УДК 628.4.02

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В МАЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Шамбер Ольга Юрьевна1, Голубничий Артем Александрович2
1Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, студентка кафедры инженерной экологии и основ производства
2Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ассистент кафедры инженерной экологии и основ производства

Аннотация
В данной статье проведен анализ Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с точки зрения обращения с твердыми бытовыми отходами. Рассмотрены его недостатки и специфика применения с учетом существующей экономической ситуации.

Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные образования, окружающая среда, твердые бытовые отходы


WASTE MANAGEMENT PROBLEMS IN SMALL MUNICIPALITIES

Shamber Olga Yurevna1, Golubnichiy Artem Aleksandrovich2
1Katanov Khakass State University, Student at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production
2Katanov Khakass State University, Assistant at the Department of Engineer Ecology and Bases of Production

Abstract
This article analyzed the Federal Law "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation" in terms of the treatment of municipal solid waste. Considered its shortcomings and specific application, taking into account the current economic situation.

Keywords: environment, local government, municipal, municipal solid waste


Библиографическая ссылка на статью:
Шамбер О.Ю., Голубничий А.А. Проблемы обращения с отходами в малых муниципальных образованиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/08/12303 (дата обращения: 26.05.2017).

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России существуют разные типы муниципальных образований (МО), у которых, в свою очередь, имеется свой перечень вопросов местного значения, к ним относятся и решение проблем в сфере обращения с ТБО [1]. В большинстве случаев, в структуре местного самоуправления существуют различные организации, которые несут ответственность за решение экологические проблем. В каждом муниципальном образовании они имеют свое название, но выполняемые ими функции в области благоустройства территорий, куда включаются и услуги по удалению и утилизации ТБО, остаются неизменными.

Проблемы, связанные с отходами, то есть сбором, вывозом, утилизацией и переработкой ТБО, а также благоустройством и должным использованием территорий, находящихся в ведение МО, необходимо решать непосредственно на муниципальном уровне, что со временем поможет избежать усугубления ситуации. В Федеральном законе N 131-ФЗ, а именно в главе 3 статье 14 пунктах 19-20 к вопросам местного значения отнесены: «вопросы по организации благоустройства территории поселения, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, а также перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения» [1]. Нельзя также оставить без внимания статью 15 данного закона, так как в компетенции муниципального района входит установление, изменение и отмена местных налогов и сборов [1]. Следовательно, это позволяет реализовать возможность финансирования услуг по удалению и утилизации  твёрдых бытовых отходов.

Таким образом, муниципалитет может взимать дополнительный налог с населения, для пополнения бюджета и решения соответствующих вопросов благоустройства. Так по Сибирскому федеральному округу за последние 5 лет, было проведено 35 референдумов по вопросу дополнительного самообложения, для решения вопросов благоустройства. Средний процент проголосовавших «За» дополнительные сборы составил 66%. При этом далеко не все референдумы завершились положительно, за счет низкого процента явки населения, таким образом, дополнительное налогообложение не было принято в 5 референдумах, что составило 14% от их общего количества [2].

Реализация закона невозможна без применения каких-либо штрафных санкций в случае его неисполнения. Таким образом, в случае невыполнения норм законодательства последует ответственность в виде административного штрафа – размер, которого, варьируется в зависимости от субъекта правонарушения, соответственно штрафным нормам экологического права, содержащихся в главе 8 статье 8.2 КоАП. РФ «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления» [3].

Неисполнение решений принятых на уровне местного референдума, в вопросах самообложения, запускает механизм взыскания в судебном порядке, так неуплата суммы в 100 рублей (именно данная сумма является наиболее типичной для самообложения по вопросам благоустройства) может повлечь к необходимости выплаты суммы в 15 раз превышающей исходный платеж. Объясняется это следующими фактами:

1. В случае удовлетворения исковых требований за ответчиком помимо уплаты суммы самообложения добавляется и взыскания государственной пошлины, которая по делам указанной категории в соответствии с нормами налогового законодательства п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ [4] составляет 400 руб.

2. В случае неисполнения принятого судебного решения – выплаты основного долга и госпошлины с должника согласно закону N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [5] взыскивается дополнительный исполнительный сбор в размере 1000 руб.

При этом поступающие средства в казну никоим образом не будут тратиться на решение вопросов благоустройства, за исключением, конечно, целевого самообложения. В случае же нарушения норм КоАП РФ все без исключения средства перечисляются в региональный бюджет, дальнейшее использование, согласно нормам законодательства не возможно в части решения вопросов облагораживания территории, по причинам отнесения данных норм к уровню местного самоуправления [1].

Проблема несанкционированного размещения отходов с каждым годом обостряется. Главной причиной данной проблемы является несовершенство законодательства РФ, а именно нет четкого регламента в вопросе «кто и за что должен платить?». Граждане считают, что муниципалитет обязан организовать систему обращения с ТБО, в соответствии с законом № 131-ФЗ, однако, в местный бюджет не входят затраты по оказанию данных услуг. Решением данной проблемы, будет внесение изменений в статью 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», где четко должна быть прописана обязанность частного сектора такая как: заключение договоров и установление тарифов на вывоз ТБО со специализированными компаниями. Одновременно с этим возможно установить форму добровольного привлечения средств для финансирования таких вопросов местного значения, что поможет выйти на новый действенный уровень борьбы со стихийными свалками.

Работа в данном направлении уже ведется, но не повсеместно. Проанализировав результаты референдумов по Сибирскому федеральному округу, касающиеся вопросов обращения с ТБО, можно отметить, что население, в целом, не против введения самообложения. Граждане охотно готовы поддержать свои муниципалитеты, следовательно, данную практику можно и нужно применять, но, тем не менее, искоренение имеющейся проблемы напрямую зависит от поддержки государства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200824 (дата обращения 9.08.2016)
  2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom (дата обращения 9.08.2016)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: URL: http://www.zakonrf.info/koap/8.2/ (дата обращения 9.08.2016)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: URL: http://www.zakonrf.info/nk/333.19/ (дата обращения 10.08.2016)
  5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об исполнительном производстве» [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71450/ (дата обращения 10.08.2016)

 

 



Все статьи автора «Голубничий Артем Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: