Руководитель:
Кригер Александра Борисовна
Дальневосточный федеральный университет
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов
Сегодня, в результате действия экономических санкций против России возникли благоприятные условия для развития туристической отрасли в регионах страны. Поэтому актуальным направлением деятельности является предоставление услуг в туристической сфере, а именно услуги индивидуальным путешественникам. Основная задача предприятий, предоставляющих такие услуги – организация групп и предоставление услуг по оптовым ценам. Это позволит туристам снизить риски и временные затраты на организацию путешествия.
Особенности организации таких предприятий:
-
предприятие является малым и обладает штатом, состоящим из 5-8 сотрудников;
-
для выполнения некоторых работ привлекаются сотрудники на договорной основе – фрилансеры;
-
для функционирования предприятия необходима автоматизированная информационная система (АИС).
Однако предприятие сможет закрепиться на рынке только при эффективной организации бизнес-процессов. Под бизнес-процессом будем понимать совокупность связанных видов деятельности, направленных на получение конкретного продукта (результата), имеющего ценность для потребителя [1].
Таким образом, необходимо разработать модель сети бизнес-процессов компании (бронирование билетов на транспорт, заказ экскурсий и аренда транспортных средств). Построение модели процессов позволяет оценить степень их соответствие целям и повысить эффективность [2].
В настоящее время существует несколько методов и методологий моделирования бизнес-процессов [3]:
-
метод функционального моделирования методологии SADT (IDEF0);
-
метод моделирования потоков работ методологии SADT (IDEF3);
-
диаграмма Гейна-Сарсона (диаграмма потоков данных);
-
методы методологии ARIS (EPC ERM, UML);
-
нотация BPMN.
Для модерирования была выбрана нотация BPMN (Business process model and notation) [4]. Нотация универсальна для понимания и использует набор интуитивно понятных элементов, объединение которых можно просто и четко прочесть. Несмотря на это нотация плохо понимаема управленцами. С помощью BPMN можно отражать сценарий выполнения бизнес процесса, но одним из главных недостатков нотации является невозможность отобразить материальные потоки.
На рынке программного обеспечения представлены разнообразные программные средства моделирования бизнес-процессов:
-
BPWin (разработчик – Computer Association);
-
Rational Rose (разработчик – IBM);
-
Visio (разработчик – Microsoft);
-
другие.
Для моделирования сети бизнес-процессов было выбрано программное средство Visio. Microsoft Visio поддерживает BPMN 2.0, который является текущей версией стандарта, и содержит соответствующие правила проверки схем.
Сеть бизнес-процессов – это совокупность связанных между собой бизнес-процессов, включающих в себя все основные операции (функции), которые выполняются в подразделении данной организации. [5] Построив сеть бизнес-процессов организации, можно оценить модель ее деятельности в целом и понять, правильно ли были выделены бизнес-процессы. Исходя из логики построения сети, можно также проверить, насколько корректно были описаны окружения бизнес-процессов, а именно — входные и выходные данные и ресурсы. Для моделирования из сети бизнес-процессов компании были выбраны следующие бизнес-процессы:
- заказ билетов;
- аренда автомобилей/байков/велосипедов;
- заказ экскурсий.
Такие бизнес-процессы были выбраны, потому что данные услуги, являются наиболее востребованными, а также могут быть приобретены оптом у поставщиков.
Участниками бизнес-процесса «Заказ билетов» (рисунок 1) являются партнеры поставщики транспортных услуг, турист и такое подразделение туристической компании, как отдел менеджеров. Бизнес-процесс имеет свернутый подпроцесс «Формирование группы», который включает в себя действия по формированию группы клиентов со сходными пожеланиями, а также действие компенсацию «Изменение покупки», так как при «Получении подтверждения покупки» может возникнуть ситуация, что какие-либо данные неверны и это необходимо исправить.
Рисунок 1 – Заказ билетов
Участниками бизнес-процесса «Заказ экскурсий» (рисунок 2) являются партнеры поставщики экскурсионных и транспортных услуг, турист и такое подразделение туристической компании, как отдел менеджеров. Бизнес-процесс имеет свернутый подпроцесс «Формирование групп на экскурсии», объединяющий в себе действия по составлению предварительных списков туристов, изъявивших желание посетить экскурсию с последующей оценкой соответствия размера группы условиям получения оптовой скидки. Также в бизнес-процессе представлено действие компенсации «Заказ индивидуального транспорта», так как при «Заказе транспорта до места проведения» может возникнуть ситуация, когда кто-то из туристов захочет добираться отдельно от группы и менеджеру необходимо это учитывать.
Рисунок 2 – Заказ экскурсий
Участниками бизнес-процесса «Аренда автомобиля/байка/велосипеда» (рисунок 3) являются компания по прокату транспортных средств, турист и сотрудники туристической компании: менеджер по работе с клиентами и менеджер по доставки транспортных средств.
Данный бизнес-процесс включает в себя несколько подпроцессов:
-
«Обработка заявки клиента». Этот подпроцесс включает обработку требований клиента, в соответствии с заявкой, запрос в фирму по прокату, согласование с клиентом всех деталей заказа и получением от клиента предоплаты.
-
«Подтверждение и оплата аренды автомобиля/байка/велосипеда». Подпроцесс включает работу с фирмой по прокату: бронирование транспортного средства, уточнение даты и времени аренды, а так же его оплату.
-
«Подготовка и проверка автомобиля к сдаче в аренду». Подпроцесс включает действия фирмы по прокату по подготовке транспортного средства для сдачи в аренду.
Так же бизнес-процесс содержит два действия компенсации, т.к. нельзя исключать вероятность того, что при проверке доставленного транспорта клиент может, обнаружить неисправность или несоответствие заявленных параметров транспорта. А так же необходимо предусмотреть вероятность того, что клиент мог указать неправильный адрес доставки транспорта.
Рисунок 3 – Аренда транспорта
Результатом проекта являются детализированные модели бизнес процессов. Модели процессов демонстрируют особенности деятельности предприятия туристической сферы, ориентированного на поддержку индивидуальных туристов и малых туристических групп. Услуги компании дают возможность туристам снизить риски и временные затраты на организацию путешествия.
Построенные модели деятельности позволяют оценить реализуемость бизнес-процессов, лучшим образом построить организационную структуру и разработать требования к АИС. Кроме того, моделирование позволяет осуществить предварительную оценку стоимости бизнес-процессов и конечной услуги, оптимизировать процессы до начала функционирования предприятия.
Библиографический список
- Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов : учеб. пособие для вузов / Г.Н. Калянов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 240 с.
- О роли моделирования в совершенствовании бизнес-процессов / А.Б Кригер / Экономика. Теория и практика. Перспективы XXI века: материалы II международной научно-практической конференции – Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2015. – с. 48-51.
- Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, средства / П.В. Скородумов / Вопросы территориального развития №5 (15) – Вологда: Издательство Института социально-экономического развития территорий РАН, 2014
- Электронный ресурс: http://www.bpmn.org
- Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / Владимир Репин, Виталий Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.
Количество просмотров публикации: Please wait