УДК 004.94, 338.48

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ГОТОВОГО БИЗНЕСА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Ерёмин Александр Юрьевич1, Левченко Юрий Владиславович1, Ходова Наталья Сергеевна1
1Дальневосточный Федеральный Университет, студент

Аннотация
Данная статья посвящена разработке моделей готового бизнеса в туристической отрасли. Предложенные модели позволяют продемонстрировать особенности деятельности компании, предоставляющей сервисные услуги путешественникам: бронирование билетов на транспорт по оптовым ценам, заказом экскурсий и арендой транспортных средств. Проектирование бизнес-процесс позволяет предварительно оценить стоимость конечной услуги, оптимизировать процессы, дает возможность разработать требования к АИС.

Ключевые слова: бизнес-процесс, моделирование, процессный подход, туристическая отрасль


DESIGNING BUSINESS PROCESSES FOR THE CREATION OF BUSINESSES IN THE TOURISM INDUSTRY

Eremin Alexander Yurievich1, Khodova Nataliya Sergeevna1, Levchenko Yuri Vladislavovich1
1Far Eastern Federal University, student

Abstract
This article focuses on model development of businesses in the tourism cluster. The model allows demonstrating the features of the activities of the tourist company, which is engaged in booking tickets for transportation, booking excursions and renting transport. Designing business process evaluates sequence of processes provides the ability to develop requirements for AIS, pre-estimate the cost of the final services and to optimize the processes for a given level of results.

Keywords: business process, modeling, process approach, tourism branch


Библиографическая ссылка на статью:
Ерёмин А.Ю., Левченко Ю.В., Ходова Н.С. Проектирование бизнес-процессов для создания готового бизнеса в туристической отрасли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/12015 (дата обращения: 29.09.2017).

Руководитель:

Кригер Александра Борисовна

Дальневосточный федеральный университет

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов

Сегодня, в результате действия экономических санкций против России возникли благоприятные условия для развития туристической отрасли в регионах страны. Поэтому актуальным направлением деятельности является предоставление услуг в туристической сфере, а именно услуги индивидуальным путешественникам. Основная задача предприятий, предоставляющих такие услуги – организация групп и предоставление услуг по оптовым ценам. Это позволит туристам снизить риски и временные затраты на организацию путешествия.

Особенности организации таких предприятий:

  • предприятие является малым и обладает штатом, состоящим из 5-8 сотрудников;
  • для выполнения некоторых работ привлекаются сотрудники на договорной основе – фрилансеры;
  • для функционирования предприятия необходима автоматизированная информационная система (АИС).

Однако предприятие сможет закрепиться на рынке только при эффективной организации бизнес-процессов. Под бизнес-процессом будем понимать совокупность связанных видов деятельности, направленных на получение конкретного продукта (результата), имеющего ценность для потребителя [1].

Таким образом, необходимо разработать модель сети бизнес-процессов компании (бронирование билетов на транспорт, заказ экскурсий и аренда транспортных средств). Построение модели процессов позволяет оценить степень их соответствие целям и повысить эффективность [2].

    В настоящее время существует несколько методов и методологий моделирования бизнес-процессов [3]:

  • метод функционального моделирования методологии SADT (IDEF0);
  • метод моделирования потоков работ методологии SADT (IDEF3);
  • диаграмма Гейна-Сарсона (диаграмма потоков данных);
  • методы методологии ARIS (EPC ERM, UML);
  • нотация BPMN.

Для модерирования была выбрана нотация BPMN (Business process model and notation) [4]. Нотация универсальна для понимания и использует набор интуитивно понятных элементов, объединение которых можно просто и четко прочесть. Несмотря на это нотация плохо понимаема управленцами. С помощью BPMN можно отражать сценарий выполнения бизнес процесса, но одним из главных недостатков нотации является невозможность отобразить материальные потоки.

    На рынке программного обеспечения представлены разнообразные программные средства моделирования бизнес-процессов:

  • BPWin (разработчик – Computer Association);
  • Rational Rose (разработчик – IBM);
  • Visio (разработчик – Microsoft);
  • другие.

Для моделирования сети бизнес-процессов было выбрано программное средство Visio. Microsoft Visio поддерживает BPMN 2.0, который является текущей версией стандарта, и содержит соответствующие правила проверки схем.

Сеть бизнес-процессов – это совокупность связанных между собой бизнес-процессов, включающих в себя все основные операции (функции), которые выполняются в подразделении данной организации. [5] Построив сеть бизнес-процессов организации, можно оценить модель ее деятельности в целом и понять, правильно ли были выделены бизнес-процессы. Исходя из логики построения сети, можно также проверить, насколько корректно были описаны окружения бизнес-процессов, а именно — входные и выходные данные и ресурсы. Для моделирования из сети бизнес-процессов компании были выбраны следующие бизнес-процессы:

  • заказ билетов;
  • аренда автомобилей/байков/велосипедов;
  • заказ экскурсий.

Такие бизнес-процессы были выбраны, потому что данные услуги, являются наиболее востребованными, а также могут быть приобретены оптом у поставщиков.

Участниками бизнес-процесса «Заказ билетов» (рисунок 1) являются партнеры поставщики транспортных услуг, турист и такое подразделение туристической компании, как отдел менеджеров. Бизнес-процесс имеет свернутый подпроцесс «Формирование группы», который включает в себя действия по формированию группы клиентов со сходными пожеланиями, а также действие компенсацию «Изменение покупки», так как при «Получении подтверждения покупки» может возникнуть ситуация, что какие-либо данные неверны и это необходимо исправить.

Рисунок 1 – Заказ билетов

Участниками бизнес-процесса «Заказ экскурсий» (рисунок 2) являются партнеры поставщики экскурсионных и транспортных услуг, турист и такое подразделение туристической компании, как отдел менеджеров. Бизнес-процесс имеет свернутый подпроцесс «Формирование групп на экскурсии», объединяющий в себе действия по составлению предварительных списков туристов, изъявивших желание посетить экскурсию с последующей оценкой соответствия размера группы условиям получения оптовой скидки. Также в бизнес-процессе представлено действие компенсации «Заказ индивидуального транспорта», так как при «Заказе транспорта до места проведения» может возникнуть ситуация, когда кто-то из туристов захочет добираться отдельно от группы и менеджеру необходимо это учитывать.

Рисунок 2 – Заказ экскурсий

Участниками бизнес-процесса «Аренда автомобиля/байка/велосипеда» (рисунок 3) являются компания по прокату транспортных средств, турист и сотрудники туристической компании: менеджер по работе с клиентами и менеджер по доставки транспортных средств.

Данный бизнес-процесс включает в себя несколько подпроцессов:

  • «Обработка заявки клиента». Этот подпроцесс включает обработку требований клиента, в соответствии с заявкой, запрос в фирму по прокату, согласование с клиентом всех деталей заказа и получением от клиента предоплаты.
  • «Подтверждение и оплата аренды автомобиля/байка/велосипеда». Подпроцесс включает работу с фирмой по прокату: бронирование транспортного средства, уточнение даты и времени аренды, а так же его оплату.
  • «Подготовка и проверка автомобиля к сдаче в аренду». Подпроцесс включает действия фирмы по прокату по подготовке транспортного средства для сдачи в аренду.

Так же бизнес-процесс содержит два действия компенсации, т.к. нельзя исключать вероятность того, что при проверке доставленного транспорта клиент может, обнаружить неисправность или несоответствие заявленных параметров транспорта. А так же необходимо предусмотреть вероятность того, что клиент мог указать неправильный адрес доставки транспорта.

Рисунок 3 – Аренда транспорта

Результатом проекта являются детализированные модели бизнес процессов. Модели процессов демонстрируют особенности деятельности предприятия туристической сферы, ориентированного на поддержку индивидуальных туристов и малых туристических групп. Услуги компании дают возможность туристам снизить риски и временные затраты на организацию путешествия.

Построенные модели деятельности позволяют оценить реализуемость бизнес-процессов, лучшим образом построить организационную структуру и разработать требования к АИС. Кроме того, моделирование позволяет осуществить предварительную оценку стоимости бизнес-процессов и конечной услуги, оптимизировать процессы до начала функционирования предприятия.


Библиографический список
  1. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов : учеб. пособие для вузов / Г.Н. Калянов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.
  2. О роли моделирования в совершенствовании бизнес-процессов / А.Б Кригер / Экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века: материалы II международной научно-практической конференции – Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2015. – с. 48-51.
  3. Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, средства / П.В. Скородумов / Вопросы территориального развития №5 (15) – Вологда: Издательство Института социально-экономического развития территорий РАН, 2014
  4. Электронный ресурс: http://www.bpmn.org
  5. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / Владимир Репин, Виталий Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.


Все статьи автора «Ходова Наталья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: