УДК 33

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аранжин Вячеслав Викторович
Томский государственный университет

Аннотация
Концепция управления человеческими ресурсами становится более актуальной в последние годы в связи с серьезными изменениями в управлении организацией, управлении персоналом. Российские компании все чаще начинают использовать элементы данной концепции. Однако, в большинстве организаций внедрение концепции управления человеческими ресурсами становится трудной задачей. В рамках данной статьи рассмотрены особенности внедрения концепции управления человеческими ресурсами в российских предприятиях с трех позиций: проблемы использования, сферы применения и перспективные направления развития практики ее использования.

Ключевые слова: анализ практики., концепция управления человеческими ресурсами, направления развития, проблемные зоны


ANALYSIS OF THE USE AND DEVELOPMENT THE CONCEPT OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT IN RUSSIAN ENTERPRISES

Aranzhin Vyacheslav Viktorovich
Tomsk state university

Abstract
The concept of human resources management become increasingly important in recent years due to the significant changes in the management organization, human resources management. Russian companies are increasingly beginning to use the elements of this concept. However, in most organizations, the introduction of the concept of human resource management becomes a difficult task. As part of this article describes the features of the introduction of the concept of human resource management in Russian companies with three positions: the use of the problem, scope and perspective directions of development of the practice of its use.

Библиографическая ссылка на статью:
Аранжин В.В. Анализ использования и развития концепции управления человеческими ресурсами на российских предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/07/12205 (дата обращения: 26.05.2017).

Концепция управления человеческими ресурсами (далее – УЧР) с каждым годом приобретает все большую популярность. Зарубежные и российские компании успешно применяют ее, получая рост результативности деятельности компании в целом.

В данной статье представлен анализ практики использования концепции УЧР российскими предприятиями. Для анализа были выбраны 51 экспертная статья (преимущественно за последние пять лет.) и пять диссертаций. Были определены следующие области анализа:

  • какие проблемы в использовании концепции УЧР выделяют эксперты;
  • в каких сферах деятельности применима концепция УЧР;
  • перспективные направления развития практики использования УЧР.

Статьи были взяты как из научных журналов, так и из интернет-источников свободного доступа. Материалы статей были структурированы в табличной форме, выполнен контент-анализ текстов.

Контент-анализ позволил выделить и структурировать проблемы, указанные авторами статей.  Самыми часто употребляемыми проблемами в области УЧР, по мнению авторов, являются:

  • малая эффективность предлагаемых механизмов УЧР в связи со слабой способностью руководства к грамотному внедрению этой концепции на предприятии (13 авторов);
  • противоречие межу положениями концепции УЧР и сложившейся практикой директивного управления на предприятиях (9 авторов);
  • не определенность полномочий HR специалиста в реализации концепции УЧР (8 авторов);
  • отсутствие системного подхода при разработке и внедрении стратегии УЧР (6 авторов)

Между данными проблемами можно обнаружить связь. В российской практике управления предприятиями наблюдается высокая дистанция власти, что препятствует эффективному внедрению концепции УЧР. Это является причиной того, что роль отдела управления персоналом в организациях явно недооценивается: полномочия специалистов и руководителей отдела управления персоналом недостаточные для принятия серьезных решений, что является препятствием для их участия в стратегическом планировании. Более того, зачастую стратегическое планирование в области УЧР не осуществляется вовсе, системный подход отсутствует, т.к. менеджерские качества у руководителей развиты слабо. Как следствие всего вышеперечисленного – используемые механизмы УЧР  не являются эффективными, потому что концепция УЧР не связана со стратегией развития организации.

Анализ того, в каких сферах деятельности используется концепция УЧР позволил выделить, что наиболее часто концепция упоминается в связи со страховыми компаниями, организациями банковской сферы, нефтегазовой отрасли, компаниями телекоммуникационных систем и сотовой связи,  сферой  услуг, ИТ – компаниями. Однако не выделяется приоритетная отрасль или сфера, где концепция УЧР является более актуальной, чем в прочих отраслях.

В статьях, описывающих практику использования УЧР в российских компаниях, выделены 34 аспекта в управлении персоналом, для которых УЧР видится менеджерами в качестве ресурса.

Так в статьях в качестве направлений, в которых подходы и механизмы концепции являются продуктивными определяется:

  • управление талантами, человеческим капиталом (19 авторов);
  • построение стратегии управления персоналом, кадровой политики и стратегическое планирование человеческих ресурсов (18 авторов);
  • мотивация персонала как способ активного вовлечения сотрудников в деятельность организации (18 авторов);
  • организация развития персонала (16 авторов);
  • постоянное внедрение инноваций в управленческую практику (10  авторов);
  • оценка и повышение эффективности управления человеческими ресурсами (9 авторов);
  • организация труда персонала, управление успешностью профессиональной деятельности (9 авторов);
  • организация обучения персонала (8 авторов);
  • особенности управления персоналом в период организационных изменений (8 авторов);
  • построение организационной культуры, ее совершенствование, построение интегрированной организации (7 авторов);
  • организация подбора персонала (7 авторов)

Самые упоминаемые области/задачи для  применения УЧР показывают, что авторы осознают тренды, особенности мировой экономики: ускорение разработки и внедрения инноваций, нестабильность окружающей экономической среды, высокая конкуренция на рынке, появление новых подходов в области управления персоналом и управления организацией.

Первые девять самых упоминаемых авторами направлений указывают, что в российской практике стремятся использовать механизмы УЧР, ориентированные на создание благоприятных условий работы, создание возможностей для обучения и развития, раскрытие талантов, потенциала и эффективное использование тех ресурсов во благо организации. В этом смысле направление «построение стратегии управления персоналом, кадровой политики и стратегическое планирование человеческих ресурсов» по праву занимает одну из лидирующих позиций, т.к. без долгосрочного планирования, постановки целей в области УЧР невозможно достичь решения тех 33 задач, которые были указаны. Лидерская позиция направления «управление талантами, человеческим капиталом» указывает на то, что в российской практике все больше и больше начинают осознавать, что человек со всеми его возможностями, способностями, личностными качествами, навыками и умениями является ключевым субъектом и объектом организационной деятельности.

На следующем шаге исследования был проведен контент-анализ мнений авторов о перспективных направлениях развития концепции и ее использования на практике. Стоит отметить, что блок «перспективные направления» получился самым многочисленным – 44 направления, имеющих разную популярность среди авторов статей. К наиболее упоминаемым можно отнести следующие:

  • стратегия управления персоналом как одно из важнейших направлений развития организации, определение кадровой политики (14 авторов);
  • построение доверительных и продуктивных отношений в организации (10 авторов);
  • управление организационной культурой (6 авторов);
  • применение системного подхода в УЧР (9 авторов);
  • децентрализация и демократия как ключевые ресурсы управления (8 авторов);
  • человек как ключевой ресурс организации (8 авторов);
  • эффективное управление талантами, человеческим потенциалом, человеческими ресурсами, капиталом (7 авторов);
  • инновационный подход в УЧР (7 авторов);
  • повышение роли УЧР (7 авторов);
  • создание ситуации нацеленности на общий результат (7 авторов);
  • создание условий для создания успешной деятельности сотрудников предприятия (6 авторов)

Отметим, что большое количество перспективных направлений можно охарактеризовать как «ориентация на сотрудников». Это управление организационной культурой, создание условий для успешной деятельности сотрудников предприятия, эффективное управление талантами, человеческим капиталом, человеческим потенциалом, а также человек как ключевой ресурс организации и построение доверительных и продуктивных отношений в организации. Также авторы говорят о современных методах управления: инновационный подход в УЧР, децентрализация и демократия как ключевые ресурсы управления, применение системного подхода в УЧР. Популярность направления «применение системного подхода в УЧР» свидетельствует о том, что авторы понимают необходимость объективного управления и учета всех факторов и условий. Наиболее упоминаемые направления указывают на необходимость построения хороших отношений, налаживания эффективных коммуникаций между сотрудниками, отделами и т.д. Стратегия управления персоналом как одно из важнейших направлений развития организации является лидером, что свидетельствует о склонности авторов статей к тому, что без эффективной стратегии УЧР, взаимодействующей со стратегией организационного развития, невозможна реализация остальных направлений в организации.

Далее был проведен анализ комплексных диссертационных исследований по проблематике развития и внедрения концепции УЧР в российских компаниях.

Систематизируя проблемные зоны, выделяемые авторами диссертационных исследований, можно отметить, что  в качестве базовой проблемы эффективности применения концепции УЧР авторы выделяют недостаточные права и заниженную роль отдела УЧР, что говорит об отсутствии понимания важности такого отдела руководством организации.

Стоит отметить, в своих исследованиях авторы сходятся в том, что необходимо обеспечить взаимодополнительность системы управления организацией и системы УЧР.

В качестве направлений дальнейшего развития практики УЧР на российских предприятиях авторы рассматривают следующие: усиление участия персонала в важных организационных мероприятиях и процессах; необходимость в интеграции системы УЧР со стратегическим управлением организацией, а также использование системного анализа для определения проблемных зон в управлении персоналом.

Проанализировав экспертные статьи, кейсы и комплексные исследования, мы определили ряд особенностей в использовании и развитии концепции УЧР в практике российских предприятий.

Во – первых, в российских организациях имеется большое количество серьезных и взаимосвязанных проблем в области стратегического управления, что ставит под сомнение успешность реализации концепции УЧР, так как стратегия управления персоналом оторвана от стратегии управления компанией в целом.

Во – вторых, прослеживается большое количество целевых установок применения концепции УЧР в практике. Это свидетельствует о том, что практика подобного управления только становится, она разнообразна и требуется время для обобщения и анализа накопленного опыта для эффективного распространения концепции.

В – третьих использование системного подхода в управлении организацией и в УЧР имеет важное значение как фактор, серьезно влияющий на нормальное функционирование и развитие как системы УЧР, так и организации в целом, включая самих сотрудников.

В – четвертых, концепция УЧР требует пересмотра взглядов на роль сотрудников в организации: человек должен находиться в центре внимания, т.к. является ключевым ресурсом организации. Для большинства российских компаний этот тезис еще не является принимаем на уровне стратегии управления персоналом.

В – пятых, анализ показывает, что применение концепции УЧР невозможно без организационных изменений, пересмотра организационного дизайна, в т.ч. изменения полномочий подразделений по управлению персоналом.

Считаем, что проблематика использования концепции УЧР и развития практики ее применения на российских предприятиях является актуальной и требует дальнейшего изучения.


Библиографический список
  1. Алексеева И.А. Эффективное управление человеческими ресурсами в условиях организационных изменений // Управление и планирование в экономике. – 2014. – №4. – С. 63-68.
  2. Асхабалиев И.Ч. Управление человеческими ресурсами в период осуществления организационных изменений // Вестник Махачкалинского филиала МАДИ. – 2010. – №10. – С. 96-99.
  3. Бадмаев А.В. Управление человеческими ресурсами в коммерческом банке: секрет эффективности в системном подходе // Управление развитием персонала. – 2015. – №1. – С. 72-83.
  4. Бакай О.Н. Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством // Проблемы современной экономики. – Новосибирск. – 2013. – № 13. – С. 198-201.
  5. Васильев А.Л. Управление человеческим ресурсом в страховой компании с позиции управления успешностью профессиональной деятельностью // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 25. – С. 120-131.
  6. Вячеславов А.М. Использование информационных технологий в управлении человеческими ресурсами // Transport business in russia. – 2013. – №6. – С. 87-89.
  7. Галка В. Использование метода организационного развития в кадровом менеджменте (часть 1) // Менеджмент сегодня. – 2002. – №5. – С. 2-10.
  8. Гордеева, Ю. В. Инновационные подходы к управлению человеческими ресурсами в системе создания стратегических ценностей транснациональных корпораций / Ю. В. Гордеева, Г. И. Янчукова // Транспортное дело России. – 2011. – № 10. – С. 60-61.
  9. Гордейко С.Г. Управление лояльностью персонала на базе системного подхода // Мотивация и оплата труда. – 2014. – №2. – С. 94-109.
  10. Гордиков В.В. Управление персоналом в проектно-ориентированной компании: опыт разработки портфеля проектов по улучшению системы планирования // Управление человеческим потенциалом. – 2014. – №1. – С. 48 – 55.
  11. Горецкая В.В. Роль и место службы управления персоналом компании // Управление человеческим потенциалом. – 2009. – №2. – С. 122-128.
  12. Григорьева Т.О. Проблемы развития человеческих ресурсов компании // Управление развитием персонала. – 2005. – №4. – С. 68-79.
  13. Еремин В. Инновационные подходы к управлению человеческими ресурсами в СМИ / В. Еремин, Ю. Казаринов // Актуальные вопросы инновационной экономики. – 2013. – №3. – С. 95 – 106.
  14. Зайцева Т.В. Формирование интегрированной системы управления человеческими ресурсами организации: теоретические и методологические аспекты : дис. … д-ра экон. Наук / Т.В. Зайцева. – М., 2012. – 371 с.
  15. Захаров А.Н. Как построить эффективную систему управления персоналом компании? // Управление развитием персонала. – 2009. – №1. – С. 4-8.
  16. Иванова-Швец Л.Н. Инновационно-ориентированное управление человеческими ресурсами: сущность, принципы, модель / Л.Н. Иванова-Швец, Н.Н. Борисова // Креативная экономика. – 2014. – №3. – С. 23-34.
  17. Катунина И.В. Управление человеческими ресурсами в ориентированной на развитие организации : дис. … д-ра экон. наук / Катунина И.В. – Омск, 2010. – 372 с.
  18. Катунина И.В. Формирования управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2010. – №2. – С. 103-118.
  19. Клейн Е.Д. Система управления человеческими ресурсами и ее совершенствование : дис. … канд. экон. наук / Е.Д. Клейн. – СПб., 2010. – 175 с.
  20. Ковалева Ю.В. Проблемы управления персоналом современных наукоемких предприятий/ Ю.В. Ковалева, С.Г. Кукушкин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – №8. – С. 277 – 278.
  21. Кулапов М.Н. Особенности применения стратегического подхода к управлению человеческими ресурсами в России / М.Н. Кулапов, М.Г. Лабаджян // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – №5. – С. 83 – 86.
  22. Купцова А.С. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами: российская практика // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. – 2008. – № 1. – С. 472-476.
  23. Лабаджян М.Г. Стратегическое управление человеческими ресурсами как инструмент достижения миссии компании : дис. … канд. экон. наук / М.Г. Лабаджян. – М., 2011. – 174 с.
  24. Логинов А.А. Работа с персоналом в рамках построения системы управления компанией / А.А. Логинов, П.Б. Шухман // Управление человеческим потенциалом. – 2010. – №4. – С. 326-332.
  25. Логинов А.А. Современные методы управления компанией: организационное развитие и управление персоналом / А.А. Логинов, П.Б. Шухман /Управление развитием персонала. – 2008. – №2. – С. 112-121.
  26. Мавколенко А.С. Необходимость перехода к управлению человеческими ресурсами // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2012. -  № 17. – С. 125-129.
  27. Мартыненко П.Г. Управление человеческими ресурсами в страховой компании в условиях инновационной экономики // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2010. – №2. – С. 37-41.
  28. Маслов Д.В. Кадры решают все? о корпоративной культуре и принципах менеджмента (часть 1) / Д.В. Маслов, Ю.С. Тишков // Менеджмент сегодня. – 2010. – №2. – С. 84-110.
  29. Минина В.Н. Новые требования к управлению человеческими ресурсами в проектном бизнесе // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2009. – №1. – С. 7 – 9.
  30. Музыченко В.В. HR-дирэкшен в холистическом мире: вызовы и перспективы // Менеджмент сегодня. – 2011. – №6. – С. 350-363.
  31. Некрасова Н.А. Управление талантами // Альманах. – 2015. – №1. – С. 2-9.
  32. Нефедова К.Л. Кризис в HR: мираж или неизбежность? // Управление человеческим потенциалом. – 2011. – №4. – С. 262-268.
  33. Ощепкова Д.С. Управление системой человеческого капитала как основа развития предприятий аэрокосмической отрасли // Решетневские чтения. – 2014. – №18. – С. 470 – 472.
  34. Папкова Л.Л. Экономическая эффективность HR — путь к стратегическому партнерству // Управление человеческим потенциалом. – 2012. – №1. – С. 24-30.
  35. Петрова А.С. Современные подходы к управлению человеческими ресурсами // Новые технологии – нефтегазовому региону. – Тюмень, 2015. – С. 29 – 30.
  36. Пустовой М.В. Совершенствование системы управления персоналом организации / М.В. Пустовой, В.А.  Шарабура // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – №4. – С. 1426-1428.
  37. Резанович А.Е. Логика построения стратегии управления персоналом // Российский экономический интернет-журнал. – 2014. – №3.
  38. Романова Л.В. Проектирование системы управления человеческими ресурсами организации (СУЧР) как инструмент управления производительностью труда // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – №1-5. – С. 108-115.
  39. Санкова Л. HR-менеджмент в виртуальных организациях // Управление персоналом. – 2007. – №5
  40. Солдатова И.А. Управление человеческими ресурсами организации в условиях инновационного развития : дис. … канд. соц. наук / И.А. Солдатова. – М., 2010. – 156 с.
  41. Старостин А.М. Инновационные технологии в управлении человеческими ресурсами: проблемы трансфера в систему государственной и муниципальной службы / А.М. Старостин, Л.Г. Швец // Социум и власть. – 2012. – №6. – С. 77-80.
  42. Степичева О.А. Управление человеческими ресурсами современного предприятия / О.А. Степичева, В.М. Юрьев // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №12. – С. 478-483.
  43. Сухарева А.С. Нужно ли измерять эффективность управления человеческими ресурсами? // Управление развитием персонала. – 2013. – №4. – С. 284-289.
  44. Тамберг В.В. Новая парадигма управления человеческими ресурсами / В.В. Тамберг, А.В. Бадьин // Стратегический менеджмент. – 2010. – №3. – С. 226-237.
  45. Текуева М. Т. Оптимизация использования инновационного потенциала в рамках инвестиционной активности Кабардино-Балкарской республики // Экономика и предпринимательство. – 2013. – №12, ч. 3. – С. 310 – 316. Электронная версия. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20932999& (дата обращения: 28.02.2014).
  46. Тернер Рони Дж. Управление человеческими ресурсами в проектно-ориентированной компании: нераскрытая тема (часть 2) // Управление проектами и программами. – 2008. – №2. – С. 118-126.
  47. Томашевская Я.В. Служба управления персоналом в компании // Управление человеческим потенциалом. – 2009. – №2. – С. 150 – 155.Третьякова Е.А. Управление человеческими ресурсами через самоорганизацию / Е.А. Третьякова, А.С. Роот // Актуальные вопросы современной науки. – 2015 – №1. – С. 92-95.
  48. Трофимов И.В. К вопросу оценки эффективности управления человеческими ресурсами строительной отрасли в условиях инновационного развития экономики // Менеджмент качества. – 2015. – №3. – С. 236-246.
  49. Ушакова Д.Р. Антикризисное управление человеческими ресурсами / Д.Р. Ушакова, С.В. Эверт // Управление человеческим потенциалом. – 2009. – №2. – С. 82-88.
  50. Хабибуллина С.А. Служба управления персоналом: от теории к практике // Управление человеческим потенциалом. – 2009. – №2. – С. 130-137.
  51. Хаматнурова Е. Н. Управление человеческими ресурсами в системе управления корпоративными знаниями / Н.С. Гужавина, Е.Н. Хаматнурова // Науковедение. – Электрон. дан.  – 2013. – №6. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-chelovecheskimi-resursami-v-sisteme-upravleniya-korporativnymi-znaniyami (дата обращения: 06.01.2016)
  52. Ципес Г. Управление персоналом: взгляд сквозь призму стратегии /Г. Ципес, Ю. Болдырева // Управление человеческим потенциалом. – 2005. – №4. – С. 16-24.
  53. Шмелева А.Н. Анализ нововведений в системе управления персоналом предприятий при внедрении системы менеджмента качества по стандартам iso 9000 // Управление развитием персонала. – 2009. – №4. – С. 266-285.
  54. Ярных В. Специфика управления персоналом в условиях кризиса экономики [Электронный ресурс]// Библиотека «матрица бизнеса». – Электрон. дан. – 2012. – URL: http://www.econfin.ru/archives/5644 (дата обращения: 06.01.2016)


Все статьи автора «Аранжин Вячеслав Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: