала в секторе малого предпринимательства и способствование переходу региона к «экономике знаний» путем развития высокотехнологичного бизнеса на его территории [3].

Деятельность ЦМИТ должна распространяться на следующие группы организаций:

  1. Научно-образовательный сектор – путем поддержки передачи новых технологий и подготовки новых научных кадров для экономики региона.
  2. Промышленный сектор – путем передачи технологий, ориентирования предприятий на потребности рынка, привлечения источников финансирования и т.д.
  3. Сектор малого и среднего инновационного предпринимательства – путем подготовки кадровых ресурсов и предоставления консультационных и других видов услуг.

Таким образом, ЦМИТ выступают в роли своего рода агентств, объединяющих компании региона в сети с научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и потенциальными отечественными и зарубежными партнерами в их инновационной деятельности. Основной отличительной чертой ЦМИТ по сравнению с другими поставщиками деловых услуг следует считать то, что они обслуживают особый сегмент – сегмент малых наукоемких фирм. Предполагается, что эти фирмы имеют специфические проблемы, отличающие их от других. Малые инновационные предприятия обычно разрабатывают технологии, которые не проверены на практике и рынки, для которых еще не определились. Это осложняет оказание помощи, поскольку она должна включать сильный компонент технической экспертизы и оценку часто очень специализированных и узких рынков. Поэтому такие центры должны обладать либо развитой сетью высококвалифицированных экспертов либо специализироваться по конкретным группам технологий, что позволит накопить специальные знания и углубить понимание конкретных рынков.

Таким образом, создание сети региональных ЦМИТ позволит активизировать реализацию кадрового потенциала территорий, экономическое развитие, создание новых наукоемких и высокотехнологичных отраслей, развитие сектора малого предпринимательства; интеграцию науки, образования, производства, власти и потребителей; стимулирование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок.

Система поддержки и развития кадрового потенциала малого бизнеса складывается под влиянием тех задач, которые стоят перед органами государственной власти и управления [7]. Опыт развитых стран показывает, что для эффективной реализации кадрового потенциала малого предпринимательства требуется содействие бизнесу со стороны органов власти в создании необходимых условий и предпосылок для нормального функционирования исследуемого сектора экономики [1; 2; 4; 5; 8; 9]. Для этого необходимо осуществлять государственную поддержку:

-          на постоянной основе в соответствии с законодательством, правообразующими документами организаций или на основании полномочий и долгосрочных соглашений с исполнительными органами федерального, регионального и муниципального уровней власти;

-          на временной, конкурсной основе при выполнении контрактов на поставку продукции, выполнение работ и услуг в области поддержки малого предпринимательства в рамках государственного, федерального, регионального и муниципального заказов;

-          с целью создания в регионе или муниципальном образовании нормативно-правовых и социально-экономических условий, необходимых и достаточных для обеспечения: стабилизации и развития деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, существующих на региональном или местном рынках; поддержки субъектов малого бизнеса, вновь образованных для осуществления деятельности на региональном или местном рынках; путем установления на основе баланса интересов частных предпринимателей и общества правовых режимов, процессов осуществления и защиты правового регулирования предпринимательской деятельности, дифференцированных для различных категорий субъектов малого бизнеса;

-          путем предоставления необходимых видов государственных ресурсов и услуг объектам государственной, региональной и муниципальной поддержки, а также предприятиям, привлекаемым на конкурсной основе для поставок продукции, выполнения работ и услуг по поддержке малого предпринимательства в рамках государственного, регионального и муниципального заказов.

Наряду с государственными, региональными и муниципальными органами власти, поддержку субъектам малого предпринимательства могут оказывать и благоприятно влиять на их развитие следующие элементы внешнего окружения: потребители; общественные и политические организации; финансово-кредитные институты, инвесторы; страховые организации; инфраструктура поддержки и развития (бизнес-инкубаторы, бизнес-центры и т. п.); консалтинговые, аудиторские фирмы; средства массовой информации.

Таким образом, подводя итоги, следует еще раз отметить, что стимулирование развития кадровых ресурсов предпринимательства должно стать одним из приоритетных направлений поддержки малого бизнеса, как на федеральном, так и региональном уровне. В качестве первоочередных задач целесообразна реализация мероприятий по формированию положительного имиджа предпринимателя, а также развитие системы подготовки кадровых ресурсов и внедрение ее на всех уровнях образовательной системы. Целесообразным также представляется стимулирование процессов вовлечения малых компаний в процесс подготовки специалистов с целью реализации практико-ориентированной модели подготовки кадров. Кроме того, необходима реализация политики по созданию и развитию таких объектов инфраструктуры как, молодежный научно-инновационный центр, позволит создать эффективную систему подготовки специалистов новой формации, способных к генерации знаний и быстрой трансформации их в практическую плоскость, а также организовать полноценное партнерство в системе «власть – наука – бизнес».


Библиографический список
  1. Алексеев А.С. Среда высоких технологий: Интеллектуальная сетевая система информированной поддержки инновационной инфраструктуры СО РАН // ЭКО. – 2004.– №5. – С.76-85.
  2. Багиев Г.Л, Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 231 с.
  3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 27.
  4. Берглезова, Т.В. Проблемы управления процессами формирования и использования кадрового потенциала предприятия // Корпоративный менеджмент (электронный журнал). – 2008 г. – №12.
  5. Валигурский, Д.И. Предпринимательство, развитие, государственное регулирование, перспективы: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 332 с.
  6. Кремин, А.Е. Оценка влияния деятельности малого бизнеса на уровень социально-экономического развития региона // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №11 [Электронный ресурс]. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59180.
  7. Кремин, А.Е. Предпринимательский потенциал населения территории: сущность и процесс его реализации [Текст] / А.Е. Кремин // Экономика и социум. – 2016. – №4.
  8. Никитенкова, О.В. Управление кадровым потенциалом сельскохозяйственных организаций (на материалах Смоленской области): автореф. дис. на соиск. уч. ст. к.э.н.: 08.00.05 / О.В. Никитенкова. – М., 2008. – 16 с.
  9. Синицкий, В.И. Повышение трудового потенциала как условие Социально-экономического развития региона: автореф. дис на соиск. уч. ст. к.э.н.: 08.00.05 / В.И. Синицкий. – М., 2008. – 16 с.
  10. Урванцева, Е.С. Обучение основам предпринимательства в зарубежных школах [Электронный ресурс] / Е.С. Урванцева, И.С. Александрова // Основы предпринимательства. – Режим доступа: https://ecschool.hse.ru/data/2011/04/22/1210943345/51_pdfsam_.pdf.
  11. Калинина, Н.Н. Экспериментальная работа по основам предпринимательства: основные итоги и перспективы развития [Электронный ресурс] / Н.Н. Калинина, Н.В. Топешкина // Сеть творческих учителей. – Режим доступа: https://it-n.ru/attachment.aspx?id=89994.
  12. Фомченков, Т. Их не догонишь [Электронный ресурс] / Т. Фомченков // Российская газета – Столичный выпуск. – 2014. – №6417 (145).


Все статьи автора «Кремин Александр Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: