УДК 338.984

СПЕЦИФИКА И РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО PR В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ

Введенская Марина Викторовна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
к.э.н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью

Аннотация
Одна из самых сложных технологий в практике специалиста по связям с общественностью – это создание и проведение PR-кампании. «Трудность и много направленность PR-кампании подразумевает разделение ее на несколько технологических элементов» [1, C 165]. Грамотная PR-кампания сочетает в себе удачные лозунги и необходимый выбор PR-средств, правильный подсчет временных затрат и качественные социологические исследования, множество монотонной работы и креативные решения, обоснование на фактах и использование интуиции.

Ключевые слова: внешний PR., внутрикорпоративный PR, организация PR, отдел по связям с общественностью, функции PR


THE SPECIFICITY AND THE ROLE OF INTERNAL AND EXTERNAL PR ACTIVITIES IN INDUSTRIAL PLANT

Vvedenskaya Marina Viktorovna
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Ph.D., Head of the Marketing Institute of branch management, Associate Professor, Department of Advertising and Public Relations

Abstract
One of the most sophisticated technology in the professional practice of public relations - is the creation and realization of PR-campaign. "The difficulty and a lot of focus of PR-campaign involves its division into several technological elements."Literate PR-campaign combines the successful slogans and the necessary range of PR-funds are counted correctly time-consuming and qualitative sociological research, a lot of repetitive work and creative solutions, justification on the facts and the use of intuition.

Keywords: PR-кампания


Библиографическая ссылка на статью:
Введенская М.В. Специфика и роль внутреннего и внешнего PR в деятельности промышленных предприятии // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11144 (дата обращения: 29.09.2017).

Во многих сферах деятельности человека PR в настоящее время приобрел огромное значение. PR мероприятия используются почти везде: в культуре, промышленности, бизнесе, благотворительности, политике и т.д.

В настоящее время распространено множество определений понятия Паблик Рилейшнз (PR) и трудно выбрать, остановится на одном понятии. Можно определить самые удачные толкования термина PR:

1. Ученые Института общественных отношений  в Англии под Public relations подразумевают планируемые, долговременные усилия, которые направлены на создание и поддержание взаимопонимания  и благоприятных отношений среди предприятий и ее общественности (обществом). [2, c.40]

2. PR – общественная деятельность, которая направлена на становление и поддержание положительных и гармоничных отношений между компанией и обществом на основе оперативной, правдивой, целенаправленной и достаточной информации. [3, C. 127]

3. PR представляется как специальная наука и искусство управления общественной информацией в сфере внеценовой конкуренции:

-        которые направлены на создание и поддержание открытого двухстороннего общения между службами и общественностью;

-        на основе положительных информационно просветительских материалов, активных акций и оценок ответных общественных реакций;

-        которые основаны на правде, просвещении и открытости;

-        с целью получения взаимопонимания, социального партнерства, согласия и организации благоприятных стечений обстоятельств. [4, C. 173]

4. Паблик рилейшнз также представляется как система связей с общественностью, которая предполагает универсальную деятельность по совершенствованию взаимоотношений между компанией и населением, а также с теми, кто вступает с ней в деловые отношения как внутри, так и снаружи. [5, C. 279]

5. Public relations – это процедурно-технологические действия и информационно-аналитические мероприятия, которые предполагают организацию и распространение сообщений, которые направлены на идеализацию взаимоотношений внутри проекта, а также между участниками проекта и внешним окружением проекта для успешной реализации данного проекта. [ 6, C. 108]

Некоторые авторы, определяя термин PR, используют термины «наука», «искусство». Некоторые авторы определяют PR как деятельность по достижению благоприятного имиджа, однако, в конечном счете во всех терминах присутствуют одни и те же смысловые блоки, которые описывают цели, задачи, средства и результаты PR-деятельности.

Можем сказать, что связи с обществом – это наука, творчество и коммуникативная деятельность, направленная на создание и поддержание позитивных отношений между субъектом PR и обществом на основе достоверной информации.

В последнее время для позиционирования предприятия, продукции или личности в PR-деятельности используют пропаганду – это политический инструмент, способ контроля общества, ее обязанность – привлечение единомышленников и удержание их в подчинении.

Главная задача пропаганды при наличии возможностей заключается в использовании всех видов деятельности человека для того, чтобы поменять сферу обитания человека и заставить человека принять необходимую точку зрения. В пропаганде часто не учитываются моральные аспекты, и слово в наши дни используется чаще для разъяснения тех убеждений, которые базируются только на личной выгоде, которые для получения цели бывает нужно изменить факты. [7, C. 76]

Однако связи с общественностью, напротив, признают длительную ответственность и стремятся разъяснить и достичь понимания через принятие позиций и идей добровольно[13]. PR-деятельность будет успешной лишь в том случае, когда в основе лежат моральные нормы и ценности и которая осуществляется достойными способами. В связях с общественностью цель не должна оправдывать применения опасных, или не честных методов.

Главное отличие PR для промышленных предприятий – сам объект продвижения. Для рынка товаров широкого потребления в основном продвигается продукция или торговая марка продукции, то в отрасли промышленности объект продвижения – само предприятие. Плюсы PR-продвижения для производителя заключаются его положительной репутации, которая автоматически распространяется на все, что он производит, а это зачастую несколько брендов и десятки направлений в деятельности компании.

Обычная проблема для нашего рынка – не высокий показатель информированности общества о предприятиях-производителях. Как правило, общественность не владеет информацией, кто стоит за названием фирмы. Кроме того, она может совершенно не представлять, что конкретный вид выпускает именно определенная организация, а не другая.

Шаблонными целями в области PR для предприятий в сфере промышленности  являются следующие:

-       рост популярности в деловой среде;

-       создание/усиление репутации на рынке;

-       информационная поддержка значительных кругов общественности;

-       организация мнения общественности;

-       создание взаимоотношений с общественными организациями;

-       связи со СМИ;

-       противокризисный PR;

-       связи с внутренней общественностью. [8, C. 252]

Роль PR в устанавливании отношений с органами власти заключается в активной общественной позиции компании и создании положительного мнения в обществе, по отношению к работе и продукции фирмы. Инвесторы, акционеры, партнеры и сотрудники являются так называемой внутренней общественностью организации. Важность надежных связей с ними понятна. К примеру, для концерна, состоящего из нескольких фирм, или для предприятия, которое владеет десятками филиалов в регионах, наиболее значимы корпоративные мероприятия (конференции, праздники, семинары, съезды) – для сплочения коллектива, создание чувства единства команды.

Что касается населения, то для этой группы наиболее важны социально-экономические вопросы. Не вызывает сомнения, что промышленное компания является субъектом экономики, но зачастую забывают, что оно также является и субъектом общества. От того, какое социальное лицо у фирмы или компании, в какой-то степени влияет на его стратегическое развитие. К примеру, порой общество видит в предприятии только «завод, который дымит», забывая о том, что данный завод является главным налогоплательщиком целого города или даже области. А от постоянных поступлений в бюджет города, как известно, зависит решение многих социально-бытовых проблем населения. Или, наоборот, в столице никто может не догадываться, что предприятие в регионе является уникальным и его продукция может быть необходима далеко за пределами родины. В такой обстановке сложно рассчитывать на внимание органов власти к нуждам и проблемам компании. [9, C. 135]

Как правило, большим промышленным предприятиям и холдингам не нужна яркая реклама. Скорее они имеют интерес к надежной репутации в деловых кругах, надежных и устоявшихся отношениях с партнерами, инвесторами и прочими видами общественности. Только репутация на сегодняшний день является тем главным конкурентным преимуществом, которое сложнее всего устранить конкурентам. С противоположной стороны, репутация – это запас прочности, кредит доверия к компании в кризисных условиях. PR в этом случае – это целенаправленная работа, которая начинается с момента запуска предприятия (а порой – и заблаговременно до этого) и не заканчивается до тех пор, пока действует компания.

Основными коммуникативными задачами являются четыре основных аспекта:

- использование промышленным предприятием значительных объемов ресурсов природы (земли, воды, леса, воздуха и прочее), составляющих общественное благо, привело к необходимости специальной деятельности как по разъяснению самого факта использования, так и по снижению потенциальных общественных напряжений;

- формирование статуса собственника и руководителя предприятия в обществе нуждалось в особенной работе над созданием позитивного имиджа новой общественно-социальной фигуры;

- возрастание количества занятых в производстве работников и специализация их на отдельных атомарных операциях вместе с ростом производительности труда привели к потребности создания внутри предприятия вертикальных и горизонтальных коммуникационных связей, а также нуждались в особой работе по формированию корпоративного единства;

- следствием роста производительности труда стал сильный скачек численности товаров, массовое производство повлекло конкуренцию. [10, C. 68]

Направление PR-деятельности:

1)    Идеализация отношений с обществом в целом и с некоторыми её целевыми группами, в частности с такими имеющим  вес, как представители населения – СМИ, общественные организации, органы власти и прочие.

2)    Создание позитивного образа владельца и команды по управлению предприятием.

3)    Внутрикорпоративный пиар включающий различные многоплановые задачи.

4)    PR-сопровождение продуктивного сбыта товаром и увеличение конкурентоспособности компании и его продукции в условиях рынка[11, C. 65].

Виды PR-деятельности на промышленном предприятии [12]:

1)    Работа со СМИ (media relations), демонстрация социальной ответственности, лоббирование, взаимодействие с государственными учреждениями и общественными организациями (public affairs). К этому направлению можно отнести работу по управлению имиджем компании (corporate affairs), работа по предупреждению, преодолению и снижению ущерба от кризиса (spin-деятельность, issues management, crisis management), так как финальная цель всех этих действий является  улучшение мнения о предприятии в обществе.

2)    Работа над имиджем персоны, имеющей название image making;

3)    Формирование корпоративного единства, духа команды, создание доброжелательных отношений с сотрудниками, принятие участия в стимулировании труда, создание и поддержка инструментов внутреннего взаимодействия, в том числе каналов прямой и обратной связи с персоналом.

4)    Брэндинг, принятие участия в маркетинговых и рекламных программах, идеализация взаимоотношений с клиентами (consumer relations). К причинам роста конкурентоспособности бизнеса компании считаем уместным отнести также налаживание устойчивых отношений с поставщиками, партнерами, инвесторами (investor relations), поддерживаемых методами PR.

На основании перечисленного выше, можно утверждать, что видов PR-деятельности достаточно широкий спектр, сопровождающий деятельность промышленной компании. Для промышленного предприятия главное не бросающаяся в глаза и запоминающаяся реклама, а репутация и признание в обществе. Создание PR-отдела является важным моментом на промышленном предприятии.


Библиографический список
  1. Розанова Н.Н.. Механизм оценки репутации региональной власти. Отраслевой журнал «Век качества»  – 2011,- №5,  С. 19-20
  2. Олейник И., Лапшов А. Плюс/минус репутации – Самара: Издательский дом «Бахрам-М», 2003. – С. 47
  3. Горин С.В. Теоретические основы репутациологии/ Журнал «Креативная экономика» – 2007 год – №5, С. 89-96
  4. Горин С.В. Теоретические основы репутациологии/ Журнал «Креативная экономика» – 2007 год – №6 С. 46-50
  5. Горин С.В. Теоретические основы репутациологии/ Журнал «Креативная экономика» – 2007 год – №5 С. 89-96
  6.  Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью»/ составитель И. А. Манахова-Ульяновск: Изд-во УлГТУ, 2010. – С. 77
  7. НарешМалхотра. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. Пер. с англ. НарешМалхотра – К.: ООО «ТИД «ДС», 2004 г. С. 225-226
  8. Даулинг Грэм. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности. Пер. с англ. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-Контакт»: Инфра-М, 2003. С. 273
  9. С.Д. Резник, Т.А. Юдина. Репутация высшего учебного заведения. Научный журнал «AlmaMater» (Вестник высшей школы). – 2011 г. – №3 //  http://www.almavest.ru/ru/archive/2011/vypusk3(aPRel)/343 [дата обращения: 11 февраля 2013]
  10. Гришанин Н.В., Конюшенко Е.В. Мода как фактор формирования социокультурной идентичности личности в условиях общества символического потребления//Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12625 (дата обращения: 04.04.2014).
  11. Гришанин Н.В., Проскуряков М.Р., Рыжова Н.И. ОСНОВЫ БРЕНДИНГА//Учебное пособие / Москва, 2013. С. 45
  12. Гришанин Н. В. Брендинг: учебное пособие. -М.: МГУП, 2009. – С 272
  13. Низовцева Н.Ф. Тренды в сфере коммерческой коммуникации: вызов // режим доступа – http://elibrary.ru/item.asp?id=24298125 (дата обращения 23.02.16)
  14. Гришанин Н.В. Технологические тренды и их влияние на рынок рекламы и связей с общественностью // режим доступа – http://elibrary.ru/item.asp?id=25325686 (дата обращения 23.02.16)
  15. Бражников Г.А. Позиционирование организации в интернете и новых медиа // режим доступа – http://elibrary.ru/item.asp?id=25065678 (дата обращения 23.02.16)
  16. Шлафман А.И. Необходимые и достаточные условия для развития инноваций в интеграционных процессах//Журнал правовых и экономических исследований, 2014, 2: 22-26


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: