УДК 338.23

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Сибгатулина Алия Ильдаровна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация
В статье рассматриваются условия и перспективы создания малого и среднего бизнеса в России, анализируется его развитие в условиях санкций. Автор подробно рассматривает принимаемые органами власти меры по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственные льготы, коррупция, кредит, лизинг, малый и средний бизнес, поддержка, Правительство, субсидирование


STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Sibgatulina Aliya Ildarovna
Russian Presidential academy of national economy and public administration

Abstract
Conditions and prospects for the creation of small and medium business in Russia are considered in the article. The conditions of business development at the time of sanctions are analyzed. The author details the measures of the state support of small and medium business taken by the authorities.

Библиографическая ссылка на статью:
Сибгатулина А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11420 (дата обращения: 26.05.2017).

В современной рыночной экономике роль малого и среднего бизнеса велика. Малые предприятия в отличие от корпораций обладают гибкостью и способны быстро и четко приспособиться к экономической конъюнктуре. В каждой стране свои критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу свои. В Российской Федерации используют, в основном, следующие условия:

  1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов[1].
  2. Законодательно ограниченная численность работников.
  3. Объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета НДС не должен превышать законодательно установленный размер в зависимости от категории субъекта бизнеса.
  4. Законодательно ограниченная балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) .

Малое и среднее предпринимательство (МСП) составляет основу национальной экономики многих стран. Развитие и поддержка предпринимательства стало толчком в социальной опоре рыночной экономики России. Развитие этого направление способствует снижению безработицы, открытию  новых рабочих мест, увеличению денежной массы в обращении. Все это позволяет не только сохранить стабильность, но и обеспечить экономический рост страны. Малый и средний бизнес отличается гибкостью и способностью быстро реагировать на внешние факторы. Для малых компании открыт горизонт освоения новых видов деятельности, производства новых товаров.

Организационный процесс в таких компаниях намного легче и проще, чем в крупной корпорации со сложной структурой управления. Кроме всего вышесказанного, стоит отметить, что в пользовании у владельцев организации, в основном, небольшой объем денежных средств, которые нужно использовать для развития компании. Владелец малого и среднего предприятия принимает важные решения о расходовании  денежных средств  в сжатые роки, имея малый финансовый ресурс. В этих условиях принятие неверного пути может привести к краху компании.  Кроме того,  малое и среднее предпринимательство имеет риск  слабой устойчивости вследствие небольшого основного капитала. Присутствует вероятность проигрыша в конкурентной борьбе с другими, как и малыми компаниями, так и огромными корпорациями. В условиях демпинга фирма, скорее всего, обанкротится и уйдет с рынка.

Одной из главных проблем малого и среднего бизнеса является привлечение  инвестиций для организации самой фирмы или увеличение основных фондов.  Собственных средств для этой цели часто недостаточно  и частный предприниматель вынужден использовать средства внешних инвесторов  или обратиться в банк.  Тем не менее, большинство банков предпочитают больше работать с крупными проверенными компаниями. Причина состоит в том, что предпринимательство в нашей стране, в основном, является «непрозрачным», рискованным. Во избежание выше перечисленных проблем государство пытается оказать помощь малому и среднему бизнесу в становлении своего дела.

В  условиях меняющейся экономической конъектуры регулируются условия и критерии государственной поддержки малому и среднему бизнесу.  В 2016 бюджет РФ оценен экспертами как «жесткий», однако правительство все равно реализует программу «Развитие малого и среднего предпринимательства». В результате кризиса и сокращения финансирования данной статьи субсидии сокращены на 30 % по сравнению  2015 г.  Вся программа, а именно субсидии на поддержку и софинансирование объектов капитального строительства составляет 12,3 млрд. руб.  Правительство сократило объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии  с государственной программой  с 14,8 до 11,2 млд. руб. На 0,6 млрд. рубл урезана субсидия Федеральной налоговой службы на ведение реестра МСП, и на 0,25 млрд.руб. сокращено финансирование росмолодежи на программу « ты – предприниматель».

В 2016 г. правительство делает акцент на сельскохозяйственную отрасль и инновацию, но не остаются в стороне и простые предприниматели. Им будут выделяться деньги для компенсации затрат, связанных с приобретение оборудования в целях создания, развития и модернизации собственного производства.

Государство предусмотрело 6 видов поддержки предпринимателей на 2016 г.[2]:

  • субсидирование части процентной ставки по кредитам;
  • субсидии на уплату первого взноса по договору лизинга;
  • субсидирования части затрат на развитие бизнеса;
  • субсидирование начинающих предпринимателей и поддержка молодежного предпринимательства;
  • налоговые льготы;
  • информационная помощь.

В первом виде государство предоставляет субсидию на покрытие процентной ставки по кредитам. Предприниматель, заключив договор по предоставлению кредита, обязан производить выплаты в срок.  После этого он подает заявку на субсидию и только в случае одобрения – поучает компенсацию части процентных расходов. Однако вероятность получения положительного ответа от государственных органов не велика. Следовательно, надо продумывать цели и направления деятельности на стадии зарождения бизнеса. Ведь госпрограмма содержит обязательные критерии и условия для ограничения сроков кредитования и целей.

Второй вид осуществляется с помощью лизинга, который очень востребован в наше время. Это выгодно, удобно и рентабельно особенно для МСП, ведь не все начинают бизнес, имея внушительные финансовые ресурсы. В России существует субсидирование аванса (первого взноса) по договору лизинга,  который включает приобретение оборудования и/или легкового транспорта.  Обычный лизинг без каких-либо специальных условий дороже кредита. Тем не менее, одним из критериев получения кредита является высокий первый взнос. Лизинг наоборот имеет низкий размер аванса, но государство субсидирует именно первый взнос. Следовательно, из этого пропадает вся выгодность действий.

Кроме государственного субсидирования есть и региональная помощь. В основном осуществляется поддержка образовательной деятельности, сельхозпроизводителей и отраслей, нужных для региона. Часто осуществляется компенсация издержек (затрат) на модернизацию бизнеса. Однако, иногда господдержка имеет ряд критериев, таких как: количество работников, оценка эффективности для региона.

Четвертый вид – молодежное предпринимательство одно из рискованных видов деятельности. Нехватка опыта, опрометчивые решения, особенно по управлению финансами, могут привести к банкротству фирмы. Для поддержки молодежи в бюджете выделяют статью, но в 2016 г. финансирование сократилось на 0,25 млрд. руб., что ужесточает конкурсный отбор и уменьшает количество выделяемых субсидий. Кроме всего вышесказанного, также есть возможность получения помощи через центры занятости. Это было реализовано для снижения уровня безработицы в стране.

Существует 2 направления предоставления субсидий:

  • открытие бизнеса человеком, имеющим статус безбедного;
  • организация дополнительных рабочих мест, но работодатель обязан трудоустроить человека из числа безработных. Однако считается, что эта часть может не правильно выполняться работодателями, тем самым ухудшая положения регионов.

Есть небольшая особенность в этом виде, а именно досрочное открытие ИП или юридического лица лишает право на предоставление субсидии.

Также к видам поддержки малого и среднего бизнеса относится ряд государственных  льгот. Эти меры считаются менее коррумпированными и более прозрачными, кроме того их объем не ограничен бюджетом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ главами 26,2 и 26,3 к малым предприятия могут применяться упрощенная система налогообложения, заменяющая таких налогов как:

  1. налога на прибыль;
  2. налога с продаж;
  3. налога на добавленную стоимость;
  4. единого социального налога;
  5. налога на имущество.

Все приведенные налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности субъекта на определенный налоговый период. Следует также добавить про условия для получения преференций малым и средним бизнесом:

  • доля юридических лиц в уставном капитале организации;
  • вид деятельности;
  • стоимость основных фондов;
  • численность рабочих;
  • сумма доходов;
  • наличие обособленных филиалов и представительств.

Когда фирма ведет свою деятельность в области экономики,  Федеральная налоговая служба осуществляет контроль над доходами организации. Вследствие этого фирмы обязаны платить единый налог на вмененный доход в соответствии с главой 26,3 Налогового кодекса РФ. Единый налог на вмененных доход  вводится для предприятий, осуществляющих [3] :

  • бытовые и ветеринарные услуги;
    • услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств;
    • автотранспортные услуги;
    • розничная торговля;
    • услуги общественного питания;
    • размещение наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;
    • услуги временного размещения и проживания;
    • передача в аренду торговых мест и земельных участков для торговли.

Необходимо также подчеркнуть, что льготная система налогообложения устанавливается на уровне региона и регулируется местным законодательством.

Когда человек хочет открыть свой бизнес, ему необходимо решить какой сегмент рынка занять. Из этого следует встречный вопрос – какой бизнес самый прибыльный в России?

Если рассматривать именно малый бизнес, необходимо отметить такую категорию, как перепродажа. То есть люди закупают товар с низкой себестоимостью, в основном это различная сувенирная продукция, аксессуары для техники, косметика, и перепродают по завышенной цене, иногда, и в 100 раз. Все это происходит по причине того, что в нашей стране очень сложно построить производство. Во-первых, нужны существенные вложения в новое дело, а именно начиная от закупки станков и снятия помещения в аренду до  рекламы. Во-вторых, Россия огромная страна с суровым климатом. Транспортировка  из одной части в другую требует больших затрат. Исходя из этого, сейчас намного легче перепродавать что-то или оказывать услуги. Например, в наше время выгодно открыть фитнес центр, стоматологию или салон красоты, приобретать оборудование в лизинг, снимать полуподвальные помещения.

Средний бизнес требует более существенных финансовых вложений, чем малый бизнес. Примером среднего предпринимательства может служить:

  1. Строительные фирмы, а именно продажа товаров связанных с ремонтом.
  2. Торговые сети. Это может начинаться от небольших магазинов и заканчиваться супермаркетом.
  3. Сети кафе, баров или еда на вынос.
  4. Транспортные услуги. Например, парк такси.

Из этого можно сделать вывод, что самые распространенные виды малого и среднего предпринимательства характерны для сферы услуг.  Исходя из всего сказанного, государству необходимо сменить приоритеты в поддержке МСП. Например, увеличивать субсидии, снижать налог  для бизнеса занятого в производстве, чем в услугах. Тем самым, стимулировать развитие собственного производства, что  особенно важно, в условиях экономических санкциях.

Для того, чтобы предпринимательство свободно функционировало, необходимо снижать фискальную нагрузку в стране и предоставлять больше экономической свободы гражданам.

Правительство утверждает, что усиление государственной поддержки малого и среднего бизнеса  зависит от дефицита бюджета. Как только он будет сокращен, то немедленно будет снижено давление в виде денежного предложения и в целом упрощена фискальная политика.

Одна из главных проблем в России – коррупция. Контролирующие органы часто злоупотребляют своими полномочиями  и создают избыточное давление на предприятия. Органы власти всех уровней пытаются ослабить административное давление на малый и средний бизнес. Тем не менее, прогресс в этом направлении просматривается все еще слабо.

По данным Открытого правительства в настоящее время действует, примерно, 130 видов государственного контроля, ежегодно проводится около 2 млн проверок (только зарегистрированных). При этом лишь  в 15 % случаев – выявляются реальное правонарушение. По статистике 83% людей, имеющих свой бизнес, после того, как на них завели уголовное дело, лишаются своей фирмы. Такая постановка дел полностью убивает смысл предпринимательства. Более выгодным действием было бы вынесение предупреждения за мелкие правонарушения. Кроме того необходимо применять залог, домашний арест, подписку о невыезде, как меру пресечения.

Контрольно-надзорный орган должен быть ориентирован больше на профилактику, чем на гнет и репрессии. В Российском законодательстве есть небольшая брешь. Многие бизнесмены обвиняются по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество», судьи же при избрании меры пресечения приводят аргумент, что действия бизнесменов совершены не в сфере  предпринимательской деятельности, а они являются настоящими мошенниками.

Правоохранительные органы, кроме того недостаточно честно выполняют свою работу  при очевидных нарушениях прав предпринимателей. Частые проявления мстительности, обязательства перед вышестоящими начальниками, заказы крупных фирм, которые хотят искоренить любую конкуренцию. Все это заставляет людей идти на коррупцию.

В настоящее время происходит обмен данными между Россией, Европейским союзом и другими странами-членами ООН в рамках Конференции посвященной защите предпринимателей от коррупционных практик. Молдова, Тунис и Киргизия в частности заинтересовались нашим институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Для успешного функционирования малого и среднего бизнеса необходимо:

  1. Провести анализ коррупционных рисков. Проанализировать виды рисков и обхода законодательства.
  2. Требуется провести работу по выявлению коррупционных практик и, там где замечена более высокая активность, устранить.
  3. Разграничить понятия «мошенничество» и «халатность в предпринимательской деятельности».
  4. Ввести в законодательство понятие «типичная коррупционная практика» и нормы пресечения за правонарушение. Это необходимо в связи с тем, что коррупционеры совершают однотипные махинации и нужны регламенты на законодательной основе по их устранению.
  5. Одна из главных основ построения фундамента против коррупции – активизировать работу статьи 169 Уголовного кодекса РФ «Препятствование законной предпринимательской деятельности». Проблема  в том, что за 2015 год по ней не было возбуждено ни одного дела.
  6. Важно  снижение ставок по кредитам для молодого бизнеса.
  7. Для развития предпринимательства необходимо ужесточать антимонопольную политику.

На современном этапе развития малого и среднего предпринимательства и особенно в условиях экономического кризиса, важное значение имеет укрепление финансовой устойчивости.

Финансовая устойчивость организации – это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала, гарантирует платёжеспособность и кредитоспособность в условиях допустимого уровня риска.[4]

Достижению такого финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства должны способствовать меры по их государственной поддержке.

Важное значение имеет поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. [5]


Библиографический список
  1. Официальный портал правительства Ростовской области//Критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу//URL: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=86737 ( дата обращения 12.04.2016)
  2. Субсидии по кредитам//Господдержка предпринимательства: перспективы 2016// URL: http://субсидии-по-кредитам.рф/господдержка-предпринимательства-п/ ( дата обращения 13.04.2016)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. От 12.04.2016)// Глава 26.3. «Система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»  (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ) Ст.346.26
  4. Соболев В.И. Фиансовый анализ – информационная база для разработки финансовой политики коммерческой организации.// – М. Экономика и предпринимательство. №12( ч.2) 2015-С. 598
  5. Фридман А. М. Финансы организаций ( предпрятий). Учебник. – М: Издательство –Торговая корпорация « Дашков и К», 2010, с. 28
  6. Борис Титов: «Омбудсмены сэкономили для бизнеса десятки миллиардов» ; Первое Антикоррупционное СМИ. URL:  http://pasmi.ru/archive/131030 ( дата обращения 15.04.2016)
  7. Рябикова Н. Е. Компетентносный подход в развитии бизнеса // ВЕСТНИК ОГУ — 2014. — № 4 — С.180–185.
  8. Глава UniCredit: санкции против РФ больше навредили Европе, чем России ; РИАНовости.  URL:http://ria.ru/world/20140926/1025797504.html (дата обращения 12.04.2016)
  9. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги. Полное практическое руководство. Под ред.Касьянова А.В.// М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.
  10. Шаринова Г. А., Барангов В. А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации //Молодой ученый – Ежемесячный научный журнал (№21 (80), декабрь-2 .2014
  11. Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый – Ежемесячный научный журнал (№21 (80), декабрь-2 2014.


Все статьи автора «Сибгатулина Алия Ильдаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: