Реализация корпоративной социальной ответственности (КСО) – одна из самых обсуждаемых тем в современном мире. Актуальность этой темы связана с ростом роли бизнеса в жизни общества, а так же повышением требований к «открытой игре» в деловой сфере. Все эти факторы, несомненно, связаны с развитием общества, государства и бизнеса. Злободневность проблемы реализации корпоративной социальной ответственности связана с взаимоотношениями внутри триады «бизнес – государство − общество». Непонимание принципов социальной ответственности приводит к нарушению взаимоотношений бизнеса и общества, бизнеса и государства, а так же государства и общества. Крупные корпорации, имеющие огромные средства на социальные инвестиции, способны улучшить социально-экономическое положение не только города, в котором они функционируют, но и региона, страны в целом.
Цель исследования – раскрыть сущность и проанализировать опыт реализации корпоративной социальной ответственности промышленных предприятий Орловской области. Задачами исследования является раскрытие современного понимания и основных принципов корпоративной социальной ответственности, рассмотрение регионального опыта в реализации корпоративной социальной ответственности, в частности, ряда промышленных предприятий Орловской области.
Современные ученые понимают корпоративную социальную ответственность (Corporate Social Responsibility) как составную часть хорошего корпоративного управления [1, 2].
В соответствии с Социальной хартией российского бизнеса корпоративная социальная ответственность лежит в основе эффективных бизнес-стратегий, направленных на эффективное развитие компании; обеспечивает баланс интересов заинтересованных лиц (акционеров, работников, бизнес-партнеров, потребителей товаров и услуг, местного окружения), основывается на соблюдении законодательства и добровольных инициатив в области взаимодействия с заинтересованными сторонами внутри компании и за ее пределами.
Европейская и постепенно российская корпоративная социальная ответственность определяется как «концепция интеграции осуществления социально-экологического развития в бизнес-операциях компаний в функционирование корпораций при взаимодействии с акционерами и внешней средой» [3].
До недавнего времени попытки государства и бизнеса определить общее понятие корпоративной социальной ответственности сталкивались с рядом проблем, которые тормозили развитие практики корпоративной социальной ответственности в России. Да и в настоящее время при разработке политики в области корпоративной социальной ответственности исследуемый термин трактуется по-разному. Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 2.18 ИСО 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» «Социальная ответственность (social responsibility) − ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
− содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
− учитывает ожидания заинтересованных сторон;
− соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
− интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях» [4].
Корпоративная социальная ответственность есть философия и практика хозяйствования, отражающаяся экономическими, экологическими, социальными показателями устойчивого развития предприятия [5]. Решения в области корпоративной социальной ответственности принимаются всеми взаимодействующими субъектами корпоративного управления: собственниками компании, советом директоров, менеджментом. Важную роль играют отношения в системе «работодатель – работник», реализация экономических интересов наемных работников в соответствие с теорией рационального поведения [6]. Несомненно влияние и учет интересов общества, государства, институтов регулирования и поддержки бизнеса [7].
Большинство российских компаний не имеют единого системного и скоординированного менеджмента социальной деятельности. Это во многом зависит от того, что на различных уровнях власти отсутствуют единые законодательные рамки реализации корпоративной социальной ответственности, что влечет непонимание топ-менеджментом эффекта от осуществления социальных инвестиций на практике. Применение упомянутого выше стандарта позволяет построить единую систему управления корпоративной социальной ответственности. Однако исследования показывают, что данный стандарт применяют небольшое количество компаний (16,9 %). Другими международными стандартами являются стандарты АА 1000SES и АА 1000АS (15,3 %), стандарты МОТ (22 %), другие стандарты серии ИСО (50,8 %) [8, с. 15].
На микроэкономическом уровне реализовать лучшую практику корпоративного управления позволяет корпоративный этический кодекс. Собственный кодекс существует у большинства компаний: в сырьевом секторе – 92,3 %, в перерабатывающей секторе – 86,7 %, в сфере услуг 74,2 % предприятий закрепили в нем положения социальной ответственности [8, с. 34].
Для реализации корпоративной социальной ответственности на предприятиях созданы специальные подразделения или перераспределены и закреплены функции за уже существующими. Так, согласно упомянутому исследованию, в большинстве компаний (52,5 %) реализация корпоративной стратегии закреплена за департаментом по связям с общественностью, департаментом по управлению персоналом (47,5 %), за всеми подразделениями в рамках реализации своих функций (32,2 %), за созданным специализированным департаментом по корпоративной социальной ответственности (18, 6 %), за департаментом маркетинга (11,9 %), департаментом по социальному развитию (11,9 %), за корпоративным благотворительным фондом и межфункциональным группам (по 8,5 %) [8, с. 35].
Орловские заводы, входящие в группу ГМС (Ливнынасос, Ливгидромаш) определяют в своих нормативных документах социальную политику как добровольный вклад предприятия в развитие общества в социальной, экономической и экологических сферах, связанный напрямую с основной деятельностью предприятия и выходящий за рамки определенного законом минимума [9].
Социальная ответственность ОАО «Промприбор» выражается в проведении разнообразных социальных программ внутренней и внешней направленности. К первым относятся развитие персонала, охрана здоровья и поддержание безопасных условий труда, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, ко вторым − благотворительная деятельность, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика [10].
Помимо деятельности по развитию персонала и создания условий не только для добросовестной работы, но и для комфортного отдыха рабочих, все исследуемые предприятия ведут свою политику в области экологии. Так, в АО «Автоагрегат» был разработан и успешно внедрен проект по оснащению газопылеулавливающими установками ряда источников технологических выбросов вредных веществ. На данном предприятии используется современное поколение фильтровальных бумаг и картонов, не содержащих фенола. В результате внедренных мероприятий сокращены выбросы в атмосферу фенола, диоктилфталатов, оксидов углерода, сернистого ангидрида и других вредных веществ. В АО «Автоагрегат» с 1995 года введены в эксплуатацию очистные сооружения производственных нефтесодержащих и хозяйственно-отходных сточных вод. Очищенная вода используется в системе оборотного водоснабжения на производственные нужды и в производственно-противопожарной системе водоснабжения [3].
Сопоставим основные задачи корпоративной социальной политики двух крупных предприятий Орловской области с общепринятыми направлениями корпоративной социальной ответственности.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика задач КСО промышленных предприятий с общепринятыми направлениями
ОАО «Промприбор» |
АО «ГМС Ливгидромаш» |
Добросовестная деловая практика |
|
В социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают следование общепринятой корпоративной практике ведения дел, в том числе и раскрытия информации. | В документе о социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают раскрытие информации и добросовестное ведение дел. |
Природоохранная деятельность и ресурсосбережение |
|
Документ о социальной политики не подразумевает эти функции, но они отражены в других внутренних документах и предусматривают ведение грамотной политики по отношению к экологии города, устранение вредоносных выбросов цехов основного производства. | В социальной политике не указаны, но отражены в других внутренних документах и предусматривают соблюдение законодательства в природоохранной сфере, создание новых и модернизация старых очистных сооружений, устранение последствий вредного воздействия завода на окружающую среду. |
Охрана здоровья и безопасные условия труда |
|
Обучение требованиям правил промышленной безопасности; работа поликлиники, в которой ведут прием 11 врачей по различным направлениям; на предприятии работает столовая, кондитерский цех (принимаются заказы по празднованию знаменательных дат). | Создание безопасных условий труда; проведение обследований условий труда, травмобезопасности на рабочих местах, состояния санитарно-бытовых помещений; проведение обучения вопросам охраны труда и техники безопасности; соблюдение предусмотренной законом продолжительности рабочего времени. |
Развитие местного сообщества |
|
Оказание ежемесячной материальной помощи Крутовской школе-интернату и шефской помощи МОУ школа № 1; спонсирование детской футбольной команды; стимулирование работников предприятия за участие в городских спортивных соревнованиях; ежегодные поздравления в День Победы и денежные вознаграждения Ветеранов ВОВ, Тружеников тыла и воинов интернационалистов; выделение денежных средств на дни Милосердия и на строительство храма. | В социальной политике не указаны, но фактически мероприятия такого рода проводятся. К этой деятельности можно отнести: содержание развлекательного парка, содержание общежитий, трудоустройство выпускников технических специальностей Ливенского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева и др. |
Развитие персонала |
|
Обучение работников в вузах за счет средств предприятия; повышение квалификации за счет средств предприятия в учебных заведениях дополнительного образования (посещения семинаров); обучение иностранному языку; выплата денежных премий юбилярам предприятия; установлены терминалы для оплаты коммунальных платежей; для перевозки рабочих созданы два бесплатных маршрута Демидово-Промприбор (70км) и Коротыш-Промприбор (40км); обустроена стоянка для личного автотранспорта перед предприятием. | Не применяется детский труд; предоставление работникам, обучающимся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях в период учебного года сокращенного рабочего времени продолжительностью не более одного дня в неделю; уважение прав персонала при заключении Коллективного договора; недопущение применения дискриминаций, основывающихся на расе, касте, национальном происхождении; выплата заработной платы в полном объеме и в установленные сроки; информирование персонала и заинтересованных сторон по вопросам, касающимся социальной ответственности; совершенствование системы мотивации работников. |
Анализ задач корпоративной социальной ответственности ОАО «Промприбор» и АО «ГМС Ливгидромаш» показывает, что задачи АО «ГМС Ливгидромаш» направлены, в основном, на развитие и охрану труда персонала, а также на соблюдение законодательства в области корпоративной социальной ответственности. Задачи корпоративной социальной ответственности ОАО «Промприбор» учитывают также направления деятельности в области развития местного общества. АО «ГМС Ливгидромаш» рассматривает данное направление в другом виде политики и отражает в других внутренних документах. Здесь уже стоит вопрос в понимании сущности корпоративной социальной ответственности каждым предприятием.
Таким образом, на региональном уровне социальная ответственность – это стратегический ресурс, обеспечивающий решение важнейших задач социально-экономического развития. Модель корпоративной социальной ответственности выступает как наиболее эффективный механизм взаимосвязи интересов бизнеса, государства и общества, общим результатом деятельности которых выступает обеспечение устойчивого развития предприятий и региона. В современной России нет единого понимания сущности оптимального сочетания ответственности в триаде «бизнес − государство − общество». Однако предполагается, что гарантом целевого использования социальных инвестиций могут выступать специализированные некоммерческие структуры, способные осуществить программно-целевой подход к реализации практики корпоративной социальной ответственности.
Посредник между предприятием и обществом должен обладать всей полнотой информации о проводимых проектах социально-экономического развития региона и применять давно отработанные рычаги мониторинга и контроля за использованием средств на благотворительность. В тесном сотрудничестве с некоммерческими компаниями должны работать и субъекты информационного пространства, и политические партии. Институты гражданского общества должны выступать арбитром отношений власти и бизнеса в обеспечении устойчивого развития региона, а также являться активным участником инициатором социальной ответственности, выявляя насущные проблемы, требующие решения и, тем самым, способствуя реализации корпоративной социальной ответственности.
На региональном уровне корпоративная социальная ответственность является необходимым элементом политики любого крупного предприятия, в основном направлена на создание безопасных и комфортных условий труда и отдыха для работников, на взаимодействие с местными и региональными сообществами, благотворительными фондами, осуществление добросовестной деловой практики и соблюдение экологических норм на предприятии.
Библиографический список
- Рыманов А. Развитие теории корпоративного управления. //Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С. 182-185.
- Бочарова И.Ю. Корпоративный контроль в условиях перераспределения акционерного капитала. //Финансы и кредит. 2005. № 9 (177). С. 48-53.
- Бочарова И.Ю. Социально-этичный маркетинг в повышении корпоративной социальной ответственности. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 10 (46). С.50.
- ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
- Рыманов А.Ю., Винокуров Г.З. Устойчивое экономическое развитие предприятий. //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 39.
- Бочарова И. Экономические интересы в теориях рационального поведения наемных работников//Вестник Института экономики Российской академии наук. 2007. № 4. С. 93-105.
- Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
- Доклад о социальных инвестициях в России − 2014: к созданию ценности для бизнеса и общества /Ю. Е. Благов (и др.); под общ. ред. Ю. Е. Благова, И. С. Соболева. СПб.: Авторская творческая мастерская (АТМ Книга), 2014. − 144 с.
- Политика АО «ГМС Ливгидромаш» в области корпоративной социальной ответственности. URL: http://www.hms-livgidromash.ru/company/corporate-responsibility/policy-company.php
- Социальная ответственность ОАО «Промприбор». URL: http://www.prompribor.ru/index.php/ru/otvetstvennost/sotsialnaya
- Экология в АО «Автоагрегат»: официальный сайт. URL: http://www.laaz.ru/ecology.php
Количество просмотров публикации: Please wait