УДК 331.103.6

УДАЛЕННАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Бреусов Алексей Васильевич1, Буганова Анна Андреевна2, Хабарова Ольга Дмитриевна3, Яценко Виктория Викторовна4
1Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, кафедра «Менеджмент», доктор медицинских наук, профессор
2Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, кафедра «Менеджмент», студент
3Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, кафедра «Менеджмент», студент
4Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э. Баумана, кафедра «Менеджмент», кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В работе проведен анализ опыта удаленной работы крупных международных компаний, подробно рассматриваются преимущества и недостатки удаленной работы как для персонала, так и для работодателя. В ходе работы было проведено исследование, цель которого - установить эффективность удаленной формы работы для сотрудников отдела продаж. Результаты исследования доказали эффективность указанной формы работы, в заключении предложены методы внедрения удаленной работы для других сфер бизнеса.

Ключевые слова: мотивация, персонал, удалённая работа, эффективность труда


DISTANT WORK AS METHOD OF INCREASE OF EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE

Breusov Alexey Vasilyevich1, Buganova Anna Andreevna2, Khabarova Olga Dmitrievna3, Yatsenko Victoria Viktorovna4
1Bauman Moscow State Technical University, Department «Management», PhD in Medicine
2Bauman Moscow State Technical University, Department «Management», student
3Bauman Moscow State Technical University, Department «Management», student
4Bauman Moscow State Technical University, Department «Management», Candidate of Economic Sciences, associate professor

Abstract
The analysis of experience of distant work of the large international companies is carried out. Advantages and risks of distant work both for personnel, and for the employer are in detail considered. Research has shown efficiency of a distance work for the staff of sales department. In the conclusion methods of introduction of distant work for different spheres of business are offered.

Библиографическая ссылка на статью:
Бреусов А.В., Буганова А.А., Хабарова О.Д., Яценко В.В. Удаленная работа как метод повышения эффективности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11768 (дата обращения: 26.05.2017).

Вопрос повышения эффективности труда персонала и снижение затрат на производство продукции в сложившихся условиях бизнес среды не теряет актуальности. Любая компания заинтересована в повышении рентабельности предприятия, а значит, находится в постоянном поиске возможностей по повышению производительности труда персонала. Одной из таких возможностей является удалённая работа.

С развитием информационно-коммуникационных технологий организация эффективной работы не требует постоянного присутствия сотрудников в офисе. Особенно, это касается таких сфер деятельности как бухгалтерия, ИТ-технологии, журналистика, дизайн, работа с клиентами и т.п. Для того, чтобы качественно и в срок исполнять свои обязанности, работникам необходимы компьютер с выходом в интернет и телефон. Все контакты с коллегами, руководством и клиентами могут осуществляться с помощью современных информационных технологий, контроль же за работой сотрудников – путём электронных отчётов.

В последнее время, удалённая работа набирает всё большую популярность. Связано это как со снижением административных затрат, так и с повышением уровня мотивации сотрудников путём создания комфортных условий труда. Гарвардский научно-популярный журнал «Harvard Business Review» опубликовал результаты исследования, которое проводилось в компании Ctrip. Группе сотрудников колл-центра было предложено работать на дому, оставшиеся же сотрудники продолжили трудиться в офисе. Эксперимент длился 9 месяцев. Руководители компании полагали, что удаленная работа позволит Ctrip сэкономить некоторую сумму денег на аренде помещения и мебели, необходимой для работы в офисе. Однако результатом такой экономии будет снижение производительности из-за того, что дома сотрудники станут менее дисциплинированными, полагали в Ctrip. Вопреки ожиданиям, обнаружилось, что люди, работавшие дома, обработали на 13,5% звонков больше, чем их коллеги, которые остались в офисе, а это значит, что Ctrip получил почти 1 дополнительный рабочий день в неделю. Неожиданностью стало и то, что сотрудники, которые трудились удаленно, увольнялись вдвое реже, чем те, кто был вынужден ходить на работу. Как и ожидалось, операторы, принимавшие звонки дома, подтвердили, что работать стало комфортнее. [1]

Опыт удаленной работы оказался положительным и в таких крупных компаниях как Mozilla, American Express, British Telecom, Best Buy, The Gerson Lehrman Group и т.д.  Все они приходят к одним и тем же выводам: возможность выбирать над каким проектом, как, где и когда работать становится одним из главных конкурентных преимуществ в подборе и удержании персонала.[2]

Однако, на данный момент существует достаточно большое количество противников данного вида работы. Связно это с тем, что не все сотрудники достаточно дисциплинированы и обладают необходимыми навыками самоконтроля, а контроль со стороны руководства в случае дистанционной работы становится затруднительным.  Также при удаленной работе наблюдается резкое сокращение контактов между сотрудниками, осложняется их взаимодействие, становится практически невозможным коллективный поиск решения, замедляется профессиональное развитие.

Не стоит забывать, что монотонную работу легче дистанционно выполнить и оценить, чем творческие задачи. Немаловажную роль играет и вопрос конфиденциальности и обеспечения защиты информации. [3]

Анализ данных исследования и опыта международных компаний показал, что нет однозначного ответа на вопрос, стоит ли предоставлять сотрудникам возможность удаленной работы. Всегда необходимо учитывать специфику деятельности организации и характеристики её сотрудников.

Удаленная работа в России получает все большее распространение. Плюсов в труде такого формата множество, однако большой минус в том, что его непросто контролировать. Подходит он ответственным сотрудникам — тем, кто в состоянии сам организовать свой рабочий день.

Команда специалистов дирекции по работе с персоналом и организационному развитию ПАО «Вымпелком», взвесив все преимущества и недостатки удаленной работы, приняла решение запустить пилотный проект BeeFREE, предоставив одному из отделов продаж возможность удаленной работы. Проект предполагает изменение корпоративной культуры через создание современной рабочей среды, которая позволит сотрудникам эффективно выполнять поставленные задачи. Специалисты считают, что сотрудники должны работать на результат, — это не только повысит эффективность труда, но и сократит административные затраты.

Ранее сотрудники отдела продаж имели техническую возможность работать из дома, но могли воспользоваться ей только в редких случаях. В рамках пилотного проекта работникам предложили работать 1 или 2 дня вне офиса, на усмотрение руководителя. День вне офиса было рекомендовано провести на встрече с клиентами.

После первой недели работы в новом формате сотрудники прошли опрос, цели которого: выявить степень самоконтроля персонала, связь сотрудника с рабочим местом и определить преимущества и недостатки предложенного графика работы.

Исследование показало, что функции сотрудников отдела продаж четко определены, все работники понимают, чего от них ждет руководство и знают на основании каких критериев оценивается их работа, что говорит о достаточном уровне контроля и вовлеченности персонала в работу компании.

58% опрошенных считают необходимым консультироваться с коллегами для более эффективной работы, однако та же доля сотрудников считает, что коллеги отвлекают их от выполнения рабочих обязанностей.

Компания предоставила сотрудникам мобильное рабочее место, благодаря чему коммуникации между ними и другими отделами происходит точно так же, как если бы они находились в офисе. Сотрудники имеют возможность принимать участие во встречах и собраниях используя аудио- или видеоконференции. 100% опрошенных подтвердили, что дома у них есть все необходимое для полноценной работы.

Исследование так же показало, что абсолютное большинство участников проекта приняли оптимальным количеством дней, которые необходимо провести в офисе – 3, остальные задачи можно более эффективно решать в домашних условиях или на встречах и выездных совещаниях, повышая лояльность клиента.

40% опрошенных согласились с тем, что потенциал удалённого работника определить сложнее. Начальство видит их реже и, соответственно, не продвигает, что может в дальнейшем негативно отразиться на возможности карьерного роста. 35% участников считают, что удаленная работа никак не скажется на их карьере и только 10% уверены в том, что удаленная работа дает шанс подняться выше по карьерной лестнице.

Внедрение системы удаленной работы помогает экономить на административных расходах. В рамках пилотного проекта пятеро сотрудников получили возможность работать удаленно 1 день в неделю, двое – 2 дня. таким образом, семь сотрудников отдела могут размеситься на 5 рабочих местах. В связи с чем, расчеты показали сокращение затрат на содержание рабочих мест (компьютеры, оргтехника, электроэнергия, вода и др.) более чем на 25%.

Основываясь на результатах исследования можно выявить следующие преимущества удаленной работы:

  • Сокращение административных расходов;
  • Сотрудники имеют больше свободного времени, могут самостоятельно планировать свой рабочий день, что повышает их лояльность и мотивирует работать эффективнее;
  • Снижение текучести профессионалов из компании;
  • Большая гибкость в управлении численностью сотрудников.

Исследование позволяет выделить также причины и риски, затрудняющие использование удаленной формы работы.

  • Существует риск потери контроля, если сотрудники недостаточно заинтересованы в деятельности предприятия. В случае ПАО “Вымпелком” опрос показал достаточный уровень вовлеченности и самоконтроля сотрудников, что сводит риск к минимальным значениям;
  • Низкая готовность специалистов эффективно управлять удаленными сотрудниками;
  • Риск недостаточного развития IT-инфраструктуры, в случае отказа техники, ремонт удаленно может быть невозможен;
  • Риск низкой эффективности сотрудника, низкая готовность работать дома, множество отвлекающих факторов.

Таким образом, учитывая риски и преимущества удаленной работы, можно сделать следующие выводы.

Повышению эффективности труда способствует совмещение работы в офисе и удаленно. Два-три дня присутствия в офисе позволяют решить такую проблему как ослабление контроля за деятельностью сотрудника, даёт возможность осуществлять коммуникации между всеми сотрудниками отдела и принимать коллективные решения. При этом компания даёт сотрудникам определённую свободу в планировании своей деятельности, что влечет за собой снижение текучести кадров, повышение уровня мотивации персонала.

Исследование показало, что пилотный проект в компании “Вымпелком” прошёл успешно. Перевод всех сотрудников отдела продаж на частично удаленных работу окажет положительное влияние на деятельность компании. Учитывая это, предлагается помимо отдела продаж, перевести на такой вид работы и сотрудников по подбору персонала. Допустим, два дня в неделю работники удаленно занимаются поиском резюме и телефонным интервью, а три дня в офисе проводят собеседования.


Библиографический список
  1. Цигулев B. Работа на дому повышает производительность труда, 2015. URL: http://itnan.ru/post.php?c=3&p=14656 (дата обращения: 06.04.2016).
  2. Колоц Н.Позвольте сотрудникам решать, когда, где и как работать. 2014. URL: http://hbr-russia.ru/upravlenie/proizvoditelnost-truda/p14910/#ixzz45QOyC9kn (дата обращения: 06.04.2016).
  3. Понамарева О. Эффективность труда удаленных работников. 2016: URL:  http://piramida-da.ru/novosti/effektivnost-truda-udalennyh-rabotnikov.html  (дата обращения: 08.04.2016).


Все статьи автора «Хабарова Ольга Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: