НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВЕЛИЧИНУ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Афонина Виктория Викторовна1, Белоусова Светлана Николаевна2
1Юго-западный государственный университет, студент 4 курса
2Юго-западный государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения

Аннотация
Для оценки эффективности налоговой системы и налоговой политики государства требуется целый комплекс критериев. Одним из базовых оценочных аспектов является величина налоговой нагрузки и степень ее воздействия на экономическую эффективность хозяйствующих субъектов. В связи с этим важнейшей финансовой проблемой государства становится определение границ оптимального размера налоговой нагрузки.

Ключевые слова: налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговая система, налоговая ставка, налоговое регулирование, налоговое стимулирование, налоговые преференции


TAX POLICY AND ITS INFLUENCE ON THE SIZE OF TAX BURDEN IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

Afonina Victoria Viktorovna1, Belousova Svetlana Nikolaevna2
1South-West state University, student 4 courses
2South-West state University, Candidate of Economic Sciences, associate professor of economic security and taxation

Abstract
The assessment of efficiency of tax system and tax policy of the state requires the whole complex of criteria. One of basic estimated aspects is the size of tax burden and extent of her impact on economic efficiency of economic entities. In this regard delimitation of the optimum extent of tax burden becomes the most important financial problem of the state.

Keywords: tax, tax burden, tax incentives, tax policy, tax preferences, tax rate, tax regulation, tax system.


Библиографическая ссылка на статью:
Афонина В.В., Белоусова С.Н. Налоговая политика и ее влияние на величину налоговой нагрузки в России и зарубежных странах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11764 (дата обращения: 24.04.2024).

Уровень налоговой нагрузки на экономику страны является важнейшим индикатором состояния ее экономики, перспектив ее развития, маркером проводимой государством налоговой политики. Эффективное использование данного инструмента налоговой политики позволяет повысить темпы экономического роста, создать благоприятный налоговый и инвестиционный климат в стране.

Самостоятельной темой исследования являются проблемы определение допустимых пределов бюджетно-налоговых рисков и измерения бюджетно- налоговой безопасности. Отдельные пороговые значения показателей бюджетно-налоговой безопасности для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований выявляются при анализе Бюджетного кодекса Российской Федерации [1, с.485].

В настоящее время экономика  РФ  оказалась  втянутой  в  серьезный  экономический  кризис,  характеризующийся  существенной продолжительностью, усугубляющийся тяжелой международной ситуацией, спровоцировавшей введение экономических санкций в отношении Российской Федерации. В результате совокупного воздействия этих двух факторов повышается роль налоговой политики как важнейшего регулятора развития экономики страны. Налоговая политика страны на среднесрочную перспективу должна формироваться с учетом сложившегося уровня налоговой нагрузки [2, с.56].

В таблице 1 представлена сравнительному  анализу  налоговая нагрузка стран БРИКС и Евразийского союза за 2008-2014 гг. [3].

Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

39,17

35,04

34,62

37,26

37,67

36,62

36,64

Евразийский экономический союз
Беларусь

50,68

45,78

41,59

38,76

40,53

41,95

41,84

Казахстан

28,30

22,14

23,94

27,70

26,92

25,26

25,63

Киргизия

29,91

32,32

30,54

31,84

33,82

33,94

30,51

Армения

20,48

20,87

21,22

22,09

22,31

23,67

23,55

Средняя по ЕАЭС (кроме России)

32,34

30,28

29,32

30,10

30,90

31,21

30,39

Бразилия 36,73 34,82 37,10 36,95 38,12 37,87 38,19
Индия 19,71 18,52 18,82 18,71 19,48 19,76 19,47
Китай 22,65 23,83 25,08 27,68 28,63 28,18 27,36
Южная Африка 29,62 28,410 27,46 27,87 28,30 28,77 28,80
Средняя по БРИКС (кроме России) 27,18 26,32 27,12 27,80 28,56 28,65 28,45

Итак, можно отметить, что налоговая нагрузка в России в среднем выше, чем в ЕАЭС (за исключением Беларуси) и странах БРИКС (за исключением Бразилии). В то же время необходимо обратить внимание на отличия реализуемых  в  странах  моделей  рыночной  экономики. В частности, в Российской Федерации реализуется социально-ориентированная рыночная модель, предполагающая более высокий уровень социальной  защиты,  что,  в  свою  очередь,  предъявляет повышенные требования к уровню налоговой нагрузки на экономику.

В качестве основных мер в области налоговой политики по налоговому стимулированию предлагаются следующие направления:

- стимулирование развития малого предпринимательства путем объявления «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде налоговой ставки в размере 0 процентов;

- создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этой практики на Республику Хакасия и Красноярский край;

- предоставление налоговых преференций для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия [4, с.242].

На наш взгляд основной задачей реализации стимулирующей налоговой политики государства должно стать создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, что повлечет за собой новые рабочие места и повышение занятости населения; для развития наукоемких отраслей в Сибири. В связи с присоединением Крыма в 2014 году важную роль играет развитие туризма в республике, а также таких отраслей как виноградарство и виноделие, причем как в Крыму, так и в Краснодарском крае.


Библиографический список
  1. TkachevaT.Yu., Afanaseva L.V., Belousova S.N. Risk management in providing the region for fiscal security// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 28. № 4. р. 485-489
  2. Косенкова Ю.Ю. К вопросу о налоговой нагрузки в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №8. – С.56-61
  3.  Министерство  Финансов  РФ  / [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа: URL: http://www.minfin.ru/ru/
  4. Налогообложение организаций: учеб.  пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю.Ткачева, Н.С. Трусова [и др.]; под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю.Ткачевой; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015.- 280с.


Все статьи автора «zerro»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: