УДК 338.24.021.8

ЭКОНОМИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: АСПЕКТЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ АВИАЦИИ РОССИИ

Тиханычева Евгения Олеговна
Финансовый университет при Правительстве РФ
студентка

Аннотация
Осуществляемая нашей страной в современных условиях стратегия импортозамещения имеет множество реализаций. Одно из направлений этой стратегии – разработка для России собственных самолётов региональной авиации. Реализация указанного аспекта обеспечит как повышение транспортной доступности в регионах, так и экономическое развитие страны.

Ключевые слова: кооперация производителей, локализация производства, региональная авиация, стратегия импортозамещения


THE ECONOMY OF IMPORT SUBSTITUTION: ASPECTS IN THE PRODUCTION OF RUSSIAN REGIONAL AIRCRAFT

Tikhanycheva Evgenia Olegovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
student

Abstract
Activities that our country in modern conditions of import substitution strategy has many implementations. One of the directions of this strategy - the development of Russia's own aircraft for regional aviation. Implementing this aspect will provide as improved transport accessibility in the regions, and the country's economic development.

Keywords: a regional aviation, import substitution strategy, localization of production, manufacturers cooperation


Библиографическая ссылка на статью:
Тиханычева Е.О. Экономика импортозамещения: аспекты в производстве региональной авиации России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11613 (дата обращения: 30.09.2017).

В современном мире межгосударственное противоборство всё чаще приобретает невоенные формы: экономические, информационные и другие. Экономические санкции – одна из форм такого противоборства. И любое государство, претендующее на независимую внешнюю политику, должно быть готово к участию в экономическом противоборстве, в том числе – в части наличия возможности собственного производства самых современных образцов техники.

Разработка и  производство современной техники – очень сложный, науко- и ресурсоёмкий процесс. И каждое государство, имеющее свои интересы и пытающееся их отстаивать, тратит время и средства на формирование научно-технических заделов, разработку новой техники, в том числе двойного назначения,  и защиту своих производственных секретов.

В Советском Союзе, обладающим одним из мощнейших в мире военно-промышленным комплексом (ВПК), существовало требование о запрете использования зарубежных технологий при производстве вооружения и техники двойного назначения, в том числе авиационной. Впрочем, и западные страны старались защищать свои интересы в оборонной области. Примером служит принятый 19 января 1982 года КОКОМ (комитет по экспортному контролю) США пакет мер по ограничению импорта технологий двойного назначения.

Несмотря на наличие в СССР собственной военной науки и мощного ВПК, не всё можно было сделать в одной стране. Проблема заключается в том, что производство современной техники процесс не только дорогой и высокотехнологичный, но и крайне наукоёмкий [1,2,3]. В ряде случаев облегчить и удешевить этот процесс в необходимых случаях помогала промышленная разведка. Всем памятны операции советской разведки по добыванию материалов американского атомного проекта, доставку в СССР образцов американских противотанковых ракет и самонаводящихся ракет Sidewinder класса «воздух-воздух». Классической признана операция по вывозу через третьи страны новейшего на то время американского компьютера IBM 360 (System 360) и документации к нему. В итоге, по оценкам специалистов ЦРУ, советская разведка таким образом сэкономила для ВПК страны не менее 20 миллиардов долларов.

Прошло время, распался Советский Союз. Новое российское государство продолжило, обеспечивая свою оборону, эксплуатировать, производить и разрабатывать современное вооружение и технику. Как оставшуюся армии России от СССР, так и свою, собственной разработки. Но, после распада СССР, кроме имеющихся трудностей разработки и производства военной техники, возникла ещё одна. Дело в том, что для обеспечения эффективности производства и повышения его защищённости в случае войны, компоненты ВПК СССР были распределены по различным республикам. И после распада страны многие предприятия, производящие вооружение, оказались в разных странах. В России, как ранее в СССР, были приняты законы о запрете использования зарубежных компонентов и технологий, в том числе информационных, при производстве вооружения:  № 114-ФЗ от 19 июля 1998 года “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”,  №24-ФЗ от 24 февраля 1995 года “Об информации, информатизации и защите информации” и другие [4,5]. Правда, соблюдать их не всегда удавалось – слишком быстро и «по живому» был разделён наш ВПК при распаде СССР. Новая Россия постепенно шла к реализации этих законов, стараясь, не навредив экономике, повышать безопасность производства вооружения. Ускорить этот процесс потребовалось после введения против нашей страны экономических санкций.

Одна из самых высокотехнологичных и наукоёмких отраслей любой экономики – авиастроение. В мире не так много стран, способных реализовать полный цикл производства собственных самолётов. Примером такого процесса может служить производство для авиации России, как гражданской, так и военной, ближнемагистральных самолётов. Вообще производство самолетов является ярким показателем, своеобразной «лакмусовой бумажкой» эффективности любой экономики. Только страна с развитой наукой и мощной экономикой способна производить собственные самолёты. Россия – такая страна. Мы производим собственные боевые самолёты: дальней, бомбардировочной, штурмовой, истребительной авиации. В России производят среднемагистральные гражданские самолёты собственной конструкции Ту-204, «Сухой Суперджет 100» и МС-21. Не просто производят, но и продают их за рубеж.

Но, кроме боевых самолётов и реактивных гражданских машин стране нужны ближнемагистральные с куда как более скромными характеристиками: винтовые, неприхотливые, пусть с небольшой скоростью, но с высокой дальностью и продолжительностью полёта. В гражданской авиации это самолёты региональной авиации, в армии – вспомогательная авиация: самолёты разведчики, противолодочные, самолёты радиоэлектронной борьбы и другие. Эти машины не так заметны и эффектны, как скоростные и высотные реактивные самолёты, но без них невозможно представить современную авиацию, как гражданскую, так и военную.

До последнего времени в армии России роли таких машин выполняли самолёты конструкторского бюро (КБ) Антонова: пассажирский Ан-24, малый транспортный Ан-26, воздушный разведчик Ан-30. Для их замены в КБ разрабатывался Ан-148, производством которого был загружен Воронежский авиазавод. К сожалению, в ходе распада кооперации, само КБ Антонова осталось на Украине, осталось там и производство ряда комплектующих к Ан-148, в том числе авиационных двигателей.  Эти обстоятельства поставили под вопрос производство машин, которые должны были заменить стареющие Ан-24, Ан-26 и Ан-30 [6].

Параллельно с разработкой Ан-148 в российском КБ Ильюшина (г.Москва) разрабатывался аналогичный по характеристикам самолёт – Ил-114. Эта принципиально новая машина обладает уникальными аэродинамическими характеристиками, усиленным шасси, высокоэффективными турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СМ с малошумными винтами СВ-34 и являет собой образец неприхотливого многофункционального самолёта [7]. К сожалению, в начале разработки машины её производство было размещено на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова.  Первый полёт опытный образец самолёта совершил в марте 1990 года. В 1997 году самолёт завершил все испытания и был сертифицирован. На Ташкентском заводе предполагалось производить до 100 самолётов ежегодно. Но до прекращения производства в Ташкенте было произведено всего 17 машин. После распада СССР страны СНГ не проявили особого интереса к Ил-114. С 2012 года завод был переориентирован на другие заказы.

В июле 2014 года президент России В.В.Путин дал поручение правительству рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 в России. В октябре 2014 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил, что Президент РФ поддержал идею разработки пассажирского самолёта на базе Ил-114. В настоящее время правительством России принято решение о переносе производства Ил-114 на Самарский завод «Авиакор» [8,9]. Машина будет производиться исключительно из отечественных комплектующих в пассажирской модификации, в варианте транспортного самолёта, самолёта радиотехнической и оптической разведки, радиоэлектронной борьбы, в вариантах морских патрульных и противолодочных самолётов.  По предварительным оценкам, Минобороны и МЧС России до 2030 года потребуется не менее 100 самолётов Ил-114, уже имеются предварительные заявки от 13 российских авиакомпаний на 48 пассажирских Ил-114. Интерес к участию в производстве Ил-114 проявляет Китай.

По сообщению пресслужбы Минобороны России, выпуск первых машин ожидается в 2018 году (на базе планеров, оставшихся на Ташкентском заводе), а начало крупносерийного производства намечается с 2020 года [10,11].

В результате реализации этого решения российские авиаперевозчики и армия России получат достаточное количество надежных и эффективных самолётов собственного производства.

Другим примером ситуации, когда пришлось срочно переводить военную технику и технику двойного назначения на импортозамещение – это применение авиационных двигателей для вертолётов Ми-8 и их модификаций [12].

Вертолётный двигатель ТВЗ-117 выпускался на предприятии «Мотор Сич» (г.Запорожье). И хотя, по данным ОАО «Вертолёты России» на складах имеется достаточное количество двигателей для производства этих машин, планируется замена двигателей вертолётов серии «Ми» и «Ка» на двигатели отечественной разработки.Это решение определяется тем, что современная техника требовательна не только к процессу производства, но и требует постоянного сопровождения при эксплуатации. Необходимы запчасти, замена блоков, обслуживание. Особенно это актуально при поставке техники на экспорт: ни один современный заказчик не закупит сложную боевую технику без гарантии её сопровождения разработчиком. В современных условиях, при крайне жесткой конкуренции на рынке оружия, никто не будет покупать технику, обслуживание и поставка запчастей к которой зависит от воли стороннего заказчика и политических прихотей его руководства [13].

С учётом этого, в России было создано собственное независимое производство вертолетных двигателей на базе ОАО “Климов” (г.Санкт-Петербург). В 2009 году на «Климове» собрали с использованием украинских комплектующих около 100 двигателей ВК-2500 (новая модифицированная версия двигателя ТВЗ-117), в 2010 году — уже 198, в 2011 году — 270. В 2011 году в Санкт-Петербурге заложен новый авиадвигательный завод — конструкторско-производственный комплекс «Петербургские моторы» [15]. В кооперацию по полной локализации двигателя входят также научно-производственных центр газотурбостроения «Салют», Московское машиностроительное предприятие имени В.В.Чернышёва и Уфимское моторостроительное производственное объединение. Таким образом, к настоящему времени в России полностью локализована версия двигателя ВК-2500. Как это ни печально для и без того снижающейся украинской экономики, но для экономики России это плюс – появилась возможность загружать заказами свои предприятия, тратить деньги Гособоронзаказа не на зарубежные закупки, а на зарплату свои рабочим. Деньги, которые потом вернутся в казну в виде налогов и прибыли с других покупок.

Таким образом, как показывает практика разработки и внедрения современных высокотехнологичных образцов авиационной техники, этот процесс имеет две основные составляющие. С одной стороны это максимальное использование всего мирового опыта и технологий. С другой стороны – максимальная ориентация на собственные технологии и ресурсы, в первую очередь в части разработки наукоёмкой продукции [16,17]. Гармоничное сочетание этих составляющих: основа эффективности разработки современной авиационной техники и снижении чувствительности экономики страны к внешнему санкционному давлению.


Библиографический список
  1. Выпасняк В.И., Тиханычев О.В. Автоматизированные системы управления войсками (силами): тенденции, методы и перспективы развития // Вестник академии военных наук. 2009. № 4. С. 61.
  2. Выпасняк В.И., Гуральник А.М., Тиханычев О.В Моделирование военных действий: история, современное состояние и перспективы // Военная мысль. 2014. № 7. С. 28-37.
  3. Тиханычев О.В. Автоматизация поддержки принятия решений. Научно-теоретический труд. М.:Эдитус, 2014. – 94 с.
  4. .№ 114-ФЗ от 19.07.1998 г. “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”
  5.  №24-ФЗ от 24.02.1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”
  6. ГП «Антонов». Официальный сайт. URL: http://www.antonov.com/?lang=ru
  7. Открытое акционерное общество «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Официальный сайт. URL: http://ilyushin.org/about/general/
  8. ОАО «Авиакор – авиационный завод». Официальный сайт. URL:http://www.aviacor.ru/
  9. В.Пономарев Региональный лайнер Ил-114: возвращение на Родину. Эксперт online. URL: http://expert.ru/2014/07/24/otlet-na-rodinu/
  10. Путин поддержал идею разработки обновленного Ил-114, заявил Рогозин. РИА «Новости». URL:https://news.mail.ru/politics/19829076/?frommail=1
  11. Миностерство обороны РФ. Официальный сайт. URL:http://mil.ru/opendata.htm
  12. ОАО «Вертолеты Роcсии». Официальный сайт. URL:http://www.russianhelicopters.aero/ru/
  13. Русанов И.П., Тиханычев О.В., Ясеновенко В.Г. Разведывательно-поражающие системы ВМФ – ретроспектива // Морской сборник. 2014. Т. 2004. № 3. С. 45-50.
  14. Выпасняк В.И., Тиханычев О.В. О повышении эффективности применения высокоточного оружия в военных конфликтах локального и регионального масштаба // Вестник академии военных наук. 2008. № 4. С. 43.
  15. ОАК «Климов». Официальный сайт. URL: http://klimov.ru/issuer-docs/more/
  16. Тиханычев О.В., Тиханычева Е.О. Особенности решения некоторых типов задач экономического планирования // Социосфера. 2016. № 1. С. 14-16.
  17. Тиханычева Е.О. Об одном подходе к решению некоторых типов оптимизационных задач в экономике // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/03/10946 (дата обращения: 13.05.2016)


Все статьи автора «Oberst»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: