УДК 330.341

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Анисимова Дарья Сергеевна
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Ливенский филиал
студент

Аннотация
В статье рассматривается реализация корпоративной социальной ответственности в региональном аспекте. Проведен анализ ответственности бизнеса ряда промышленных предприятий Орловской области в разрезе следования основным принципам корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: благотворительность, корпоративная социальная ответственность, корпоративное управление, социальная программа


IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY: A REGIONAL EXPERIENCE

Anisimova Darya Sergeevna
Orel state University named after I. S. Turgenev, branch Livny
student

Abstract
The article discusses the implementation of corporate social responsibility in the regional aspect. The author analyzes the corporate social responsibility of a number of industrial enterprises in Orel region in the context of basic principles of corporate social responsibility.

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова Д.С. Реализация корпоративной социальной ответственности: региональный опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11832 (дата обращения: 26.05.2017).

Реализация корпоративной социальной ответственности (КСО) – одна из самых обсуждаемых тем в современном мире. Актуальность этой темы свя­зана с ростом роли бизнеса в жизни общества, а так же повышением требова­ний к «открытой игре» в деловой сфере. Все эти факторы, несо­мненно, связаны с развитием общества, государства и бизнеса. Злободнев­ность проблемы реализации корпоративной социальной ответственности свя­зана с взаимоотношениями внутри триады «бизнес – государство − обще­ство». Непонимание принципов социальной ответственности приводит к наруше­нию взаимоотношений бизнеса и общества, бизнеса и государства, а так же государства и общества. Крупные корпорации, имеющие огромные сред­ства на социальные инвестиции, способны улучшить социально-экономиче­ское положение не только города, в котором они функционируют, но и региона, страны в целом.

Цель исследования – раскрыть сущность и проанализировать опыт реализа­ции корпоративной социальной ответственности промышленных предпри­ятий Орловской области. Задачами исследования является раскрытие современного понимания и основных принципов корпоративной социальной ответственности, рассмотрение регионального опыта в реализации корпоратив­ной социальной ответственности, в частности, ряда промышлен­ных предприятий Орловской области.

Современные ученые понимают корпоративную социальную ответствен­ность (Corporate Social Responsibility) как составную часть хоро­шего корпоративного управления [1, 2].

В соответствии с Социальной хартией российского бизнеса корпоратив­ная социальная ответственность лежит в основе эффективных биз­нес-стратегий, направленных на эффективное развитие компании; обеспечи­вает баланс интересов заинтересованных лиц (акционеров, работни­ков, бизнес-партнеров, потребителей товаров и услуг, местного окружения), основывается на соблюдении законодательства и добровольных инициатив в области взаимодействия с заинтересованными сторонами внутри компании и за ее пределами.

Европейская и постепенно российская корпоративная социальная ответст­венность определяется как «концепция интеграции осуществления соци­ально-экологического развития в бизнес-операциях компаний в функциони­рование корпораций при взаимодействии с акционерами и внеш­ней средой» [3].

До недавнего времени попытки государства и бизнеса определить об­щее понятие корпоративной социальной ответственности сталкивались с ря­дом проблем, которые тормозили развитие практики корпоративной социаль­ной ответственности в России. Да и в настоящее время при разработке поли­тики в области корпоративной социальной ответственности исследуемый тер­мин трактуется по-разному. Однако следует учитывать, что в соответст­вии с п. 2.18 ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» «Социальная ответственность (social responsibility) − ответственность организа­ции за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружаю­щую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

−    содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостоя­ние общества;

−    учитывает ожидания заинтересованных сторон;

−    соответствует применяемому законодательству и согласуется с междуна­родными нормами поведения;

−    интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимо­отношениях» [4].

Корпоративная социальная ответственность есть философия и практика хо­зяйствования, отражающаяся экономическими, экологическими, социаль­ными показателями устойчивого развития предприятия [5]. Решения в об­ласти корпоративной социальной ответственности принимаются всеми взаимо­действующими субъектами корпоративного управления: собственни­ками компании, советом директоров, менеджментом. Важную роль играют отно­шения в системе «работодатель – работник», реализация экономических интересов наемных работников в соответствие с теорией рационального поведе­ния [6]. Несомненно влияние и учет интересов общества, государства, институтов регулирования и поддержки бизнеса [7].

Большинство российских компаний не имеют единого системного и скоор­динированного менеджмента социальной деятельности. Это во многом зависит от того, что на различных уровнях власти отсутствуют единые законода­тельные рамки реализации корпоративной социальной ответственно­сти, что влечет непонимание топ-менеджментом эффекта от осуще­ствления социальных инвестиций на практике. Применение упомяну­того выше стандарта позволяет построить единую систему управления корпора­тивной социальной ответственности. Однако исследования показы­вают, что данный стандарт применяют небольшое количество компаний (16,9 %). Другими международными стандартами являются стандарты АА 1000SES  и АА 1000АS (15,3 %), стандарты МОТ (22 %), другие стандарты серии ИСО (50,8 %) [8, с. 15].

На микроэкономическом уровне реализовать лучшую практику корпоратив­ного управления позволяет корпоративный этический кодекс. Собст­венный кодекс существует у большинства компаний: в сырьевом сек­торе – 92,3 %, в перерабатывающей секторе – 86,7 %, в сфере услуг 74,2 % пред­приятий закрепили в нем положения социальной ответственности [8, с. 34].

Для реализации корпоративной социальной ответственности на предпри­ятиях созданы специальные подразделения или перераспределены и закреплены функции за уже существующими. Так, согласно упомянутому иссле­дованию, в большинстве компаний (52,5 %) реализация корпоративной стратегии закреплена за департаментом по связям с общественностью, департа­ментом по управлению персоналом (47,5 %), за всеми подразделе­ниями в рамках реализации своих функций (32,2 %), за созданным специализиро­ванным департаментом по корпоративной социальной ответствен­ности (18, 6 %), за департаментом маркетинга (11,9 %), департамен­том по социальному развитию (11,9 %), за корпоративным благотво­рительным фондом и межфункциональным группам (по 8,5 %) [8, с. 35].

Орловские заводы, входящие в группу ГМС (Ливнынасос, Ливгидро­маш) определяют в своих нормативных документах социальную политику как добровольный вклад предприятия в развитие общества в социальной, эконо­мической и экологических сферах, связанный напрямую с основной дея­тельностью предприятия и выходящий за рамки определенного законом минимума [9].

Социальная ответственность ОАО «Промприбор» выражается в проведе­нии разнообразных социальных программ внутренней и внешней направ­ленности. К первым относятся развитие персонала, охрана здоровья и поддержание безопасных условий труда, природоохранная деятельность и ресур­сосбережение, ко вторым − благотворительная деятельность, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика [10].

Помимо деятельности по развитию персонала и создания условий не только для добросовестной работы, но и для комфортного отдыха рабочих, все исследуемые предприятия ведут свою политику в области экологии. Так, в АО «Автоагрегат» был разработан и успешно внедрен проект по оснаще­нию газопылеулавливающими установками ряда источников технологиче­ских выбросов вредных веществ. На данном предприятии используется современ­ное поколение фильтровальных бумаг и картонов, не содержащих фенола. В результате внедренных мероприятий сокращены выбросы в атмо­сферу фенола, диоктилфталатов, оксидов углерода, сернистого ангидрида и других вредных веществ. В АО «Автоагрегат» с 1995 года введены в эксплуата­цию очистные сооружения производственных нефтесодержащих и хозяйственно-отходных сточных вод. Очищенная вода используется в сис­теме оборотного водоснабжения на производственные нужды и в производст­венно-противопожарной системе водоснабжения [3].

Сопоставим основные задачи корпоративной социальной политики двух крупных предприятий Орловской области с общепринятыми направле­ниями корпоративной социальной ответственности.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика задач КСО промышленных предприятий с общепринятыми направлениями

ОАО «Промприбор»

АО «ГМС Ливгидромаш»

Добросовестная деловая практика

В социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают следование общепринятой корпоративной практике ведения дел, в том числе и раскрытия информации. В документе о социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают раскрытие информации и добросовестное ведение дел.

Природоохранная  деятельность и ресурсосбережение

Документ о социальной политики не подразумевает эти функции, но они отражены в других внутренних документах и предусматривают ведение грамотной политики по отношению к экологии города, устранение вредоносных выбросов цехов основного производства. В социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают соблюдение законодательства в природоохранной сфере, создание новых и модернизация старых очистных сооружений,  устранение последствий вредного воздействия завода на окружающую среду.

Охрана здоровья и безопасные условия труда

Обучение требованиям правил промышленной безопасности; работа поликлиники, в которой ведут прием 11 врачей по различным направлениям; на предприятии работает столовая, кондитерский цех (принимаются заказы по празднованию знаменательных дат). Создание безопасных условий труда; проведение обследований условий труда, травмобезопасности на рабочих местах, состояния санитарно-бытовых помещений; проведение обучения вопросам охраны труда и техники безопасности; соблюдение предусмотренной законом продолжительности рабочего времени.

Развитие местного сообщества

Оказание ежемесячной материальной помощи Крутовской школе-интернату и шефской помощи МОУ школа № 1; спонсирование детской футбольной команды; стимулирование работников предприятия за участие в городских спортивных соревнованиях; ежегодные поздравления в День Победы и денежные вознаграждения Ветеранов ВОВ, Тружеников тыла и воинов интернационалистов; выделение денежных средств на дни Милосердия и на строительство храма. В социальной политике не указаны, но фактически мероприятия такого рода проводятся. К этой деятельности можно отнести: содержание развлекательного парка, содержание общежитий, трудоустройство выпускников технических специальностей Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева и др.

Развитие персонала

Обучение работников в вузах за счет средств предприятия; повышение квалификации за счет средств предприятия в учебных заведениях дополнительного образования (посещения семинаров); обучение иностранному языку; выплата денежных премий юбилярам предприятия; установлены терминалы для оплаты коммунальных платежей; для перевозки рабочих созданы два бесплатных маршрута Демидово-Промприбор (70км) и Коротыш-Промприбор (40км); обустроена стоянка для личного автотранспорта перед предприятием. Не применяется детский труд; предоставление работникам, обучающимся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях в период учебного года сокращенного рабочего времени продолжительностью не более одного дня в неделю; уважение прав персонала при заключении Коллективного договора; недопущение применения дискриминаций, основывающихся на расе, касте, национальном происхождении; выплата заработной платы в полном объеме и в установленные сроки; информирование персонала и заинтересованных сторон по вопросам, касающимся социальной ответственности; совершенствование системы мотивации работников.

 

Анализ задач корпоративной социальной ответственности ОАО «Промпри­бор» и АО «ГМС Ливгидромаш» показывает, что задачи АО «ГМС Ливгидромаш» направлены, в основном, на развитие и охрану труда персо­нала, а также на соблюдение законодательства в области корпоративной социаль­ной ответственности. Задачи корпоративной социальной ответственно­сти ОАО «Промприбор» учитывают также направления деятельно­сти в области развития местного общества. АО «ГМС Ливгидро­маш» рассматривает данное направление в другом виде политики и отражает в других внутренних документах. Здесь уже стоит вопрос в понимании сущно­сти корпоративной социальной ответственности каждым предпри­ятием.

Таким образом, на региональном уровне социальная ответственность – это стратегический ресурс, обеспечивающий решение важнейших задач соци­ально-экономического развития. Модель корпоративной социальной ответст­венности выступает как наиболее эффективный механизм взаимо­связи интересов бизнеса, государства и общества, общим результатом деятельно­сти которых выступает обеспечение устойчивого развития предпри­ятий и региона. В современной России нет единого понимания сущно­сти оптимального сочетания ответственности в триаде «бизнес − государ­ство − общество». Однако предполагается, что гарантом целевого исполь­зования социальных инвестиций могут выступать специализирован­ные некоммерческие структуры, способные осуществить программно-целе­вой подход к реализации практики корпоративной социальной ответственно­сти.

Посредник между предприятием и обществом должен обладать всей полно­той информации о проводимых проектах социально-экономического разви­тия региона и применять давно отработанные рычаги мониторинга и кон­троля за использованием средств на благотворительность. В тесном сотрудни­честве с некоммерческими компаниями должны работать и субъ­екты информационного пространства, и политические партии. Институты граж­данского общества должны выступать арбитром отношений власти и биз­неса в обеспечении устойчивого развития региона, а также являться актив­ным участником инициатором социальной ответственности, выявляя насущ­ные проблемы, требующие решения и, тем самым, способствуя реализа­ции корпоративной социальной ответственности.

На региональном уровне корпоративная социальная ответственность явля­ется необходимым элементом политики любого крупного предприятия, в основном направлена на создание безопасных и комфортных условий труда и отдыха для работников, на взаимодействие с местными и региональными сообще­ствами, благотворительными фондами, осуществление добросовест­ной деловой практики и соблюдение экологических норм на предприятии.


Библиографический список
  1. Рыманов А. Развитие теории корпоративного управления. //Вестник Инсти­тута экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С. 182-185.
  2. Бочарова И.Ю. Корпоративный контроль в условиях перераспределения ак­ционерного капитала. //Финансы и кредит. 2005. № 9 (177). С. 48-53.
  3. Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг в повышении корпоратив­ной социальной ответственности. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 10 (46). С.50.
  4. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федера­ции. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
  5. Рыманов А.Ю., Винокуров Г.З. Устойчивое экономическое развитие предпри­ятий. //Управление экономическими системами: электронный науч­ный журнал. 2012. № 3 (39). С. 39.
  6. Бочарова И. Экономические интересы в теориях рационального поведе­ния наемных работников//Вестник Института экономики Российской акаде­мии наук. 2007. № 4. С. 93-105.
  7. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
  8. Доклад о социальных инвестициях в России − 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества /Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. − 144 с.
  9. Политика АО «ГМС Ливгидромаш» в области корпоративной социальной ответственности. URL: http://www.hms-livgidromash.ru/company/corporate-responsi­bility/policy-company.php
  10. Социальная ответственность ОАО «Промприбор». URL: http://www.prompribor.ru/index.php/ru/otvetstvennost/sotsialnaya
  11. Экология в АО «Автоагрегат»: официальный сайт. URL: http://www.laaz.ru/ecology.php


Все статьи автора «Анисимова Дарья Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: