УДК 336

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПЕРСОНАЛЬНОГО БАНКРОТСТВА В РОССИИ

Осипов Андрей Владимирович
Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инноватики

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования и развития института банкротства граждан в российской экономике. Выявлена динамика организационно-правовых изменений в сфере долговых отношений населения. Дан сравнительный анализ эффективности механизма персонального банкротства в США и России.

Ключевые слова: банкротство физических лиц, долг, долговые отношения, коллекторская деятельность, неплательщик, персональное банкротство, просроченная задолженность, реструктуризация задолженности


BECOMING PERSONAL BANKRUPTCY INSTITUTE IN RUSSIA

Osipov Andrey Vladimirovich
Kazan Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Innovation

Abstract
The article discusses the questions of formation and development of citizens' bankruptcy institute in the Russian economy. Identified the dynamics of organizational and legal changes in the sphere of population's debt relations. Performed a comparative analysis of the effectiveness of the personal bankruptcy mechanism in the United States and Russia.

Keywords: bankruptcy of natural persons, collection activities, debt, debt relations, debt restructuring, defaulter, overdue debt, personal bankruptcy


Библиографическая ссылка на статью:
Осипов А.В. Становление института персонального банкротства в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11728 (дата обращения: 30.09.2017).

Институт банкротства представляет собой ключевой элемент системы долговых отношений. Он имеет экономическую базу, но характеризуется широким разнообразием аспектов: правовых, социальных, политических, организационных и нравственных.

Усложнение национального хозяйства требует унификации правил, регулирующих взаимодействие должника и кредитора. Сокращение кредитных рисков происходит через механизм защиты интересов от оппортунизма одной из сторон долговых отношений [1].

Персональное банкротство – экономическая несостоятельность гражданина, влекущая установление особого статуса должника.

Поведение должников адаптируется к изменяющимся «правилам игры», в частности, к поправкам в процедуры несостоятельности. Происходит трансформация формальных и неформальных норм взаимодействия контрагентов кредитной сделки. Особого внимания заслуживает долговое поведение проблемных заемщиков [2].

По данным Центрального банка РФ, на 1 апреля 2016 г. объем просроченных банковских кредитов, выданных домашним хозяйствам, составил 1,1 трлн рублей или 10,8% от общей величины ссуд (на 1 апреля 2015 г. доля просрочки была 9,2%). За первый квартал 2016 г. долг россиян перед микрофинансовыми организациями (МФО) вырос на 10%.

В начале текущего века проблема массового невозврата кредитов населением отсутствовала, поэтому не было срочности в принятии закона о банкротстве граждан. Сейчас произошел стремительный рост безнадежных долгов домохозяйств, который заставил государство экстренно вмешаться во взаимоотношения банков и их заемщиков.

Прошло более полугода с момента возникновения в России института персонального банкротства, что позволяет подвести некоторые предварительные итоги.

Поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (Глава X. Банкротство гражданина) вступили в силу 1 октября 2015 г. Теперь физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут объявлять о своей финансовой несостоятельности [3]. Указанное новшество планировалось ввести с 1 июля 2015 г., опираясь на суды общей юрисдикции. Однако вступление закона в силу было отложено на 3 месяца. Полномочия по признанию граждан банкротами возложены на арбитражные суды, уже имеющие достаточный опыт в рассмотрении дел о несостоятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Персональное банкротство в развитых странах воспринимается как социальный институт, помогающий добросовестным гражданам-должникам. Лица, ставшие в силу объективных обстоятельств жертвами тяжелого финансового положения, получают шанс освободиться от непосильного долгового бремени, начать экономическую жизнь «с нового старта».

Российские граждане должны запускать процедуру собственного банкротства, если сумма их задолженности превышает 500 тыс. рублей и просрочка погашения составляет более 3 месяцев. Закон распространяется на все виды кредитов (потребительские, ипотечные, валютные, автомобильные), он создает альтернативу исполнительному производству.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), собирающего сведения от 3700 кредиторов, на 1 апреля 2016 г. количество граждан, формально подпадающих под критерии персонального банкротства, составило 586 тыс. человек. Основная часть потенциальных банкротов приходилась на сегмент розничного необеспеченного кредитования: на покупку потребительских товаров (64% от общего числа потенциальных банкротов) и кредитные карты (10%). По данным Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ), куда передают сведения более 500 крупнейших российских банков и МФО, под действие закона о персональном банкротстве подпадают 594 тыс. россиян.

Численность потенциальных банкротов увеличивается вследствии снижения реальных доходов домашних хозяйств. В среднем по стране граждане ежемесячно отдают порядка 40% своих официальных доходов на оплату кредитов. В России отсутствуют законодательные или регуляторные ограничения по предельному уровню долговой нагрузки (отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к сумме ежемесячных доходов). Подобные индикаторы следует использовать для корректировки долгового поведения исходя из текущей рыночной конъюнктуры.

Федеральная налоговая служба объявила о намерении штрафовать неплательщиков, не заявивших о собственной финансовой несостоятельности. Если не обратиться в суд, то грозит привлечение к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве (штраф от 1 до 3 тыс. рублей).

После подачи гражданином заявления о признании его банкротом возможны три сценария:

1) заключение мирового соглашения между должником и кредиторами;

2) реструктуризация задолженности для восстановления платежеспособности и погашения долга согласно графику платежей;

3) реализация имущества должника для соразмерного удовлетворения требований кредиторов, признание банкротом [4].

Банки заинтересованы в реструктуризации накопленной задолженности, а заемщикам выгодно полное списание долга. Реализация имущества должника быстрее завершает процедуру банкротства и обнуляет задолженность. Реструктуризация долга позволяет сохранить имущество, но действует только 3 года. При реструктуризации задолженности прекращается начисление неустоек, штрафов и других санкций. Однако с введением реструктуризации ограничиваются права гражданина-должника, он может совершать некоторые сделки стоимостью более 50 000 руб. только с письменного согласия финансового управляющего.

С апреля 2011 г. действует Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ). В нем арбитражные управляющие раскрывают информацию обо всех этапах банкротств. На 1 мая 2016 года в арбитражных судах России находилось в производстве 6038 дел о банкротстве физических лиц. При этом процедура реализации имущества утверждена в 3947 решениях судов (65% от общего числа), а в 2091 деле (35%) применена реструктуризация задолженности. Пока только 7 граждан полностью прошли процедуру банкротства, сумев списать долги.

Среди инициаторов банкротства больше должников (3195 дел), чем кредиторов (2843 дела). При этом должники, инициирующие собственное банкротство, в 75% случаев выбирают процедуру реализации имущества.

Дела о персональном банкротстве распределены по регионам России весьма неравномерно. Лидерами в абсолютном выражении оказались Москва, Новосибирская и Московская области, Санкт-Петербург и область. Минимальное число банкротных дел зафиксировано в Дагестане и на Чукотке.

На начало апреля 2016 г. количество дел распределялось по федеральным округам (ФО) следующим образом: Сибирский ФО – 1396, Центральный ФО – 1088, Приволжский ФО – 1048, Северо-Западный ФО – 777, Уральский ФО – 453, Южный ФО – 453, Дальневосточный ФО – 161, Северо-Кавказский ФО – 118.

Показательна полугодовая статистика о банкротстве граждан,  предоставленная Арбитражным судом Республики Татарстан. Из 500 исковых заявлений 409 касаются именно физических лиц, а 91 иск подан в отношении индивидуальных предпринимателей. С момента введения процедуры реализации имущества должник признается банкротом. Таких банкротов в РТ было 33 человека, но ни в одном случае реализация имущества не завершилась. Процедура реструктуризации долгов, позволяющая избежать банкротства, применена к 188 гражданам. Еще 30 заявлений о признании граждан несостоятельными подало в суд Управление Федеральной налоговой службы Татарстана [5].

Прогнозы о том, что российские суды захлестнет волна недобросовестных заемщиков, желающих обанкротиться и списать задолженность законным путем, пока не оправдались. Ближайшие месяцы покажут основные проблемы обновленного закона о несостоятельности и статистику завершения инициированных дел. Срок рассмотрения дел о банкротстве составляет 7 месяцев.

Число персональных банкротств неуклонно растет. По данным ЕФРСБ, в марте 2016 г. впервые количество корпоративных банкротств оказалось меньше, чем число аналогичных процедур среди граждан. За март 2016 г. зарегистрировано 1194 корпоративных банкротства (в марте прошлого года было 1548). После всплеска в начале 2015 г. количество банкротств компаний вернулось к привычному уровню. Частота банкротств в бизнес-секторе определяется динамикой прибыли и условиями кредитования. Взаимосвязь числа дел о банкротстве компаний и граждан объясняется образованием двойной нагрузки на арбитражные суды. Процесс корпоративного банкротства замедляется из-за нехватки судейского корпуса.

Контролировать и вести процедуру персонального банкротства назначается финансовый управляющий. Фиксированное вознаграждение (10000 руб.) выплачивается ему за счет должника, а выплата 2% от долга по реструктуризации или от реализованного имущества происходит за счет соответствующих мероприятий. По мнению большинства российских финансовых управляющих, установленный сейчас размер вознаграждения является нерыночным и не компенсирует реальных трудозатрат.

До создания института персонального банкротства отечественные банки были вынуждены взыскивать долги с граждан-неплательщиков через коллекторские агентства и судебных приставов, но результативность таких мер для кредитных организаций оказалась невысока.

Полезно сопоставить российский вариант организации персонального банкротства и опыт функционирования данного института в США.

Американцы уверенно прибегают к персональному банкротству как способу освобождения от невыполнимых долгов. Так, за 2014 г. было подано 936795 заявлений граждан на получение защиты от кредиторов через процедуру банкротства [6].

Стоимость персонального банкротства в США характеризуют следующие цифры. Государственная пошлина составляет 300 долларов, вознаграждение юриста (лицензированного адвоката) по простому делу – 750 долларов, по сложным делам – 3000-4000 долларов. Привлечение юристов (консультантов) при банкротстве не требуется, но крайне желательно. Арбитражный управляющий получает в качестве вознаграждения процент от положенных кредиторам выплат. Государство платит арбитражному управляющему 60 долларов. Следовательно, стоимость банкротства в США в самом простом случае составляет 1050 долларов. В России финансовые управляющие оценивают простейшие дела в 150-200 тыс. рублей. Следует учитывать значительную разницу в уровнях среднего дохода домохозяйств в США и РФ [7].

В США нормативные акты, регламентирующие персональное банкротство, действуют достаточно давно. Предыдущий закон о банкротстве, принятый в 1898 г., заменен на новый в 1978 г. Положения о несостоятельности содержит единый документ – Кодекс о банкротстве (Bankruptcy Code). К разным субъектам (гражданам и организациям) предъявляются тождественные требования. Одинаковость требований упрощает толкование и применение закона.

Дела о банкротстве рассматриваются специализированными судами. Банкротство граждан контролирует федеральный управляющий, который вправе назначить иное лицо в качестве доверительного управляющего или вести дело сам.

В зависимости от способа подачи заявления и документов банкротство физических лиц подпадает под регулирование:

а) главы 7 Кодекса о банкротстве – непосредственно банкротство в виде ликвидации (распродажа имущества должника и направление средств на погашение требований кредиторов в установленной очередности);

б) главы 13 Кодекса о банкротстве – реструктуризация долгов граждан, которые имеют стабильный доход и желают сохранить часть активов.

Чаще всего в США в процедуре банкротства физических лиц применяется глава 13 Кодекса о банкротстве (реструктуризация долга), реже – глава 7 (ликвидация с продажей активов). Очень редко задействована глава 11 (план реорганизации; российский аналог – план погашения задолженности).

Заявить о признании банкротом может американский гражданин, имеющий необеспеченные долги на сумму 100 тыс. долларов или обеспеченные долги на сумму 350 тыс. долларов. Для открытия процедуры несостоятельности в принудительном порядке достаточно только доказательств неоплаты должником задолженности в срок.

Для подачи заявления о банкротстве на основании Акта о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и защите прав потребителей (Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005) требуется беседа должника с кредитным консультантом за полгода до подачи ходатайства [4].

В США институт кредитных консультантов появился сравнительно недавно. Должник обязан пройти обязательные платные курсы по личному финансовому менеджменту в Агентстве по кредитным консультациям. К функциям агентств также относится предупреждение должников об ответственности за сокрытие информации о доходах и имуществе.

В отношении американских граждан, подавших заявление о добровольном банкротстве, проводится квалификационный тест для выяснения способности должника с постоянным доходом отчислять 25% от его размера на оплату необеспеченных долгов. В отдельных случаях возможно уменьшение до 20%.

Если должник в течение 7 дней до первой встречи с кредиторами не представит доверительному управляющему информацию об уплаченных налогах и налоговых льготах, то он получит отказ в подаче заявления о банкротстве.

Собрав все активы должника, управляющий продает их:

1) на аукционе;

2) в частном порядке (прямые договора купли-продажи);

3) в иной форме, позволяющей максимизировать денежные средства, распределяемые между кредиторами.

В США действует Служба внутренних доходов (IRS). Именно она определяет какие расходы должника-банкрота являются разумными и необходимыми для поддержания среднего уровня жизни. Суды учитывают позицию IRS. Разумными расходами должника считаются расходы на содержание семьи, на содержание больных и нетрудоспособных членов семьи, коммунальные расходы.

Для развития отечественной практики персонального банкротства принципиальным становится вопрос отладки механизма финансового оздоровления граждан-должников. В Америке эту задачу принимают на себя кредитные союзы. Это межбанковские объединения, располагающие единой базой данных и заинтересованные во взаимовыгодном разрешении кредитных проблем. Число личных банкротств в США составляет 180-250 тыс. в год, что гораздо больше, чем в Европе, но приемлемо с учетом глубокой закредитованности американского частного сектора [8].

Банкроту-гражданину долги прощаются не полностью, а только оставшиеся после распродажи всего имущества, кроме жизненно необходимого. Российское законодательство устанавливает виды имущества, не подлежащие включению в конкурсную массу для удовлетворения требований кредиторов: единственное для должника жилье, земельный участок, на котором оно находится; вещи индивидуального пользования (например, одежда и обувь); имущество для профессиональных занятий стоимостью до 100 минимальных размеров оплаты труда; домашние животные, если с их помощью должник не ведет предпринимательскую деятельность; продукты питания и деньги на сумму не менее прожиточного минимума самого должника и иждивенцев; топливо для приготовления пищи и отопления; транспортные средства, необходимые должнику-инвалиду [3].

Исключение из конкурсной массы единственного жилья, нужного домохозяйству для проживания, выступает положительным моментом персонального банкротства. Однако это не распространяется на жилье, приобретенное в рамках непогашенного ипотечного кредита.

Среди спорных нюансов банкротства физических лиц в России можно назвать самостоятельную оценку финансовым управляющим (а не профессиональным оценщиком) стоимости имущества для дальнейшей реализации. Существует опасность занижения такой стоимости. Однако должник, кредиторы и уполномоченный орган вправе оспаривать результаты неверной оценки. До полной реализации изъятого имущества должнику запрещено покидать пределы страны.

При банкротстве возможно оспаривание сделок должника в предшествующие 3 года. За сокрытие имущества и уничтожение документов гражданин может подвергаться взысканию административного штрафа и уголовному наказанию. Однако эти меры направлены против недобросовестных банкротов.

С момента объявления гражданина банкротом он не вправе лично открывать банковские счета и вклады, получать по ним денежные средства; исполнение третьими лицами обязательств перед банкротом по передаче ему имущества (уплате денежных средств) происходит только в отношении финансового управляющего; переход прав на имущество гражданина и обременения на него осуществляется только через финансового управляющего.

Также статус банкрота означает запрет на участие в юридических лицах в течение 3 лет, нельзя занимать должности в органах управления и участвовать в управлении иным образом. Кроме того, должник после признания его банкротом 5 лет не сможет повторно возбудить дело о несостоятельности.

Признание банкротом освобождает от претензий кредиторов, но затрудняет дальнейшую «кредитную жизнь», поскольку сведения о несостоятельных гражданах должны находиться в открытом доступе. В течение 5 лет нельзя получать кредиты без указания на факт банкротства.

В отечественной процедуре банкротства расходы не ограничиваются оплатой услуг финансового управляющего и ложатся на плечи должника. Данное обстоятельство становится серьезным входным барьером для банкротства малоимущих граждан. Показателен пример Германии, где такие расходы покрываются из государственного бюджета.

Эксперты предлагают уменьшить размер госпошлины для граждан, подающих заявление о банкротстве (с 6000 до 300 рублей), а также отказаться от налогообложения псевдодохода. Повышение пошлины в 20 раз произошло по причине передачи банкротных дел арбитражным судам. При обращении в обычный суд с заявлением неимущественного характера пошлина составляет 300 рублей.

Сегодня в налогооблагаемую базу включается материальная выгода, полученная в связи со списанием части долгов гражданина. Налоговый кодекс РФ считает это доходом, поэтому банкрот обязан уплатить налог в 13%. Целесообразно списанные долговые обязательства не облагать налогом, чтобы не противоречить идее банкротства как процедуры, освобождающей от финансовых обязательств.

В современной России широко распространена коллекторская деятельность, поскольку суды и судебные приставы не справляются с объемом исполнительных производств. Появление новых дел, переводимых по инициативе должников из досудебной стадии в суд, и последующая их передача приставам-исполнителям создадут существенную перегрузку судебной системы [9].

Отечественные банки предпочитают избавляться от просроченных долгов, чтобы не исполнять требования Центрального банка об увеличении резервирования на сумму неплатежей. В последние годы банки активно продавали портфели безнадежной задолженности коллекторам. Держать резервы в период экономического спада накладно из-за низкой эффективности взыскания проблемной задолженности [10].

Банковский сектор в РФ использует возможности персонального банкротства для возбуждения дел о финансовой несостоятельности в отношении известных и влиятельных предпринимателей-должников. Например, Сбербанк уже подал около сотни таких заявлений. Раньше злостных неплательщиков из числа участников списка Forbes было практически невозможно заставить погасить долговые обязательства. При этом задолжавшие предприниматели утверждают, что искусственные процедуры банкротства имеют целью рейдерский захват собственности [11].

Россияне настороженно воспринимают личное банкротство и в среднем обладают низкой финансовой культурой. Невысокий уровень финансовой грамотности отечественных домохозяйств негативно сказывается на их личном благосостоянии и на положении финансовых рынков. Некомпетентные заемщики не способны обслуживать свои долги, они становятся банкротами. После мирового экономического кризиса 2008 г. в ведущих странах начали реализовывать программы повышения финансовой грамотности населения. На первый план выдвигается государственная система защиты потребителей на финансовых рынках [12].

Персональное банкротство – вынужденная мера, к которой прибегают лишь в исключительных случаях. При ухудшении экономической ситуации в стране чрезвычайно важно, чтобы участники долговых отношений получили необходимую организационно-правовую базу, позволяющую цивилизованно урегулировать конфликтные ситуации. Наработка практики применения и учет прогрессивного мирового опыта позволят институту персонального банкротства в России стать эффективным антикризисным инструментом в период макроэкономической нестабильности.


Библиографический список
  1. Осипов А.В. Институт личного банкротства как антикризисный механизм долговых отношений // Проблемы современной экономики. 2015. № 2. С. 106-109.
  2. Осипов А.В. Долговое поведение домохозяйств: типология и параметры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. С. 233-240.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О несостоятельности (банкротстве)»
  4. Сазонов В. Институт банкротства физических лиц // Новая адвокатская газета. 2015. URL: http://advgazeta.ru/blog/posts/117 (дата обращения: 21.08.2015).
  5. Ахметгареев Р., Иванова Е.  VIP-должники Татарстана … // Бизнес Online. 2016. URL: http://business-gazeta.ru/article/307600 (дата обращения: 13.04.2016).
  6. Bankruptcy Statistics for the 12 months ended December 31, 2014. URL:  http://bankruptcyaction.com/USbankstats.htm (дата обращения: 10.04.2016).
  7. Стоимость банкротства гражданина: Россия vs США // Общество содействия финансовому оздоровлению. 2016. URL: http://finzdor.ru/News/Default.aspx?news=25 (дата обращения: 08.04.2016).
  8. Эппле Н. Наконец банкроты // Ведомости. 2015. № 3929. 1 октября.
  9. Осипов А.В. Государственное регулирование коллекторской деятельности: направления и мировой опыт // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11167 (дата обращения: 19.04.2016).
  10. Осипов А.В. Коллекторская деятельность в России: проблемы и тенденции // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. С. 492-499.
  11. Яшина Г. Персональное банкротство. Как долгожданный закон оказался не нужен гражданам, но стал оружием банков // Капитал страны. 2015. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/282333 (дата обращения: 22.10.2015).
  12. Осипов А.В. Институциональное развитие сферы долговых услуг в национальном хозяйстве // Международная торговля и торговая политика. 2014. № 3. С. 43-54.


Все статьи автора «Осипов Андрей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: