Уровень налоговой нагрузки на экономику страны является важнейшим индикатором состояния ее экономики, перспектив ее развития, маркером проводимой государством налоговой политики. Эффективное использование данного инструмента налоговой политики позволяет повысить темпы экономического роста, создать благоприятный налоговый и инвестиционный климат в стране.
Самостоятельной темой исследования являются проблемы определение допустимых пределов бюджетно-налоговых рисков и измерения бюджетно- налоговой безопасности. Отдельные пороговые значения показателей бюджетно-налоговой безопасности для субъекта Российской Федерации и муниципальных образований выявляются при анализе Бюджетного кодекса Российской Федерации [1, с.485].
В настоящее время экономика РФ оказалась втянутой в серьезный экономический кризис, характеризующийся существенной продолжительностью, усугубляющийся тяжелой международной ситуацией, спровоцировавшей введение экономических санкций в отношении Российской Федерации. В результате совокупного воздействия этих двух факторов повышается роль налоговой политики как важнейшего регулятора развития экономики страны. Налоговая политика страны на среднесрочную перспективу должна формироваться с учетом сложившегося уровня налоговой нагрузки [2, с.56].
В таблице 1 представлена сравнительному анализу налоговая нагрузка стран БРИКС и Евразийского союза за 2008-2014 гг. [3].
Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
39,17 |
35,04 |
34,62 |
37,26 |
37,67 |
36,62 |
36,64 |
Евразийский экономический союз | |||||||
Беларусь |
50,68 |
45,78 |
41,59 |
38,76 |
40,53 |
41,95 |
41,84 |
Казахстан |
28,30 |
22,14 |
23,94 |
27,70 |
26,92 |
25,26 |
25,63 |
Киргизия |
29,91 |
32,32 |
30,54 |
31,84 |
33,82 |
33,94 |
30,51 |
Армения |
20,48 |
20,87 |
21,22 |
22,09 |
22,31 |
23,67 |
23,55 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
32,34 |
30,28 |
29,32 |
30,10 |
30,90 |
31,21 |
30,39 |
Бразилия | 36,73 | 34,82 | 37,10 | 36,95 | 38,12 | 37,87 | 38,19 |
Индия | 19,71 | 18,52 | 18,82 | 18,71 | 19,48 | 19,76 | 19,47 |
Китай | 22,65 | 23,83 | 25,08 | 27,68 | 28,63 | 28,18 | 27,36 |
Южная Африка | 29,62 | 28,410 | 27,46 | 27,87 | 28,30 | 28,77 | 28,80 |
Средняя по БРИКС (кроме России) | 27,18 | 26,32 | 27,12 | 27,80 | 28,56 | 28,65 | 28,45 |
Итак, можно отметить, что налоговая нагрузка в России в среднем выше, чем в ЕАЭС (за исключением Беларуси) и странах БРИКС (за исключением Бразилии). В то же время необходимо обратить внимание на отличия реализуемых в странах моделей рыночной экономики. В частности, в Российской Федерации реализуется социально-ориентированная рыночная модель, предполагающая более высокий уровень социальной защиты, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к уровню налоговой нагрузки на экономику.
В качестве основных мер в области налоговой политики по налоговому стимулированию предлагаются следующие направления:
- стимулирование развития малого предпринимательства путем объявления «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных ИП, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде налоговой ставки в размере 0 процентов;
- создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этой практики на Республику Хакасия и Красноярский край;
- предоставление налоговых преференций для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия [4, с.242].
На наш взгляд основной задачей реализации стимулирующей налоговой политики государства должно стать создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, что повлечет за собой новые рабочие места и повышение занятости населения; для развития наукоемких отраслей в Сибири. В связи с присоединением Крыма в 2014 году важную роль играет развитие туризма в республике, а также таких отраслей как виноградарство и виноделие, причем как в Крыму, так и в Краснодарском крае.
Библиографический список
- TkachevaT.Yu., Afanaseva L.V., Belousova S.N. Risk management in providing the region for fiscal security// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 28. № 4. р. 485-489
- Косенкова Ю.Ю. К вопросу о налоговой нагрузки в Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. – №8. – С.56-61
- Министерство Финансов РФ / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.minfin.ru/ru/
- Налогообложение организаций: учеб. пособие/ Л.В. Севрюкова, Т.Ю.Ткачева, Н.С. Трусова [и др.]; под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю.Ткачевой; Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015.- 280с.
Количество просмотров публикации: Please wait